КУРИЛО́ВИЧ КУРЫЛОВИЧ ЕЖИ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУРИЛО́ВИЧ, Курылович (Kuryłowicz) Ежи (в СССР Юрий Иванович) (26.8.1895, Станиславув, ныне Ивано-Франковск, Украина – 28.1.1978, Краков), польск. языковед, чл. Польск. академии наук и письменностей (1938), Польск. АН (1952). По настоянию отца учился в Высшей школе междунар. торговли (Вена), в которой, помимо экономич. дисциплин, изучал также иностр. языки (1913–14, 1918–1920). В Вене также посещал Ин-т вост. языков. В 1914 мобилизован в австро-венг. армию во время 1-й мировой войны, в 1916 ранен и попал в рос. плен. В 1921–23 изучал ром. и герм. филологию во Львовском ун-те, с 1923 – востоковедение, общее и индоевропейское языкознание в Париже (встречался с А. Мейе, Ж. Вандриесом, М. Коэном, Э. Бенвенистом). Вернувшись во Львов (1926), работал в ун-те; зав. кафедрой сравнит.-историч. языкознания с 1927, проф. с 1934. В 1931–36 совершил ряд науч. поездок за границу – в США, где стажировался в Йельском ун-те, познакомился с Э. Сепиром, в Вену, где работал с К. Бюлером, в Лондон. В годы 2-й мировой войны в условиях гитлеровской оккупации Львова официально преподавал в Польск. школе коммерции, при этом работал в подпольной Польск. академии, был одним из организаторов конспиративного университетского обучения. После войны возобновил работу в ун-те Львова (вошедшего в состав СССР), печатался в сов. изданиях. В 1946–48 проф. Вроцлавского ун-та, зав. кафедрой индоевропейского языкознания; до 1965 проф. Ягеллонского ун-та в Кракове, зав. созданной для него кафедрой общего языкознания. Читал лекции в университетах Гамбурга, Мичигана, Гарварда.
Работы К. посвящены гл. обр. проблемам индоевропеистики, семитологии и общего языкознания. Предложил реконструкцию индоевропейского ударения, внёс вклад в развитие ларингальной теории, обнаружив существование ларингалов в хеттском языке. Выдвинул гипотезу о происхождении семитского трёхсогласного корня в результате грамматикализации аблаута.
К. не примыкал ни к одному из ведущих направлений языкознания своего времени. Он был связан с Пражским лингвистич. кружком (см. Пражская лингвистическая школа), испытывал влияние идей И. А. Бодуэна де Куртенэ, представителей глоссематики. Разделяя структуралистское понимание языка как «системы чистых отношений» (см. Структурная лингвистика), в то же время занимался вопросами эволюции языковой системы. Разработанный К. и др. учёными метод внутр. реконструкции (см. Реконструкция лингвистическая) – наиболее значит. вклад структурализма в сравнительно-историческое языкознание.
С глоссематиками К. сближало представление о языкознании как о системе аксиом и правил построения выводов по образцу математики. Он рассматривал лингвистику как часть семиотики и выдвигал идею о структурном сходстве явлений разных уровней языка (напр., слога и предложения); предложил закон знака языкового, проявляющийся на разных уровнях, связывая его с введённым пражской школой понятием маркированности-немаркированности знака. От глоссематиков К. отличало представление о необходимости учёта при исследовании языка его звуковой природы, связи теории с анализом конкретных фактов. Подчёркивал роль социальных факторов в языке.
К. также принадлежат работы по грамматич. семантике. Ввёл противопоставление грамматич. и конкретных (семантических) падежей (эта классификация – одна из осн. трактовок семантики падежа в языкознании), обосновал различие между синтаксич. и семантич. деривацией, занимался проблемами становления и функционирования осн. грамматических категорий.
Гос. пр. ПНР (1955, 1964).