ДУРНОВО́ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУРНОВО́ Николай Николаевич [23.10(4.11).1876, с. Парфенки Рузского уезда Московской губернии – 27.10.1937, близ пос. Медвежья Гора, ныне урочище Сандармох, близ Медвежьегорска, Республика Карелия], российский филолог-славист, палеограф, член-корреспондент РАН (1924), академик Белорусской АН (1928–29). Из дворян. В 1899 окончил историко-филологический факультет Московского университета, ученик Ф. Ф. Фортунатова и А. А. Шахматова. В середине 1900-х – 1910-х гг. приват-доцент Московского и Харьковского университетов, работал на кафедрах русского языка и литературы. Среди учеников Д. – Н. Ф. Яковлев, Р. О. Якобсон. В 1918–21 профессор Университета в Саратове. В 1921 вернулся в Москву, занимался преимущественно научной работой. В 1924 командирован в Чехословакию и остался там (в 1926 профессор Университета имени Масарика в Брно), работал в тесном контакте с членами Пражского лингвистического кружка (см. Пражская лингвистическая школа), в том числе с Якобсоном и Н. С. Трубецким. В 1928 вернулся в СССР, профессор Белорусского государственного университета (до 1930). Был подвергнут критике как противник яфетической теории Н. Я. Марра (см. «Новое учение о языке»). Теорию языка, разделяемую Д., объявляли идеалистической. Во время борьбы с деятелями национальной культуры (так называемыми национальными демократами) был исключён из Белорусской АН. В 1930 был вынужден покинуть Белорусский государственный университет, уехал в Москву, где до ареста работал главным образом по договорам. Принимал участие в подготовке очерка истории русского литературного языка (совместно с В. В. Виноградовым; текст Д. не сохранился). В конце 1933 арестован по так называемому делу славистов, обвинён в антисоветской деятельности, в 1934 осуждён на 10 лет и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В октябре 1937 приговорён к высшей мере наказания, расстрелян. Реабилитирован в 1964.
В начале своего научного пути Д. занимался преимущественно русской диалектологией (он один из основоположников этой научной дисциплины), был среди организаторов и активных участников Московской диалектологической комиссии. В 1903 опубликовал «Диалектологическую карту Калужской губернии» – первый опыт лингвистического картографирования. В 1915 совместно с Н. Н. Соколовым и Д. Н. Ушаковым подготовил и издал Опыт диалектологической карты русского языка в Европе с приложением Очерка русской диалектологии; этим были заложены основы будущего диалектологического атласа русского языка. Предложил классификацию восточнославянских диалектов, использовавшуюся до 1960-х гг.
Впоследствии обратился к исторической грамматике русского языка [«Очерк истории русского языка» (1924), «Введение в историю русского языка» (1927) и др.]. Отстаивал точку зрения, что история языка – это наука не об отдельных изменениях в нём, а о его изменении как системы. Исследовал историю звукового строя и морфологии восточнославянских языков. Выделил принципы изучения истории языка по данным современной речи. В области истории русского литературного языка высказал ряд новаторских идей, касающихся соотношения орфографической системы древнейших письменных памятников с фонетикой древнерусского языка: считал, что фонетические особенности живого языка отражаются в письменных текстах не напрямую, а как отклонения от орфографической нормы, которая в разных памятниках может быть различной.
Описал 280 древних рукописей 11–12 вв. – памятников старославянского языка [«Русские рукописи ХΙ и ХΙΙ вв. как памятники старославянского языка» (1924–27) и др.]. Автор исследований по старославянскому языку.
Опубликовал первый русский словарь лингвистических терминов («Грамматический словарь», 1924). Ряд работ Д. посвящён истории восточнославянской филологии (статьи о М. И. Соколове, А. И. Соболевском и др.), древнерусской литературе. Текст грамматики сербскохорватского языка, над которым Д. работал в заключении, не сохранился.