Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕФОРМА́ТСКИЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 441-442

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Виноградов
А. А. Реформатский.

РЕФОРМА́ТСКИЙ Алек­сандр Алек­сан­д­ро­вич [16(29).10.1900, Мо­ск­ва – 3.5.1978, там же], рос. язы­ко­вед. Ро­дил­ся в се­мье проф. хи­мии А. Н. Ре­фор­мат­ско­го, пле­мян­ник С. Н. Ре­фор­мат­ско­го. Окон­чил ф-т обществ. наук Моск. ун-та (1923), уче­ник Д. Н. Уша­ко­ва. По­сту­пил в ас­пи­ран­туру РАНИОН, слу­шал так­же кур­сы Г. Г. Шпе­та, но вско­ре вы­ну­ж­ден был на­чать тру­до­вую дея­тель­ность; ра­бо­тал в т. ч. в НИИ по­ли­гра­фич. и из­да­тель­ской пром-сти ОГИЗа. Вы­пус­тил труд «Тех­ни­че­ская ре­дак­ция кни­ги» (1933; при уча­стии М. М. Кау­шан­ско­го), при­нёс­ший Р. ши­ро­кую из­вест­ность и став­ший важ­ным ша­гом на пу­ти его по­следую­щих се­мио­тич. ра­зы­ска­ний (см. Се­мио­ти­ка). Па­рал­лель­но с ра­бо­той в ОГИЗе со­труд­ни­чал с А. М. Се­ли­ще­вым, Н. Ф. Яков­ле­вым, Р. И. Ава­не­со­вым, В. Н. Си­до­ро­вым, П. С. Куз­не­цо­вым; трое по­след­них ста­ли друзь­я­ми Р. и его со­рат­ни­ка­ми в раз­ра­бот­ке тео­рии мо­с­ков­ской фо­но­ло­ги­че­ской шко­лы (МФШ). В 1930-е гг. уча­ст­во­вал так­же в ра­бо­те Все­со­юз­но­го центр. к-та но­во­го ал­фа­ви­та (см. «Но­вый ал­фа­вит»), где за­ни­мал­ся во­про­са­ми раз­ра­бот­ки ал­фа­ви­тов, соз­да­ния пись­мен­но­сти и опи­сат. грам­ма­тик для язы­ков на­ро­дов СССР. С 1934 Р. работал в ря­де ве­ду­щих ву­зов Мо­ск­вы [МГУ, Моск. гос. пе­да­го­гич. ин-те ино­стран­ных язы­ков им. М. То­ре­за (ны­не Моск. гос. лин­гвис­тич. ун-т) и др.], его та­лант лек­то­ра при­вле­кал к не­му огром­ное чис­ло слу­ша­те­лей. С 1950 ра­бо­тал в Ин-те язы­ко­зна­ния АН СССР (в 1958–70 зав. сек­то­ром струк­тур­ной и при­клад­ной лин­гвис­ти­ки). Профессор (1962).

Р. внёс зна­чит. вклад в раз­ви­тие об­щей тео­рии язы­ко­зна­ния. Ему при­над­ле­жит учеб­ник «Вве­де­ние в язы­ко­ве­де­ние» (1947), за­ло­жив­ший ос­но­вы но­во­го по­ни­ма­ния об­ще­го язы­ко­зна­ния (пе­ре­из­да­вал­ся в 1955, 1960, 1967; ис­прав­лен­ное и до­пол­нен­ное изд. – 1996). Учеб­ник Р. сыг­рал ог­ром­ную на­уч. и пе­да­го­гич. роль, по не­му учи­лись мн. по­ко­ле­ния фи­ло­ло­гов; учеб­ник ос­та­ёт­ся од­ним из осн. по­со­бий по об­ще­му язы­ко­зна­нию и ны­не.

