СТРУКТУ́РНАЯ ЛИНГВИ́СТИКА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТРУКТУ́РНАЯ ЛИНГВИ́СТИКА, совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с чётко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и др.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка. Своё название С. л. получила благодаря особому вниманию к структуре языка, которая представляет собой сеть отношений (противопоставлений) между элементами системы языковой (см. также Знак языковой, Оппозиции языковые), упорядоченных и находящихся в иерархич. зависимости в пределах определённых уровней (см. Уровни языка). Структурное описание языка предполагает такой анализ реального текста, который позволяет выделить обобщённые инвариантные единицы (схемы предложений, морфемы, фонемы) и соотнести их с конкретными речевыми сегментами на основе строгих правил реализации. Эти правила определяют границы варьирования языковых единиц в речи, допустимого с точки зрения сохранения ими самотождественности, т. е. фиксируют набор допустимых синонимич. преобразований единицы языка. В зависимости от уровня анализа правила реализации формулируются как правила позиц. распределения конкретных вариантов единицы, напр. принцип дополнит. дистрибуции в фонологии и морфологии (см. Дистрибутивный анализ), или как трансформац. правила в синтаксисе (при трансформац. анализе; см. Трансформационный метод), регулирующие переход от инвариантной глубинной структуры предложения к множеству её реализаций (поверхностное представление). На базе С. л. развилась порождающая грамматика (см. Генеративная лингвистика); идеи структурного анализа языка во многом определили постановку и решение задач, связанных с автоматическим переводом. Сочетание С. л. с типологией лингвистической привело к возникновению структурной типологии, исследующей общие закономерности строения отд. фрагментов языковой системы и языка в целом (см. также Универсалии лингвистические). Благодаря С. л. в языкознание пришли математич. методы исследования (см. Математическая лингвистика).
С. л. сложилась в 1920–30-е гг. как особое направление, отличное от господствовавшего в кон. 19 в. младограмматизма с его исключит. вниманием к истории языковых элементов и от традиц. описат. грамматики с её нестрогим понятийным аппаратом и «предвзятостью» в описании языков любых структур посредством понятий грамматики латыни и европ. языков. С. л. рождалась из поисков более последоват. системы осн. понятий языкознания и из стремления разработать столь же строгие методы синхронного описания (см. Синхрония) совр. языков, каким был сравнит.-историч. метод для сравнительно-исторического языкознания. Первая попытка строгого описания языка была предпринята ещё Панини, в средние века это нашло выражение в построении всеобщей рациональной грамматики (грамматика Пор-Рояля; см. Универсальная грамматика) и в философско-лингвистич. опытах Р. Декарта и Г. В. Лейбница. На возникновение С. л. значит. влияние оказали труды И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатова, Э. Сепира, Л. Блумфилда и особенно Ф. де Соссюра, деятельность Московского лингвистического кружка (в котором складывались взгляды одного из создателей и ведущих теоретиков С. л. – Р. О. Якобсона). В её формировании заметную роль сыграла формальная школа в рус. литературоведении (в частности, ОПОЯЗ), труды В. Я. Проппа, Б. В. Томашевского, О. М. Брика. В 1920–40-е гг. сложились школы С. л., сыгравшие существенную роль в разработке её концепций и методов: пражская лингвистическая школа, копенгагенская (см. Глоссематика, Копенгагенский лингвистический кружок), американская (см. Дескриптивная лингвистика), лондонская школа. В отеч. языкознании в русле идей С. л. развивались концепции ленинградской (петербургской) фонологической школы и московской фонологической школы. Названные школы не исчерпывают всего разнообразия концепций, разработанных в рамках С. л. Многие лингвисты, не принадлежа к к.-л. школе, внесли важный вклад в развитие теории С. л. [А. Мартине, Э. Бенвенист, А. В. де Гроот (Нидерланды; проблема грамматич. единиц, структурная грамматика), Е. Курилович, Л. Теньер, А. Соммерфельт и др.]. Идеи структурного подхода к описанию языка раньше всего были разработаны в виде законченной теории на материале фонологии (Н. С. Трубецкой, Якобсон, Е. Д. Поливанов, чеш. члены Пражского лингвистич. кружка).
1-й этап в развитии С. л. (примерно до 1950-х гг.) характеризовался повышенным, в ряде случаев – исключит. вниманием к структуре плана выражения как более доступной строгому описанию, что приводило к забвению содержат. стороны, преувеличению роли отношений между элементами системы и игнорированию самих элементов как языковых сущностей. С. л. подвергалась критике также за слишком статичное и «правильное» представление системы языка, игнорирование социальных и психологич. факторов функционирования и вариативности языка.
На 2-м этапе (1950–60-е гг.) для С. л. был характерен поворот к изучению плана содержания и к динамич. моделям языка (в частности, развивался трансформац. анализ в грамматике). Методы и приёмы анализа, первоначально разработанные в фонологии, были перенесены в грамматику и семантику (см. Компонентного анализа метод). Принципы и методы С. л. использовались в сравнит.-историч. исследованиях [Р. О. Якобсон, А. Мартине, Е. Курилович, У. Леман (США), Э. А. Макаев, Т. В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванов, В. К. Журавлёв, В. В. Мартынов, В. А. Дыбо, В. Мажюлис и др.]. В отеч. языкознании разные аспекты С. л. развивали А. А. Реформатский, И. И. Ревзин (общая теория моделирования, фонология, грамматика), А. А. Холодович, Ю. К. Лекомцев (фонология, грамматика, теория метаязыка), Т. П. Ломтев; теоретич. вопросы С. л. и практич. применение её методов обсуждались в трудах Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, Т. В. Булыгиной, В. Г. Гака, А. А. Зализняка, В. А. Звегинцева, Г. А. Климова, И. А. Мельчука, Т. М. Николаевой, В. М. Солнцева, Ю. С. Степанова, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского и др.
Разработанные С. л. методы исследования, наряду с другими, применяются в психолингвистике, социолингвистике и др. лингвистич. дисциплинах. С. л. повлияла на развитие структурных методов исследования в литературоведении, антропологии, этнологии, социологии, психологии, на почве которых сформировался структурализм как философско-методологич. основа конкретно-науч. гуманитарных исследований. При этом к нач. 1970-х гг., когда идеи структурализма в гуманитарных науках усиленно разрабатывались, чёткие контуры С. л. как особого этапа развития лингвистич. мысли, особой системы науч. воззрений на язык, противостоящих «традиц.» языкознанию, оказались уже размытыми, а её осн. понятия и принципы стали составной частью общей теории языка.