Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭТНОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 493-494

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Тишков

ЭТНОЛО́ГИЯ (от греч. ἔθνος  – на­род, пле­мя и …ло­гия), нау­ка о куль­тур­ном мно­го­об­ра­зии на­ро­дов как эт­ни­че­ских общ­но­стей, изу­чаю­щая в срав­нитель­ном и ана­ли­тич. ас­пек­тах со­дер­жа­ние и фор­мы эт­нич­но­сти, ис­то­рич. фор­мы и совр. су­ще­ст­во­ва­ние эт­нич. общ­но­стей, ме­ж­эт­ни­че­ские взаи­мо­дей­ст­вия (от­но­ше­ния), по­ли­тич. функ­ции эт­нич­но­сти и эт­но­нацио­наль­ную по­ли­ти­ку. От­ли­чит. ос­но­вой Э. от др. об­ществ. на­ук яв­ля­ют­ся по­ле­вые ис­сле­до­ва­ния и эт­но­гра­фич. ме­тод вклю­чён­но­го на­блю­де­ния. Впер­вые обо­зна­че­ние Э. как нау­ки ис­поль­зо­ва­но австр. учё­ным венг. про­ис­хо­ж­де­ния А. Кол­ла­ром (1718–83), изу­чав­шим куль­тур­ные тра­ди­ции и эт­нич. со­став на­се­ле­ния Ав­ст­ро-Венг. и От­томан­ской им­пе­рий. Назв. «Э.» по­лу­чило пре­иму­ще­ственное рас­про­стра­не­ние в Центр. и Вост. Ев­ро­пе, в анг­ло-амер. тра­ди­ции эта дис­ци­п­ли­на на­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­но-куль­тур­ная ан­тро­по­ло­гия.

Ос­но­вы Э. за­ло­же­ны опи­са­ния­ми эк­зо­тич. на­ро­дов у пу­те­ше­ст­вен­ни­ков – ис­сле­до­ва­те­лей Аф­ри­ки (Р. О. Кайе, Д. Ли­винг­стон, Г. Барт, С. У. Бей­кер, П. С. де Браз­за, А. К. Бу­ла­то­вич, В. В. Юн­кер, Л. К. Ар­та­мо­нов), Азии (Н. М. Прже­валь­ский, В. П. Се­мё­нов-Тян-Шан­ский, А. Вам­бе­ри, А. Да­вид-Не­ель), Океа­нии (Дж. Кук, Ж. Дю­мон-Дюр­виль, Ж. Ф. Ла­пе­руз, О. Е. Ко­це­бу, И. Ф. Кру­зен­штерн), Аме­ри­ки (К. Мар­ти­ус, М. Льюис, Дж. До­усон), ис­сле­до­ва­те­лей Ср. Азии (Н. В. Ха­ны­ков, Ч. Ва­ли­ха­нов), Си­би­ри, Даль­не­го Вос­то­ка и Аля­ски (С. П. Кра­ше­нин­ни­ков, П. С. Пал­лас, И. И. Ге­ор­ги, М. Д. Ле­ва­шов, Г. И. Лан­г­с­дорф, А. Ф. Мид­ден­дорф, М. И. Ве­ню­ков, В. В. Рад­лов, Г. И. Не­вель­ской, Л. И. Шренк, Ф. П. Вран­гель, И. Г. Воз­не­сен­ский, Л. А. За­гос­кин, В. К. Ар­сень­ев и др.), мис­сио­не­ра­ми и про­све­ти­те­ля­ми [Ж. Ф. Ла­фи­то, М. До­б­риц­хоф­фер, М. Гу­зин­де, Н. Я. Би­чу­рин, Ин­но­кен­тий (По­пов-Ве­ниа­ми­нов), П. И. Ка­фа­ров и др.]. В 1-й пол. 19 в. фор­ми­ру­ет­ся пред­став­ле­ние о «на­ро­дове­де­нии» (нем. Volkskunde) как об отд. об­лас­ти зна­ний; воз­ни­ка­ют пер­вые науч. ор­га­ни­за­ции: Па­риж­ское эт­но­ло­гич. об-во (1839), Амер. эт­но­ло­гич. об-во (1842), Эт­но­ло­гич. об-во в Ве­ли­ко­бри­та­нии (1843) и др.

