Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИСТРИБУТИ́ВНЫЙ АНА́ЛИЗ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 79

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Д. Апресян

ДИСТРИБУТИ́ВНЫЙ АНА́ЛИЗ, ме­тод ис­сле­до­ва­ния язы­ка, ос­но­ван­ный на изу­че­нии ок­ру­же­ния (ди­ст­ри­бу­ции, рас­пре­де­ле­ния) от­дель­ных еди­ниц в тек­сте и не ис­поль­зую­щий све­де­ний о пол­ном лек­сич. или грам­ма­тич. зна­че­нии этих еди­ниц.

Для Д. а. ха­рак­те­рен «де­шиф­ро­воч­ный» под­ход к объ­ек­ту: лин­гвис­тич. опи­са­ние мыс­лит­ся как ре­зуль­тат при­ме­не­ния к тек­стам кон­крет­но­го язы­ка упо­ря­до­чен­но­го на­бо­ра уни­вер­саль­ных про­це­дур, ко­то­рые долж­ны ав­то­ма­ти­че­ски при­во­дить к от­кры­тию струк­ту­ры это­го язы­ка. По­ми­мо тек­стов ис­сле­до­ва­тель мо­жет поль­зо­вать­ся су­ж­де­ния­ми но­си­те­ля изу­чае­мо­го язы­ка о пра­виль­но­сти-не­пра­виль­но­сти предъ­яв­ляе­мых ему язы­ко­вых объ­ек­тов и о то­ж­де­ст­ве-раз­ли­чии их зна­че­ний.

Ка­но­нич. Д. а. вы­пол­ня­ет­ся сле­дую­щим об­ра­зом. Сна­ча­ла текст сег­мен­тиру­ет­ся на эле­мен­тар­ные тек­сто­вые еди­ни­цы – фо­ны (отд. зву­ки) и мор­фы (ми­ним. по­сле­до­ва­тель­но­сти фо­нем, имею­щие зна­че­ние). Сле­дую­щая сту­пень – иден­ти­фи­ка­ция, т. е. объ­е­ди­не­ние мно­же­ст­ва тек­сто­вых еди­ниц в од­ну еди­ни­цу язы­ка (фо­не­му или мор­фе­му). Две тек­сто­вые еди­ни­цы при­над­ле­жат од­ной и той же еди­ни­це язы­ка, ес­ли они на­хо­дят­ся в до­пол­ни­тель­ном рас­пре­де­ле­нии, т. е. ни­ко­гда не встре­ча­ют­ся в од­них и тех же ок­ру­же­ни­ях (та­ко­вы, напр., за­кры­тый и от­кры­тый ва­ри­ан­ты фо­не­мы /е/ в сло­вах «семь» и «шест»), или в сво­бод­ном че­ре­до­ва­нии, т. е. встре­ча­ют­ся в од­них и тех же ок­ру­же­ни­ях без раз­ли­чия в зна­че­ни­ях (та­ко­вы окон­ча­ния тв. п. -ой и -ою в сло­во­фор­мах ти­па «ду­шой» – «ду­шою»). Две тек­сто­вые еди­ни­цы при­над­ле­жат раз­ным еди­ни­цам язы­ка, ес­ли они на­хо­дят­ся в кон­тра­стив­ном рас­пре­де­ле­нии, т. е. встре­ча­ют­ся в од­них и тех же ок­ру­же­ни­ях, но с раз­ли­чи­ем в зна­че­нии (та­ко­вы зву­ки [т] и [д] в сло­вах «том» и «дом»). Вы­де­лен­ные т. о. язы­ко­вые еди­ни­цы объ­е­ди­ня­ют­ся в клас­сы с по­мо­щью экс­пе­рим. тех­ни­ки суб­сти­ту­ции (за­ме­ще­ния). Раз­ные язы­ко­вые еди­ни­цы от­но­сят­ся к од­но­му и то­му же клас­су, ес­ли они спо­соб­ны за­ме­щать друг дру­га в од­них и тех же ок­ру­же­ни­ях. Так, «ди­аг­но­сти­че­ским» кон­тек­стом для при­ла­га­тель­ных рус. яз. яв­ля­ет­ся по­ло­же­ние пе­ред сло­ва­ми ти­па «дом»; ср. «боль­шой (крас­ный, кир­пич­ный) дом». Воз­мож­ность за­ме­ще­ния при­ла­га­тель­но­го в кон­тек­сте слов ти­па «очень» да­ёт под­класс ка­че­ст­вен­ных при­ла­га­тель­ных [ср. «очень боль­шой (крас­ный)»], а воз­мож­ность за­ме­ще­ния в кон­тек­сте слов ти­па «два­дцать» – под­класс по­ряд­ко­вых при­ла­га­тель­ных [ср. «два­дцать пер­вый (пя­тый)»].

В даль­ней­шем вы­яс­ни­лось, что Д. а. про­ти­во­ре­чив и не ре­ша­ет тех за­дач, для ко­то­рых он был пред­на­зна­чен. Он был до­пол­нен др. экс­пе­рим. приё­ма­ми и чи­сло­вы­ми ме­то­да­ми об­ра­бот­ки язы­ко­во­го ма­те­риа­ла.

Лит.: Гли­сон Г. Вве­де­ние в де­ск­рип­тив­ную лин­гвис­ти­ку. М., 1959; Ос­нов­ные на­прав­ле­ния струк­ту­ра­лиз­ма. М., 1964; Ап­ре­сян Ю. Д. Идеи и ме­то­ды со­вре­мен­ной струк­тур­ной лин­гвис­ти­ки. М., 1966; Harris Z. Methods in structural linguistics. Chi., 1986.

Вернуться к началу