ЭТНОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭТНОЛО́ГИЯ (от греч. ἔθνος – народ, племя и …логия), наука о культурном многообразии народов как этнических общностей, изучающая в сравнительном и аналитич. аспектах содержание и формы этничности, историч. формы и совр. существование этнич. общностей, межэтнические взаимодействия (отношения), политич. функции этничности и этнонациональную политику. Отличит. основой Э. от др. обществ. наук являются полевые исследования и этнографич. метод включённого наблюдения. Впервые обозначение Э. как науки использовано австр. учёным венг. происхождения А. Колларом (1718–83), изучавшим культурные традиции и этнич. состав населения Австро-Венг. и Оттоманской империй. Назв. «Э.» получило преимущественное распространение в Центр. и Вост. Европе, в англо-амер. традиции эта дисциплина называется социально-культурная антропология.
Основы Э. заложены описаниями экзотич. народов у путешественников – исследователей Африки (Р. О. Кайе, Д. Ливингстон, Г. Барт, С. У. Бейкер, П. С. де Бразза, А. К. Булатович, В. В. Юнкер, Л. К. Артамонов), Азии (Н. М. Пржевальский, В. П. Семёнов-Тян-Шанский, А. Вамбери, А. Давид-Неель), Океании (Дж. Кук, Ж. Дюмон-Дюрвиль, Ж. Ф. Лаперуз, О. Е. Коцебу, И. Ф. Крузенштерн), Америки (К. Мартиус, М. Льюис, Дж. Доусон), исследователей Ср. Азии (Н. В. Ханыков, Ч. Валиханов), Сибири, Дальнего Востока и Аляски (С. П. Крашенинников, П. С. Паллас, И. И. Георги, М. Д. Левашов, Г. И. Лангсдорф, А. Ф. Миддендорф, М. И. Венюков, В. В. Радлов, Г. И. Невельской, Л. И. Шренк, Ф. П. Врангель, И. Г. Вознесенский, Л. А. Загоскин, В. К. Арсеньев и др.), миссионерами и просветителями [Ж. Ф. Лафито, М. Добрицхоффер, М. Гузинде, Н. Я. Бичурин, Иннокентий (Попов-Вениаминов), П. И. Кафаров и др.]. В 1-й пол. 19 в. формируется представление о «народоведении» (нем. Volkskunde) как об отд. области знаний; возникают первые науч. организации: Парижское этнологич. об-во (1839), Амер. этнологич. об-во (1842), Этнологич. об-во в Великобритании (1843) и др.
В России Э. и этнография понимались как синонимы. С 1830-х гг. изучаются этнография, фольклор и мифология рус., укр. и др. слав. народов (М. А. Максимович, В. И. Даль, И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, П. В. Киреевский, И. И. Срезневский, Н. И. Костомаров, П. А. Кулиш, А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер, П. Н. Рыбников, П. М. Шпилевский, И. И. Носович, И. А. Худяков, П. С. Ефименко, Н. В. Крушевский, С. В. Максимов, А. Ф. Гильфердинг, Е. В. Барсов), развивается краеведение. С 1830-х гг. предпринимаются экспедиции для изучения народов Севера, Сибири и Центр. Азии (М. А. Кастрен, Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, В. В. Радлов, В. П. Васильев, Д. А. Клеменц), Индии (И. П. Минаев), Океании (Н. Н. Миклухо-Маклай). Их организацией с 1845 занимается Русское географическое общество (ИРГО), при котором действовало Отделение этнографии (ОЭ; его первые председатели – К. М. Бэр и Н. И. Надеждин); региональные отделы ИРГО возникли в Тифлисе (1851), Иркутске (1851), Вильне (1867), Оренбурге (1867), Киеве (1873), Омске (1877), Хабаровске (1894), Ташкенте (1897). В 1847–48 разослана программа-циркуляр этнографич. описаний, разбор которых был поручен Н. И. Надеждину и К. Д. Кавелину. Они публиковались в спец. изданиях ИРГО (Этнографический сборник – вып. 1–6, 1853–64; Записки ИРГО по отделению этнографии – с 1867), а также в «Вестнике ИРГО» и «Известиях ИРГО». В 1851 опубликована первая Этнографич. карта Европ. России, составленная П. И. Кеппеном; в 1862 вышел первый сводный труд по этнографии народов России – «Description ethnographique des peuples de la Russie» Т. де Паули.
