МНОГОЯЗЫ́ЧИЕ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МНОГОЯЗЫ́ЧИЕ (мультилингвизм, полилингвизм), знание и использование нескольких языков. М. может быть групповым [если отд. языковая общность (языковой коллектив), живя в многоязычном окружении (напр., в многонациональном государстве), активно использует неск. языков] и индивидуальным, заключающимся в знании и потенциальном применении большого количества языков отд. человеком. Известны случаи знания одним индивидом до нескольких десятков языков.
Языковые общности бывают многочисленными – макрообщностями (народ, племя, род) и малочисленными (микрообщности). Чем меньше численность языковой общности, тем обычно выше степень её языковой однородности. Часто микрообщности объединяются языком, используемым лишь в одной социальной функции (напр., для совместного обучения, для совместной работы). В макрообщностях же широко распространено М. Напр., население большинства совр. государств многоязычно. В 125 государствах [что составляет от 50 до 65% всех стран мира (в зависимости от разных оценок их числа)] функционируют от 3 до нескольких десятков и даже сотен языков. Одноязычных же стран в мире всего 6 (напр., Япония, Корея). М. государства может сочетаться с одноязычием в отд. составляющих его языковых общностях; напр., представители к.-л. народа внутри своей языковой общности могут общаться исключительно на родном языке, но становятся многоязычными, выезжая в более крупный город, в адм. центр, в столицу, где они осуществляют коммуникацию часто на офиц. языке (офиц. языках) своего государства или на др. распространённых в нём языках (напр., ретороманцы в Швейцарии, представители ряда малочисл. народов Кавказа). В многоязычных государствах обычно функционируют многокомпонентные социально-коммуникативные системы, включающие языки, которые различаются широтой функционирования. Так, в многонациональной и многоязычной Рос. Федерации в такую систему входят, по разным оценкам учёных, от 130 до 180 языков; при этом общегосударственным языком и т. о. языком единения всей страны является русский, ещё за 34 языками юридически закреплён статус государственных, и как таковые они применяются в 21 республике РФ, т. е. в местах компактного проживания титульных наций.
При использовании М. в жизни языковой общности оно является активным, если же члены языковой общности знают неск. языков, но не пользуются ими, говорят о пассивном М. Напр., в совр. России многоязычной должна была бы быть вся страна, т. к. предполагается активное знание всеми языковыми общностями родного языка, рус. языка, гос. языка (гос. языков) республики – субъекта Федерации и иностр. языка (иностр. языков). Однако знание иностр. языка, иногда родного или республиканского государственного в некоторых языковых общностях не переходит в активное их использование, поскольку нет такой социальной потребности.
М. чаще всего начинается и реализуется в форме двуязычия (билингвизма). М. и двуязычие исследуются в разных аспектах: социолингвистическом, психолингвистическом, педагогическом, лингвистическом, этнолингвистическом.