Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРА́ЖСКАЯ ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 376

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Алпатов

ПРА́ЖСКАЯ ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, на­прав­ле­ние в че­хосл. и австр. язы­ко­зна­нии кон. 1920-х – 1-й пол. 1950-х гг., од­но из на­прав­ле­ний струк­тур­ной лин­гвис­ти­ки. Ос­но­ву шко­лы со­ста­вил кру­жок, сло­жив­ший­ся во 2-й пол. 1920-х гг. в Пра­ге во­круг В. Ма­те­зиу­са (из­вес­тен как Праж­ский лин­гвис­тич. кру­жок). К его чеш. уча­ст­ни­кам (Б. Трнка, Б. Гав­ра­нек, Я. Му­кар­жов­ский, с 1930-х гг. Й. Кор­жи­нек, Й. Ва­хек и др.) при­сое­ди­ни­лись эмиг­ран­ты из Рос­сии – Р. О. Якоб­сон и жив­ший в Ав­ст­рии Н. С. Тру­бец­кой. Кру­жок окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­вал­ся к 1928; с 1929 на франц. яз. из­да­ва­лись «Тру­ды» круж­ка. Его дея­тель­ность пре­рва­лась по­сле нем. ок­ку­па­ции Че­хии в 1939. По­сле вой­ны кру­жок во­зоб­но­вил ра­бо­ту (до 1953). С 1950-х гг. П. л. ш., не имея ор­га­ни­зац. оформ­ле­ния, про­дол­жа­ла за­ни­мать вид­ное ме­сто в че­хосл. язы­ко­зна­нии, её тра­ди­ции влия­тель­ны в совр. чеш. и сло­вац. лин­гвис­ти­ке.

На ста­нов­ле­ние под­хо­дов П. л. ш. по­влия­ли идеи И. А. Бо­ду­эна де Кур­те­нэ, Ф. де Сос­сю­ра и от­час­ти Ф. Ф. Фор­ту­на­то­ва. Все её пред­ста­ви­те­ли раз­гра­ни­чи­ва­ли язык и речь и стре­ми­лись рас­смат­ри­вать яв­ле­ния язы­ка в сис­те­ме. Од­на­ко, в от­ли­чие от сто­рон­ни­ков глос­се­ма­ти­ки, они не счи­та­ли язык сис­те­мой чис­тых от­но­ше­ний, учи­ты­вая и собств. свой­ст­ва еди­ниц язы­ка, в ча­ст­но­сти зву­ко­вые свой­ст­ва фо­нем. Уде­ляя осн. вни­ма­ние син­хрон­ным ис­сле­до­ва­ни­ям совр. язы­ков (см. Син­хро­ния), они за­ни­ма­лись так­же ис­то­ри­ей язы­ков (ди­а­хро­ни­ей), стре­мясь и здесь вы­явить сис­тем­ные от­но­ше­ния. П. л. ш. от­ли­ча­лась от др. направ­ле­ний струк­тур­ной лин­гвис­ти­ки вы­дви­же­ни­ем на пер­вый план по­ня­тия функ­ции (см. Функ­ции язы­ка). Она рас­смат­ри­ва­ла язык как сис­те­му средств вы­ра­же­ния, слу­жа­щую ка­кой-то оп­ре­де­лён­ной це­ли. Праж­цы вы­де­ля­ли функ­цию об­ще­ния, внут­ри ко­то­рой раз­ли­ча­ли ин­тел­лек­туа­ли­зо­ван­ную и аф­фек­тив­ную функ­ции, а так­же по­этич. функ­цию. В свя­зи с вы­пол­не­ни­ем тех или иных функ­ций внут­ри сис­те­мы язы­ко­вой вы­де­ля­лись под­сис­те­мы (функ­цио­наль­ные сти­ли).

В рам­ках П. л. ш. бы­ло соз­да­но неск. лин­гвис­тич. дис­ци­п­лин: мор­фо­но­ло­гия (Н. С. Тру­бец­кой), изу­че­ние ак­ту­аль­но­го чле­не­ния пред­ло­же­ния (В. Ма­те­зи­ус), аре­аль­ная лин­гвис­ти­ка (Тру­бец­кой, Р. О. Якоб­сон). Ис­то­рия лит. язы­ков как отд. дис­ци­п­ли­на од­но­вре­мен­но фор­ми­ро­ва­лась в П. л. ш. (Б. Гав­ра­нек и др.) и в отеч. язы­ко­зна­нии. Не­ко­то­рые пред­ста­ви­те­ли П. л. ш. (В. Ска­лич­ка) вне­сли вклад в ти­по­ло­гию лин­гвис­ти­че­скую, Якоб­сон и Я. Му­кар­жов­ский за­ни­ма­лись по­эти­кой.

Наи­боль­шее зна­че­ние для раз­ви­тия ми­ро­вой лин­гвис­ти­ки име­ли ра­бо­ты П. л. ш. по фо­но­ло­гии. Фо­но­ло­гич. тео­рия шко­лы вы­ра­же­на в кн. Н. С. Тру­бец­ко­го «Ос­но­вы фо­но­ло­гии» (1939; рус. изд. – 1960). П. л. ш. от­ка­за­лась от пси­хо­ло­гич. под­хо­да к фо­но­ло­гии, по­ни­мая фо­не­му как еди­ни­цу, раз­ли­чаю­щую зна­че­ния. В сис­те­мах фо­нем вы­де­ля­лись оп­по­зи­ции язы­ко­вые по тем или иным аку­стич. или ар­ти­ку­ляц. при­зна­кам, оп­по­зи­ции в оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях мо­гут ней­тра­ли­зо­вать­ся. По­ня­тия оп­по­зи­ции и ней­тра­ли­за­ции, при­ме­ни­мые не толь­ко в фо­но­ло­гии, но и в грам­ма­ти­ке и се­ман­ти­ке, ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся и в совр. язы­ко­зна­нии.

Зна­чит. чис­ло ра­бот учё­ных П. л. ш. опуб­ли­ко­ва­но на рус. яз. в хре­сто­ма­тии «Праж­ский лин­гвис­ти­че­ский кру­жок» (1967), из­да­ва­лись так­же од­но­том­ни­ки ра­бот Н. С. Тру­бец­ко­го («Из­бран­ные тру­ды по фи­ло­ло­гии», 1987) и Р. О. Якоб­со­на («Из­бран­ные ра­бо­ты», 1985).

Лит.: Бу­лы­ги­на Т. В. Праж­ская шко­ла // Ос­нов­ные на­прав­ле­ния струк­ту­ра­лиз­ма. М., 1964; Ал­па­тов В. М. Ис­то­рия лин­гвис­ти­че­ских уче­ний. 4-е изд. М., 2005.

Вернуться к началу