С сер. 19 в. исследуются обычное право и статистика крестьянской общины (Н. В. Калачов, П. С. Ефименко, А. Я. Ефименко, М. М. Ковалевский, Е. И. Якушкин). С 1876 при ОЭ ИРГО действовала Комиссия о народных юридич. обычаях (пред. – Н. В. Калачов), составившая «Программу для собирания нар. юридич. обычаев» и выпускавшая с 1878 «Сборник народных юридических обычаев». Развивалось изучение народов Сибири (И. А. Худяков, Д. А. Клеменц, Н. Ф. Катанов, В. Г. Богораз, В. И. Иохельсон, Л. Я. Штернберг, Б. О. Пилсудский, Г. Н. Потанин).
В 1863 при Моск. ун-те возникло Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ) с отделом этнографии, возглавляемым Н. А. Поповым, В. Ф. Миллером, Д. Н. Анучиным и А. Н. Максимовым. ОЛЕАЭ организована в 1867 Всерос. этнографич. выставка в Москве, экспонаты которой после её закрытия переданы в Румянцевский музей (Дашковская коллекция). В 1878 при Казанском ун-те создано Казанское общество археологии, истории и этнографии. В кон. 19 – нач. 20 вв. возникают этнографич. музеи С.-Петербурга (Антропологии и этнографии музей – МАЭ, Российский этнографический музей). В кон. 19 в. стали выходить первые этнографич. журналы – «Этнографическое обозрение» (ОЛЕАЭ, 1889) и «Живая старина» (ИРГО, 1890). Расширению материала по изучению рус. крестьянства способствовала деятельность «Этнографич. бюро» В. Н. Тенишева.
В 1917 при АН создана Комиссия по изучению племенного состава России, в 1930 на её основе – Ин-т по изучению народов СССР; из слияния его в 1933 с МАЭ возник Ин-т этнографии АН СССР (ныне Этнологии и антропологии институт РАН). С 1926 издавался ж. «Этнография» (в 1931–91 – «Советская этнография», с 1992 – «Этнографическое обозрение»). Важное значение для развития Э. имел К-т содействия народностям сев. окраин при ВЦИК (К-т Севера) при Президиуме ЦИК.
В кон. 1920-х гг. в сов. Э. развернулась дискуссия о её предмете и методе, о её соотношении с др. гуманитарными дисциплинами и применении к ней историко-материалистич. теории. Наряду с усилением позиций эволюционизма, свои взгляды отстаивали критиковавшие его сторонники «культурно-историч. школы» – П. Ф. Преображенский и последователи Д. Н. Анучина и В. В. Богданова – Б. А. Куфтин и его ученики М. Г. Левин, С. П. Толстов, Н. Н. Чебоксаров и др., а также Д. К. Зеленин. К нач. 1930-х гг. в сов. Э. утвердился догматич. марксизм (этому в значит. мере способствовало Совещание этнографов 5–11.4.1929 и Всерос. археолого-этнографич. совещание 7–11.5.1932 в Ленинграде). Влиятельное положение занимали сторонники Н. Я. Марра (Н. М. Маторин и др.). Осн. внимание сов. этнологов было обращено на изучение социальных институтов первобытного и патриархального обществ (М. О. Косвен, А. М. Золотарёв, С. А. Токарев, Н. А. Бутинов), ранних форм хозяйства (А. Н. Максимов), типологии этнических общностей (П. И. Кушнер). Развивались краеведение (Д. А. Золотарёв), исследование народов Севера (Б. Э. Петри, Л. П. Потапов, Е. А. Крейнович, Б. О. Долгих, А. А. Попов, Г. М. Василевич, И. С. Гурвич), Кавказа (Косвен, А. Н. Генко, С. Д. Лисициан, Б. А. Калоев), Ср. Азии (С. М. Абрамзон, М. С. Андреев), Африки (Д. А. Ольдерогге, И. И. Потехин), северо- и южноамериканских индейцев (Ю. П. Аверкиева, Л. А. Файнберг), Вост. Азии (Р. Ф. Итс, А. М. Решетов), изучение ранних форм религии (С. А. Токарев, А. Ф. Анисимов, Б. И. Шаревская), фольклора и нар. творчества (П. Г. Богатырёв, В. Я. Пропп, С. В. Иванов, Э. В. Померанцева, В. Н. Чернецов), истории материальной культуры (Е. Э. Бломквист, Н. И. Лебедева, Г. С. Маслова, Е. Н. Студенецкая). Выпущены многотомная серия «Народы мира» (1954–66), «Атлас народов мира» (1964), историко-этнографич. атласы Сибири (1961) и «Русские» (1967, 1970); позднее эта работа была продолжена созданием историко-этнографич. атласа