В Рос­сии Э. и эт­но­гра­фия по­ни­ма­лись как си­но­ни­мы. С 1830-х гг. изу­ча­ют­ся эт­но­гра­фия, фольк­лор и ми­фо­ло­гия рус., укр. и др. слав. на­ро­дов (М. А. Мак­си­мо­вич, В. И. Даль, И. М. Сне­ги­рёв, И. П. Са­ха­ров, П. В. Ки­ре­ев­ский, И. И. Срез­нев­ский, Н. И. Кос­то­ма­ров, П. А. Ку­лиш, А. Н. Афа­нась­ев, Ф. И. Бус­лаев, О. Ф. Мил­лер, П. Н. Рыб­ни­ков, П. М. Шпи­лев­ский, И. И. Но­со­вич, И. А. Ху­дя­ков, П. С. Ефи­мен­ко, Н. В. Кру­шев­ский, С. В. Мак­си­мов, А. Ф. Гиль­фер­динг, Е. В. Бар­сов), раз­ви­ва­ет­ся крае­ве­де­ние. С 1830-х гг. пред­при­ни­ма­ют­ся экс­пе­ди­ции для изу­че­ния на­ро­дов Се­ве­ра, Си­би­ри и Центр. Азии (М. А. Ка­ст­рен, Г. Н. По­та­нин, Н. М. Яд­рин­цев, В. В. Рад­лов, В. П. Ва­силь­ев, Д. А. Кле­менц), Ин­дии (И. П. Ми­на­ев), Океа­нии (Н. Н. Мик­лу­хо-Мак­лай). Их ор­га­ни­за­ци­ей с 1845 за­ни­ма­ет­ся Рус­ское гео­гра­фи­че­ское об­ще­ст­во (ИРГО), при ко­то­ром дей­ст­во­ва­ло От­де­ле­ние эт­но­гра­фии (ОЭ; его пер­вые пред­се­да­тели – К. М. Бэр и Н. И. На­де­ждин); регио­наль­ные от­де­лы ИРГО воз­ник­ли в Тиф­ли­се (1851), Ир­кут­ске (1851), Виль­не (1867), Орен­бур­ге (1867), Кие­ве (1873), Ом­ске (1877), Ха­ба­ров­ске (1894), Таш­кен­те (1897). В 1847–48 ра­зо­сла­на про­грам­ма-цир­ку­ляр эт­но­гра­фич. опи­са­ний, раз­бор ко­то­рых был по­ру­чен Н. И. На­де­ж­ди­ну и К. Д. Ка­ве­ли­ну. Они пуб­ли­ко­ва­лись в спец. из­да­ни­ях ИРГО (Эт­но­гра­фи­че­ский сбор­ник – вып. 1–6, 1853–64; За­пис­ки ИРГО по от­де­ле­нию эт­но­гра­фии – с 1867), а так­же в «Вест­ни­ке ИРГО» и «Из­вес­ти­ях ИРГО». В 1851 опуб­ли­ко­ва­на пер­вая Эт­но­гра­фич. кар­та Ев­роп. Рос­сии, со­став­лен­ная П. И. Кеп­пе­ном; в 1862 вы­шел пер­вый свод­ный труд по эт­но­гра­фии на­ро­дов Рос­сии – «Description ethnographique des peuples de la Russie» Т. де Пау­ли.