Ин­те­рес к лин­гвис­ти­ке у Р. вы­рос на поч­ве ув­ле­че­ния по­эти­кой, за­ня­тия ко­то­рой бы­ли сти­му­ли­ро­ва­ны дея­тель­но­стью ОПОЯЗа и Мо­с­ков­ско­го лин­гвис­ти­че­ско­го круж­ка, раз­ви­ти­ем «рус. фор­ма­лиз­ма» в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии и ис­кус­ст­во­зна­нии (см. Фор­маль­ная шко­ла); так поя­ви­лась пер­вая на­уч. пуб­ли­ка­ция Р. – «Опыт ана­ли­за но­вел­ли­сти­че­ской ком­по­зи­ции» (1922) на ма­те­риа­ле но­вел­лы Ги де Мо­пас­са­на «Un coq chanta» («Пе­тух про­пел»). Соб­ст­вен­но лин­гвис­тич. взгля­ды Р. фор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем идей мо­с­ков­ской фор­ту­на­тов­ской шко­лы (её вос­пи­тан­ни­ком был Д. Н. Уша­ков), в рам­ках которой Р. стал раз­ра­ба­ты­вать но­вую для 1930-х гг. об­ласть ис­сле­до­ва­ния – фо­но­ло­гию, дос­тигнув в ней важ­ных ре­зуль­та­тов и по­лу­чив ми­ро­вое при­зна­ние как один из ведущих фонологов. Он раз­ви­вал по­ни­ма­ние фо­не­мы как ком­по­нен­та мор­фе­мы (идея И. А. Бо­ду­эна де Кур­те­нэ) и на этом пу­ти внёс ре­шаю­щий вклад в раз­ра­бот­ку тео­рии по­зи­ций, край­не важ­ной для МФШ. Р. при­над­ле­жит пер­вое глу­бо­кое ис­сле­до­ва­ние сис­те­мы рус. со­глас­ных на ос­но­ве кор­ре­ля­ций по глу­хо­сти-звон­ко­сти и твёр­до­сти-мяг­ко­сти (1955). Он так­же разви­вал фо­но­ло­гич. под­ход к яв­ле­ни­ям су­пер­сег­мент­но­го уров­ня (уда­ре­ние, ин­то­на­ция, син­гар­мо­низм).

Ши­ро­та на­уч. ин­те­ре­сов Р. про­яв­ля­ет­ся в раз­но­об­ра­зии тем его ис­сле­до­ва­ний (экс­пе­рим. фо­не­ти­ка, мор­фо­ло­гич. ти­по­ло­гия, лин­гвис­тич. тео­рия тер­ми­на, оно­ма­сти­ка, ос­но­вы прак­тич. транс­крип­ции и транс­ли­те­ра­ции, со­от­но­ше­ние ре­чи и му­зы­ки в пе­нии, се­мио­ти­ка гео­гра­фич. кар­ты), для ко­то­рых ха­рак­те­рен по­сто­ян­ный ин­те­рес к струк­ту­ре язы­ка, к уг­луб­ле­нию по­ни­ма­ния язы­ка как зна­ко­вой сис­те­мы.

Соч.: О со­от­но­ше­нии фо­не­ти­ки и грам­ма­ти­ки (мор­фо­ло­гии) // Во­про­сы грам­ма­ти­че­ско­го строя. М., 1955; Из ис­то­рии оте­че­ст­вен­ной фо­но­ло­гии. М., 1970; Фо­но­ло­ги­че­ские этю­ды. М., 1975; Очер­ки по фо­но­ло­гии, мор­фо­но­ло­гии и мор­фо­ло­гии. М., 1979; Лин­гвис­ти­ка и по­эти­ка. М., 1987.

Лит.: Ава­не­сов Р. И., Па­нов М. В. А. А. Ре­фор­мат­ский // Фо­не­ти­ка. Фо­но­ло­гия. Грам­ма­ти­ка. М., 1971; Superanskaja A. V. A. A. Re­formatskij // Onoma. 1979. Vol. 23. № 1; Мель­чук И. А. Па­мя­ти А. А. Ре­фор­мат­ско­го // Russian Linguistics. 1980. Vol. 4. № 4; Ви­но­гра­дов В. А. А. А. Ре­фор­мат­ский // Ре­фор­мат­ский А. А. Лин­гвис­ти­ка и по­эти­ка. М., 1987; Фрум­ки­на Р. М. Мой учи­тель – А. А. Ре­фор­мат­ский // Зна­ние – си­ла. 1987. № 7; Опыт опи­са­ния язы­ко­вой лич­но­сти: А. А. Ре­фор­мат­ский // Язык и лич­ность. М., 1989; Кры­син Л. П. А. А. Ре­фор­мат­ский // Рус­ская речь. 2000. № 5; Ви­но­гра­дов В. А., Ни­ки­ти­на С. Е. А. А. Ре­фор­мат­ский // Оте­че­ст­вен­ные лин­гвис­ты ХХ ве­ка: Сб. ст. М., 2003. Ч. 2; Во­круг Ре­фор­мат­ско­го. Вос­по­ми­на­ния, ар­хив // Се­мио­ти­ка, лин­гвис­ти­ка, по­эти­ка: К 100-ле­тию А. А. Ре­фор­мат­ско­го. М., 2004; Иль­и­на Н. До­ро­ги и судь­бы. М., 2014.

Вернуться к началу