РЕФОРМА́ТСКИЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕФОРМА́ТСКИЙ Александр Александрович [16(29).10.1900, Москва – 3.5.1978, там же], рос. языковед. Родился в семье проф. химии А. Н. Реформатского, племянник С. Н. Реформатского. Окончил ф-т обществ. наук Моск. ун-та (1923), ученик Д. Н. Ушакова. Поступил в аспирантуру РАНИОН, слушал также курсы Г. Г. Шпета, но вскоре вынужден был начать трудовую деятельность; работал в т. ч. в НИИ полиграфич. и издательской пром-сти ОГИЗа. Выпустил труд «Техническая редакция книги» (1933; при участии М. М. Каушанского), принёсший Р. широкую известность и ставший важным шагом на пути его последующих семиотич. разысканий (см. Семиотика). Параллельно с работой в ОГИЗе сотрудничал с А. М. Селищевым, Н. Ф. Яковлевым, Р. И. Аванесовым, В. Н. Сидоровым, П. С. Кузнецовым; трое последних стали друзьями Р. и его соратниками в разработке теории московской фонологической школы (МФШ). В 1930-е гг. участвовал также в работе Всесоюзного центр. к-та нового алфавита (см. «Новый алфавит»), где занимался вопросами разработки алфавитов, создания письменности и описат. грамматик для языков народов СССР. С 1934 Р. работал в ряде ведущих вузов Москвы [МГУ, Моск. гос. педагогич. ин-те иностранных языков им. М. Тореза (ныне Моск. гос. лингвистич. ун-т) и др.], его талант лектора привлекал к нему огромное число слушателей. С 1950 работал в Ин-те языкознания АН СССР (в 1958–70 зав. сектором структурной и прикладной лингвистики). Профессор (1962).
Р. внёс значит. вклад в развитие общей теории языкознания. Ему принадлежит учебник «Введение в языковедение» (1947), заложивший основы нового понимания общего языкознания (переиздавался в 1955, 1960, 1967; исправленное и дополненное изд. – 1996). Учебник Р. сыграл огромную науч. и педагогич. роль, по нему учились мн. поколения филологов; учебник остаётся одним из осн. пособий по общему языкознанию и ныне.
Интерес к лингвистике у Р. вырос на почве увлечения поэтикой, занятия которой были стимулированы деятельностью ОПОЯЗа и Московского лингвистического кружка, развитием «рус. формализма» в литературоведении и искусствознании (см. Формальная школа); так появилась первая науч. публикация Р. – «Опыт анализа новеллистической композиции» (1922) на материале новеллы Ги де Мопассана «Un coq chanta» («Петух пропел»). Собственно лингвистич. взгляды Р. формировались под влиянием идей московской фортунатовской школы (её воспитанником был Д. Н. Ушаков), в рамках которой Р. стал разрабатывать новую для 1930-х гг. область исследования – фонологию, достигнув в ней важных результатов и получив мировое признание как один из ведущих фонологов. Он развивал понимание фонемы как компонента морфемы (идея И. А. Бодуэна де Куртенэ) и на этом пути внёс решающий вклад в разработку теории позиций, крайне важной для МФШ. Р. принадлежит первое глубокое исследование системы рус. согласных на основе корреляций по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости (1955). Он также развивал фонологич. подход к явлениям суперсегментного уровня (ударение, интонация, сингармонизм).
Широта науч. интересов Р. проявляется в разнообразии тем его исследований (эксперим. фонетика, морфологич. типология, лингвистич. теория термина, ономастика, основы практич. транскрипции и транслитерации, соотношение речи и музыки в пении, семиотика географич. карты), для которых характерен постоянный интерес к структуре языка, к углублению понимания языка как знаковой системы.