С сер. 19 в. ис­сле­ду­ют­ся обыч­ное пра­во и ста­ти­сти­ка кре­сть­ян­ской об­щи­ны (Н. В. Ка­ла­чов, П. С. Ефи­мен­ко, А. Я. Ефи­мен­ко, М. М. Ко­ва­лев­ский, Е. И. Якуш­кин). С 1876 при ОЭ ИРГО дей­ст­во­ва­ла Ко­мис­сия о на­род­ных юри­дич. обы­ча­ях (пред. – Н. В. Ка­ла­чов), со­ста­вив­шая «Про­грам­му для со­би­ра­ния нар. юри­дич. обы­ча­ев» и вы­пус­кав­шая с 1878 «Сбор­ник на­род­ных юри­ди­че­ских обы­ча­ев». Раз­ви­ва­лось изу­че­ние на­ро­дов Си­би­ри (И. А. Ху­дя­ков, Д. А. Кле­менц, Н. Ф. Ка­та­нов, В. Г. Бо­го­раз, В. И. Ио­хель­сон, Л. Я. Штерн­берг, Б. О. Пил­суд­ский, Г. Н. По­та­нин).

В 1863 при Моск. ун-те воз­ник­ло Об­ще­ст­во лю­би­те­лей ес­те­ст­во­зна­ния, ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии (ОЛЕАЭ) с от­де­лом эт­но­гра­фии, воз­глав­ляе­мым Н. А. По­по­вым, В. Ф. Мил­ле­ром, Д. Н. Ану­чи­ным и А. Н. Мак­си­мо­вым. ОЛЕАЭ ор­га­ни­зо­ва­на в 1867 Все­рос. эт­но­гра­фич. вы­став­ка в Мо­ск­ве, экс­по­на­ты ко­то­рой по­сле её за­кры­тия пе­ре­да­ны в Ру­мян­цев­ский му­зей (Даш­ков­ская кол­лек­ция). В 1878 при Ка­зан­ском ун-те со­зда­но Ка­зан­ское об­ще­ст­во ар­хео­ло­гии, ис­то­рии и эт­но­гра­фии. В кон. 19 – нач. 20 вв. воз­ни­ка­ют эт­но­гра­фич. му­зеи С.-Пе­тер­бур­га (Ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии му­зей – МАЭ, Рос­сий­ский эт­но­гра­фи­че­ский му­зей). В кон. 19 в. ста­ли вы­хо­дить пер­вые эт­но­гра­фич. жур­на­лы – «Эт­но­гра­фи­че­ское обо­зре­ние» (ОЛЕАЭ, 1889) и «Жи­вая ста­ри­на» (ИРГО, 1890). Рас­ши­ре­нию ма­те­риа­ла по изу­че­нию рус. кре­сть­ян­ст­ва спо­соб­ст­во­ва­ла дея­тель­ность «Эт­но­гра­фич. бю­ро» В. Н. Те­ни­ше­ва.

В 1917 при АН соз­да­на Ко­мис­сия по изу­че­нию пле­мен­но­го со­ста­ва Рос­сии, в 1930 на её ос­но­ве – Ин-т по изу­че­нию на­ро­дов СССР; из слия­ния его в 1933 с МАЭ воз­ник Ин-т эт­но­гра­фии АН СССР (ны­не Эт­но­ло­гии и ан­тро­по­ло­гии ин­сти­тут РАН). С 1926 из­да­вал­ся ж. «Эт­но­гра­фия» (в 1931–91 – «Совет­ская эт­но­гра­фия», с 1992 – «Эт­но­гра­фи­че­ское обо­зре­ние»). Важ­ное зна­че­ние для раз­ви­тия Э. имел К-т со­дей­ст­вия на­род­но­стям сев. ок­ра­ин при ВЦИК (К-т Се­ве­ра) при Президиу­ме ЦИК.

