МОСКО́ВСКАЯ ФОРТУНА́ТОВСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОСКО́ВСКАЯ ФОРТУНА́ТОВСКАЯ ШКО́ЛА (московская лингвистическая школа), одно из направлений отечественного языкознания, занимавшее в нём центральное положение со 2-й пол. 19 в. Основана Ф. Ф. Фортунатовым, преподававшим в Моск. ун-те в 1876–1902. Среди его учеников – А. И. Томсон, Г. К. Ульянов, В. К. Поржезинский, Д. Н. Ушаков, Н. Н. Дурново, а также А. А. Шахматов, создавший затем отд. школу. В М. ф. ш. входили также А. М. Пешковский, М. Н. Петерсон и др., в её рамках начиналась деятельность Н. С. Трубецкого и Р. О. Якобсона.
Учёные М. ф. ш. сохраняли некоторые общие принципы её основателя: стремление к максимально возможной строгости и точности в исследовании, опору на формальные свойства языка, изучение языка в собственно категориях языковых без обращения к категориям психологии, логики и др. наук. В связи с этим противники М. ф. ш. считали её «формальным» направлением в языкознании. В то же время в ходе развития школы менялись как объекты изучения (от историч. и сравнительно-историч. исследований к совр. языкам), так и теоретич. идеи (от близких младограмматизму концепций к структурной лингвистике). Учёные М. ф. ш. внесли большой вклад в теорию языка и в изучение конкретных языков, в особенности русского.
В сов. время наряду с учёными, сохранявшими прежние традиции (Д. Н. Ушаков, М. Н. Петерсон), работали лингвисты, по-новому их развивавшие, прежде всего в области фонологии: Н. Ф. Яковлев (с 1920-х гг.), особое ответвление М. ф. ш. – московская фонологическая школа (с 1930-х гг.). Они отстаивали понимание фонемы не как физической или психической, а как смыслоразличит. единицы, выделяемой на основе её позиции в составе слова и морфемы. Их идеи близки пражской лингвистической школе и А. Мартине, имели некоторые точки соприкосновения с дескриптивной лингвистикой, резко полемичны по отношению к школе Л. В. Щербы и «Новому учению о языке» Н. Я. Марра.
Ряд учёных М. ф. ш., особенно Н. Ф. Яковлев, участвовали в создании алфавитов для языков народов СССР (см. «Новый алфавит»), что явилось практич. приложением их фонологич. идей. С М. ф. ш. был также связан Г. О. Винокур, занимавшийся теорией языка и историей лит. языка. Особое место в ней занимал А. И. Смирницкий, известный работами по теории грамматики, создатель отеч. школы германистов. Синтезировать идеи М. ф. ш. и школы Л. В. Щербы пытался С. И. Бернштейн. С сер. 20 в. школа уже не представляла собой к.-л. единства, хотя некоторые учёные (М. В. Панов и др.) стремились продолжать традиции моск. фонологич. школы; в то же время подходы, восходящие к концепции Ф. Ф. Фортунатова и его учеников, в той или иной степени представлены и в работах совр. рос. исследователей.