ДИСТРИБУТИ́ВНЫЙ АНА́ЛИЗ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИСТРИБУТИ́ВНЫЙ АНА́ЛИЗ, метод исследования языка, основанный на изучении окружения (дистрибуции, распределения) отдельных единиц в тексте и не использующий сведений о полном лексич. или грамматич. значении этих единиц.
Для Д. а. характерен «дешифровочный» подход к объекту: лингвистич. описание мыслится как результат применения к текстам конкретного языка упорядоченного набора универсальных процедур, которые должны автоматически приводить к открытию структуры этого языка. Помимо текстов исследователь может пользоваться суждениями носителя изучаемого языка о правильности-неправильности предъявляемых ему языковых объектов и о тождестве-различии их значений.
Канонич. Д. а. выполняется следующим образом. Сначала текст сегментируется на элементарные текстовые единицы – фоны (отд. звуки) и морфы (миним. последовательности фонем, имеющие значение). Следующая ступень – идентификация, т. е. объединение множества текстовых единиц в одну единицу языка (фонему или морфему). Две текстовые единицы принадлежат одной и той же единице языка, если они находятся в дополнительном распределении, т. е. никогда не встречаются в одних и тех же окружениях (таковы, напр., закрытый и открытый варианты фонемы /е/ в словах «семь» и «шест»), или в свободном чередовании, т. е. встречаются в одних и тех же окружениях без различия в значениях (таковы окончания тв. п. -ой и -ою в словоформах типа «душой» – «душою»). Две текстовые единицы принадлежат разным единицам языка, если они находятся в контрастивном распределении, т. е. встречаются в одних и тех же окружениях, но с различием в значении (таковы звуки [т] и [д] в словах «том» и «дом»). Выделенные т. о. языковые единицы объединяются в классы с помощью эксперим. техники субституции (замещения). Разные языковые единицы относятся к одному и тому же классу, если они способны замещать друг друга в одних и тех же окружениях. Так, «диагностическим» контекстом для прилагательных рус. яз. является положение перед словами типа «дом»; ср. «большой (красный, кирпичный) дом». Возможность замещения прилагательного в контексте слов типа «очень» даёт подкласс качественных прилагательных [ср. «очень большой (красный)»], а возможность замещения в контексте слов типа «двадцать» – подкласс порядковых прилагательных [ср. «двадцать первый (пятый)»].
В дальнейшем выяснилось, что Д. а. противоречив и не решает тех задач, для которых он был предназначен. Он был дополнен др. эксперим. приёмами и числовыми методами обработки языкового материала.