В кон. 1920-х гг. в сов. Э. раз­вер­ну­лась дис­кус­сия о её пред­ме­те и ме­то­де, о её со­от­но­ше­нии с др. гу­ма­ни­тар­ны­ми дис­ци­п­ли­на­ми и при­ме­не­нии к ней ис­то­ри­ко-ма­те­риа­ли­стич. тео­рии. На­ря­ду с уси­ле­ни­ем по­зи­ций эво­лю­цио­низ­ма, свои взгля­ды от­стаи­ва­ли кри­ти­ко­вав­шие его сто­рон­ни­ки «куль­тур­но-ис­то­рич. шко­лы» – П. Ф. Пре­об­ра­жен­ский и по­сле­до­ва­те­ли Д. Н. Ану­чи­на и В. В. Бог­да­но­ва – Б. А. Куф­тин и его уче­ни­ки М. Г. Ле­вин, С. П. Тол­стов, Н. Н. Че­бок­са­ров и др., а так­же Д. К. Зе­ле­нин. К нач. 1930-х гг. в сов. Э. ут­вер­дил­ся дог­ма­тич. мар­ксизм (это­му в зна­чит. ме­ре спо­соб­ст­во­ва­ло Со­ве­ща­ние эт­но­гра­фов 5–11.4.1929 и Все­рос. ар­хео­ло­го-эт­но­гра­фич. со­ве­ща­ние 7–11.5.1932 в Ле­нин­гра­де). Влия­тель­ное по­ло­же­ние за­ни­ма­ли сто­рон­ни­ки Н. Я. Мар­ра (Н. М. Ма­то­рин и др.). Осн. вни­ма­ние сов. эт­но­ло­гов бы­ло об­ра­ще­но на изу­че­ние со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов пер­во­быт­но­го и пат­ри­ар­халь­но­го об­ществ (М. О. Кос­вен, А. М. Зо­ло­та­рёв, С. А. То­ка­рев, Н. А. Бу­ти­нов), ран­них форм хо­зяй­ст­ва (А. Н. Мак­си­мов), ти­по­ло­гии эт­ни­че­ских общ­но­стей (П. И. Куш­нер). Раз­ви­ва­лись крае­ве­де­ние (Д. А. Зо­ло­та­рёв), ис­сле­до­ва­ние на­ро­дов Се­ве­ра (Б. Э. Пет­ри, Л. П. По­та­пов, Е. А. Крей­но­вич, Б. О. Дол­гих, А. А. По­пов, Г. М. Ва­си­ле­вич, И. С. Гур­вич), Кав­ка­за (Кос­вен, А. Н. Ген­ко, С. Д. Ли­си­ци­ан, Б. А. Ка­ло­ев), Ср. Азии (С. М. Аб­рам­зон, М. С. Ан­д­ре­ев), Аф­ри­ки (Д. А. Оль­де­рог­ге, И. И. По­те­хин), се­ве­ро- и юж­но­аме­ри­кан­ских ин­дей­цев (Ю. П. Авер­кие­ва, Л. А. Файн­берг), Вост. Азии (Р. Ф. Итс, А. М. Ре­ше­тов), изу­че­ние ран­них форм ре­ли­гии (С. А. То­ка­рев, А. Ф. Ани­си­мов, Б. И. Ша­рев­ская), фольк­ло­ра и нар. твор­че­ст­ва (П. Г. Бо­га­ты­рёв, В. Я. Пропп, С. В. Ива­нов, Э. В. По­ме­ран­це­ва, В. Н. Чер­не­цов), ис­то­рии ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры (Е. Э. Блом­квист, Н. И. Ле­бе­де­ва, Г. С. Мас­ло­ва, Е. Н. Сту­де­нец­кая). Вы­пу­ще­ны мно­го­том­ная се­рия «На­ро­ды ми­ра» (1954–66), «Ат­лас на­ро­дов ми­ра» (1964), ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. ат­ла­сы Си­би­ри (1961) и «Рус­ские» (1967, 1970); позд­нее эта ра­бо­та бы­ла про­дол­же­на созданием ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. ат­ласа При­бал­ти­ки (1985–86) и др. ре­гио­наль­ных ат­ла­сов. С 1960-х гг. вновь раз­во­ра­чи­ва­ют­ся дис­кус­сии по тео­ре­тич. про­бле­мам Э. – о со­от­но­ше­нии ро­да и пер­во­быт­ной об­щи­ны, о ти­по­ло­гии эт­нич. общ­но­стей и тео­рии «эт­но­са» (С. А. То­ка­рев, Ю. В. Бром­лей, С. И. Брук, П. И. Пуч­ков, С. А. Ару­тю­нов, В. И. Коз­лов, Л. Н. Гу­ми­лёв), о др. ви­дах куль­тур­но­го мно­го­об­ра­зия (хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­ных ти­пах и ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. об­лас­тях, эт­но­кон­фес­сио­наль­ных общ­но­стях). Раз­рабатываются про­бле­мы эт­но­со­цио­ло­гии (Ю. В. Бром­лей, Л. М. Дро­би­же­ва, Ю. В. Ару­тю­нян, М. Н. Гу­бог­ло), этно­гео­графии, эт­нич. ста­ти­сти­ки и кар­то­гра­фии (С. И. Брук, П. И. Пуч­ков), по­ли­ти­че­ской ан­тро­по­ло­гии (Л. Е. Куб­бель, А. В. Ко­ро­та­ев, Н. Н. Кра­дин, В. В. Бо­ча­ров), ведётся изу­че­ние тео­рии и ис­то­рии пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва (А. И. Пер­шиц, Л. А. Файн­берг, Ю. И. Се­мё­нов, Н. А. Бу­ти­нов, Б. А. Фро­лов), сис­тем род­ст­ва (Д. А. Оль­де­рог­ге, В. А. По­пов, М. В. Крю­ков, М. А. Чле­нов), совр. этнич. про­цес­сов и на­цио­на­лиз­ма (В. А. Тиш­ков, В. А. Шни­рель­ман, Г. В. Ста­ро­вой­то­ва, В. В. Сте­па­нов, М. Ю. Мар­ты­нова; кол­лек­тив­ные мо­но­гра­фии по за­ру­беж­ной Ев­ро­пе – 1970, Центр. Аме­ри­ке – 1974, Юго-Вост. Азии – 1974, Юж. Азии – 1976, Ка­риб­ско­му ре­гио­ну – 1982, Юж. Аме­ри­ке – 1981). Изуча­ют­ся ис­то­рия про­из­во­дя­ще­го хо­зяй­ст­ва (С. А. Се­мё­нов, В. А. Шни­рель­ман, Б. А. Ан­д­риа­нов), ка­лен­дар­ные об­ря­ды и празд­ни­ки (кол­лек­тив­ные мо­но­гра­фии по за­ру­беж­ной Ев­ро­пе – 1973–83, Вост. Азии – 1985 и 1989, Юго-Вост. Азии – 1993), тра­диц. куль­ту­ра вост. сла­вян (Н. И. Толстой, И. В. Вла­со­ва, М. М. Гро­мы­ко, А. К. Бай­бу­рин), на­родов По­вол­жья (В. В. Пи­ме­нов), Се­ве­ра и Си­би­ри (З. П. Со­ко­ло­ва, Н. А. То­ми­лов, А. В. Го­лов­нёв, А. В. Смо­ляк, Д. А. Функ), Азии (Н. Л. Жу­ков­ская, С. А. Ару­тю­нов, Р. Ш. Джа­ры­лга­си­но­ва), Аф­ри­ки (В. А. По­пов, Д. М. Бон­да­рен­ко, Н. М. Ги­рен­ко, Р. Н. Ис­ма­ги­ло­ва, Э. С. Льво­ва), «ма­лых на­ро­дов» Азии и Океа­нии (Н. А. Бу­ти­нов, Д. Д. Ту­мар­кин, О. Ю. Ар­тё­мо­ва) и др. В 1997–2017 вы­шли 35 то­мов ис­то­ри­ко-эт­но­графич. се­рии «На­ро­ды и куль­ту­ры», кар­та «На­ро­ды Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции», эн­цик­ло­пе­дии «На­ро­ды Рос­сии» и «На­ро­ды и ре­ли­гии ми­ра» (Гос. пр., 2001). Круп­ные цен­тры Э., по­ми­мо Мо­ск­вы и Ле­нин­гра­да, фор­ми­ру­ют­ся в Ма­хач­ка­ле, Ка­за­ни, Ижев­ске, Том­ске, Вла­ди­во­сто­ке, Ха­ба­ров­ске и др. Ряд рос. эт­но­ло­гов ра­бо­та­ли в эми­гра­ции (С. М. Ши­ро­ко­го­ров в Ки­тае, В. Р. Ка­бо в Австра­лии, И. И. Круп­ник в США). Эт­но­ло­гич. ин-ты или под­раз­де­ле­ния и уни­вер­си­тет­ские ка­фед­ры су­ще­ст­ву­ют в Ар­ме­нии, Гру­зии, Уз­бе­ки­ста­не, на Ук­раи­не, а так­же в ря­де стран Центр. Ев­ро­пы, Ин­дии, Ки­тае, Япо­нии, США (Бю­ро амер. Э. при Смит­со­нов­ском ин­сти­ту­те) и др.; важ­ней­шие эт­ногра­фич. му­зеи – в Гам­бур­ге, Ве­не, Му­зей че­ло­ве­ка в Па­ри­же, Му­зей ин­дей­ца в Ва­шинг­то­не и Нью-Йор­ке и др.