Прибалтики (1985–86) и др. региональных атласов. С 1960-х гг. вновь разворачиваются дискуссии по теоретич. проблемам Э. – о соотношении рода и первобытной общины, о типологии этнич. общностей и теории «этноса» (С. А. Токарев, Ю. В. Бромлей, С. И. Брук, П. И. Пучков, С. А. Арутюнов, В. И. Козлов, Л. Н. Гумилёв), о др. видах культурного многообразия (хозяйственно-культурных типах и историко-этнографич. областях, этноконфессиональных общностях). Разрабатываются проблемы этносоциологии (Ю. В. Бромлей, Л. М. Дробижева, Ю. В. Арутюнян, М. Н. Губогло), этногеографии, этнич. статистики и картографии (С. И. Брук, П. И. Пучков), политической антропологии (Л. Е. Куббель, А. В. Коротаев, Н. Н. Крадин, В. В. Бочаров), ведётся изучение теории и истории первобытного общества (А. И. Першиц, Л. А. Файнберг, Ю. И. Семёнов, Н. А. Бутинов, Б. А. Фролов), систем родства (Д. А. Ольдерогге, В. А. Попов, М. В. Крюков, М. А. Членов), совр. этнич. процессов и национализма (В. А. Тишков, В. А. Шнирельман, Г. В. Старовойтова, В. В. Степанов, М. Ю. Мартынова; коллективные монографии по зарубежной Европе – 1970, Центр. Америке – 1974, Юго-Вост. Азии – 1974, Юж. Азии – 1976, Карибскому региону – 1982, Юж. Америке – 1981). Изучаются история производящего хозяйства (С. А. Семёнов, В. А. Шнирельман, Б. А. Андрианов), календарные обряды и праздники (коллективные монографии по зарубежной Европе – 1973–83, Вост. Азии – 1985 и 1989, Юго-Вост. Азии – 1993), традиц. культура вост. славян (Н. И. Толстой, И. В. Власова, М. М. Громыко, А. К. Байбурин), народов Поволжья (В. В. Пименов), Севера и Сибири (З. П. Соколова, Н. А. Томилов, А. В. Головнёв, А. В. Смоляк, Д. А. Функ), Азии (Н. Л. Жуковская, С. А. Арутюнов, Р. Ш. Джарылгасинова), Африки (В. А. Попов, Д. М. Бондаренко, Н. М. Гиренко, Р. Н. Исмагилова, Э. С. Львова), «малых народов» Азии и Океании (Н. А. Бутинов, Д. Д. Тумаркин, О. Ю. Артёмова) и др. В 1997–2017 вышли 35 томов историко-этнографич. серии «Народы и культуры», карта «Народы Российской Федерации», энциклопедии «Народы России» и «Народы и религии мира» (Гос. пр., 2001). Крупные центры Э., помимо Москвы и Ленинграда, формируются в Махачкале, Казани, Ижевске, Томске, Владивостоке, Хабаровске и др. Ряд рос. этнологов работали в эмиграции (С. М. Широкогоров в Китае, В. Р. Кабо в Австралии, И. И. Крупник в США). Этнологич. ин-ты или подразделения и университетские кафедры существуют в Армении, Грузии, Узбекистане, на Украине, а также в ряде стран Центр. Европы, Индии, Китае, Японии, США (Бюро амер. Э. при Смитсоновском институте) и др.; важнейшие этнографич. музеи – в Гамбурге, Вене, Музей человека в Париже, Музей индейца в Вашингтоне и Нью-Йорке и др.
С нач. 1990-х гг. Э. и социально-культурная антропология в России получили новое развитие. Ведутся исследования в области теории этничности, межэтнич. отношений и конфликтов (В. А. Тишков, С. В. Соколовский, Л. М. Дробижева, М. Н. Губогло, Э. А. Паин), развиваются миграц. и гендерные исследования (В. С. Малахов, И. М. Семашко, Н. Л. Пушкарёва), юридич. антропология (Н. И. Новикова), этология человека (М. Л. Бутовская) и др. Этнологи участвуют в подготовке, разработке методич. материалов и проведении Всерос. переписей населения, разработке проектов законов, мониторинге межэтнич. отношений и конфликтов. В 1990 создана Всесоюзная ассоциация этнографов и археологов (с 1992 Ассоциация этнографов и антропологов России, с 2014 Ассоциация антропологов и этнологов России), которая взаимодействует с Международным союзом антропологических и этнологических наук, организует науч. конгрессы. Выходят науч. журналы «Этнографическое обозрение», «Археология, этнография и антропология Евразии». С 2011 в России введено самостоят. направление подготовки высшей школы «Антропология и этнология».