ПРА́ЖСКАЯ ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРА́ЖСКАЯ ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, направление в чехосл. и австр. языкознании кон. 1920-х – 1-й пол. 1950-х гг., одно из направлений структурной лингвистики. Основу школы составил кружок, сложившийся во 2-й пол. 1920-х гг. в Праге вокруг В. Матезиуса (известен как Пражский лингвистич. кружок). К его чеш. участникам (Б. Трнка, Б. Гавранек, Я. Мукаржовский, с 1930-х гг. Й. Коржинек, Й. Вахек и др.) присоединились эмигранты из России – Р. О. Якобсон и живший в Австрии Н. С. Трубецкой. Кружок окончательно сформировался к 1928; с 1929 на франц. яз. издавались «Труды» кружка. Его деятельность прервалась после нем. оккупации Чехии в 1939. После войны кружок возобновил работу (до 1953). С 1950-х гг. П. л. ш., не имея организац. оформления, продолжала занимать видное место в чехосл. языкознании, её традиции влиятельны в совр. чеш. и словац. лингвистике.
На становление подходов П. л. ш. повлияли идеи И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. де Соссюра и отчасти Ф. Ф. Фортунатова. Все её представители разграничивали язык и речь и стремились рассматривать явления языка в системе. Однако, в отличие от сторонников глоссематики, они не считали язык системой чистых отношений, учитывая и собств. свойства единиц языка, в частности звуковые свойства фонем. Уделяя осн. внимание синхронным исследованиям совр. языков (см. Синхрония), они занимались также историей языков (диахронией), стремясь и здесь выявить системные отношения. П. л. ш. отличалась от др. направлений структурной лингвистики выдвижением на первый план понятия функции (см. Функции языка). Она рассматривала язык как систему средств выражения, служащую какой-то определённой цели. Пражцы выделяли функцию общения, внутри которой различали интеллектуализованную и аффективную функции, а также поэтич. функцию. В связи с выполнением тех или иных функций внутри системы языковой выделялись подсистемы (функциональные стили).
В рамках П. л. ш. было создано неск. лингвистич. дисциплин: морфонология (Н. С. Трубецкой), изучение актуального членения предложения (В. Матезиус), ареальная лингвистика (Трубецкой, Р. О. Якобсон). История лит. языков как отд. дисциплина одновременно формировалась в П. л. ш. (Б. Гавранек и др.) и в отеч. языкознании. Некоторые представители П. л. ш. (В. Скаличка) внесли вклад в типологию лингвистическую, Якобсон и Я. Мукаржовский занимались поэтикой.
Наибольшее значение для развития мировой лингвистики имели работы П. л. ш. по фонологии. Фонологич. теория школы выражена в кн. Н. С. Трубецкого «Основы фонологии» (1939; рус. изд. – 1960). П. л. ш. отказалась от психологич. подхода к фонологии, понимая фонему как единицу, различающую значения. В системах фонем выделялись оппозиции языковые по тем или иным акустич. или артикуляц. признакам, оппозиции в определённых условиях могут нейтрализоваться. Понятия оппозиции и нейтрализации, применимые не только в фонологии, но и в грамматике и семантике, широко используются и в совр. языкознании.
Значит. число работ учёных П. л. ш. опубликовано на рус. яз. в хрестоматии «Пражский лингвистический кружок» (1967), издавались также однотомники работ Н. С. Трубецкого («Избранные труды по филологии», 1987) и Р. О. Якобсона («Избранные работы», 1985).