С нач. 1990-х гг. Э. и со­ци­аль­но-куль­тур­ная ан­тро­по­ло­гия в Рос­сии по­лу­чи­ли но­вое раз­ви­тие. Ве­дут­ся ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти тео­рии эт­нич­но­сти, ме­жэт­нич. от­но­ше­ний и кон­флик­тов (В. А. Тиш­ков, С. В. Со­ко­лов­ский, Л. М. Дро­би­же­ва, М. Н. Гу­бог­ло, Э. А. Паин), раз­ви­ва­ют­ся ми­грац. и ген­дер­ные ис­сле­до­ва­ния (В. С. Малахов, И. М. Се­маш­ко, Н. Л. Пуш­ка­рё­ва), юри­дич. ан­тро­по­ло­гия (Н. И. Но­ви­ко­ва), это­ло­гия че­ло­ве­ка (М. Л. Бу­тов­ская) и др. Эт­но­ло­ги уча­ст­ву­ют в под­го­тов­ке, раз­ра­бот­ке ме­то­дич. ма­те­риа­лов и про­ве­де­нии Все­рос. пе­ре­пи­сей на­се­ле­ния, раз­ра­бот­ке про­ектов за­ко­нов, мо­ни­то­рин­ге ме­жэт­нич. от­но­ше­ний и кон­флик­тов. В 1990 соз­да­на Все­со­юз­ная ас­со­циа­ция эт­но­гра­фов и ар­хео­ло­гов (с 1992 Ас­со­циа­ция эт­но­гра­фов и ан­тро­по­ло­гов Рос­сии, с 2014 Ас­со­циа­ция ан­тро­по­ло­гов и эт­но­ло­гов Рос­сии), ко­то­рая взаи­мо­дей­ст­ву­ет с Ме­ж­ду­на­род­ным сою­зом ан­тро­по­ло­ги­че­ских и эт­но­ло­ги­че­ских на­ук, ор­га­ни­зу­ет на­уч. кон­грес­сы. Вы­хо­дят на­уч. жур­на­лы «Эт­но­гра­фи­че­ское обо­зре­ние», «Ар­хео­ло­гия, эт­но­гра­фия и антро­по­ло­гия Ев­ра­зии». С 2011 в Рос­сии вве­де­но са­мо­сто­ят. на­прав­ле­ние под­го­тов­ки выс­шей шко­лы «Антро­по­ло­гия и эт­но­ло­гия».

Лит.: То­ка­рев С. А. Ис­то­рия рус­ской эт­но­гра­фии. М., 1966; Реп­рес­си­ро­ван­ные эт­но­гра­фы. 2-е изд. М., 2002–2003. Вып. 1–2; Вы­даю­щие­ся оте­че­ст­вен­ные эт­но­ло­ги и ан­тро­по­ло­ги ХХ в. М., 2004.

Вернуться к началу