ФУ́НКЦИИ ЯЗЫКА́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФУ́НКЦИИ ЯЗЫКА́, 1) роль (употребление, назначение) языка в человеческом обществе; 2) детерминированное соответствие (зависимость) единиц одного множества единицам др. множества; 2-е значение чаще применяется к единицам языка (напр., соотношение аффиксов и корней слов). Главнейшие, базовые Ф. я. – коммуникативная (быть средством человеческого общения) и когнитивная [познавательная, гносеологическая, экспрессивная (служить для выражения деятельности сознания)]. К ним также в качестве базовых добавляют функции эмоциональную (быть одним из средств выражения чувств и эмоций) и метаязыковую [металингвистическую (служить средством исследования и описания языка в терминах самого языка); см. Метаязык]. Базовые Ф. я. взаимообусловливают друг друга при использовании языка, но в отд. речевых актах и в текстах выявляются в разной степени. С базовыми (как первичными) соотносятся частные (как производные) Ф. я. С коммуникативной функцией совмещаются контактоустанавливающая (фатическая), конативная (усвоения), волюнтативная (воздействия) функции, функция хранения и передачи нац. самосознания, традиций культуры и истории народа и некоторые другие. С когнитивной – функции орудия познания и овладения общественно-историч. опытом и знаниями, оценки (аксеологическая), денотации (номинации), референции, предикации и некоторые другие. С эмоциональной функцией связана модальная функция и соотносимо выражение творч. потенций, которое в разных науч. областях объединено с когнитивной функцией, но наиболее полно реализуется в худож. лит-ре, особенно в поэзии (поэтическая функция). Общественную Ф. я. определяет реализация коммуникативной функции в разных сферах человеческой деятельности. Ю. Д. Дешериев (Россия) выделяет языки с макс. объёмом обществ. функций (языки междунар. и межнационального общения) и языки, объём обществ. функций которых сужается [языки народов, существующие в письм. (лит.) и разг. формах, включающие территориальные и социальные диалекты; племенные разг. языки (некоторые из них могут обрести статус офиц. письм. языков в своих странах); языки с миним. объёмом обществ. функций (т. н. одноаульные бесписьм. языки)]. Характер взаимосвязей между языковыми н социальными структурами изучается социолингвистикой.
Интерес к установлению Ф. я. наметился в 20 в. В «Тезисах Пражского лингвистического кружка» (1929) было обосновано определение языка как функциональной системы и описаны 2 функции речевой деятельности – общения и поэтическая. К. Бюлер выделил в свете семиологич. принципа 3 Ф. я. как проявляющиеся в любом речевом акте: функцию выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим; функцию обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим; функцию сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом, о котором идёт речь. В ходе многочисл. науч. дискуссий были отделены Ф. я. и функции единиц языка. А. Мартине постулирует наличие 3 Ф. я.: главной – коммуникативной, выразительной (экспрессивной), эстетической, тесно связанной с первыми двумя. Р. О. Якобсон с учётом постулатов теории коммуникации к трём участникам речевого акта [говорящему (отправитель, адресант), слушающему (получатель, адресат) и предмету речи (контекст, референт)] добавил ещё три [контакт (канал связи), код и сообщение] и соответственно выделил 6 Ф. я.: экспрессивную (выражения, эмотивную), конативную (усвоения), референтивную (коммуникативную, денотативную, когнитивную), фатическую (контактоустанавливающую), метаязыковую и поэтическую (понимая последнюю как вообще форму сообщения). Критики этой теории отмечают, что все функции по существу являются разновидностями коммуникативной и выступают как однопорядковые.
Рассматривая речевую деятельность как единство общения и обобщения, А. А. Леонтьев отделил Ф. я., проявляющиеся в любой ситуации общения, от функций речи как факультативных, возникающих в особых ситуациях. В сфере общения к Ф. я. отнесена коммуникативная, а в сфере обобщения – функция орудия мышления, функция существования общественно-историч. опыта и национально-культурная функция; все они могут дублироваться неязыковыми средствами (мнемонич. средства, орудия счёта, планы, карты, схемы и т. п.). К функциям речи отнесены магическая (табу, эвфемизмы), диакритическая (компрессия речи, напр. в телеграммах), экспрессивная (выражение эмоций), эстетическая (поэтическая) и некоторые другие. В. А. Аврорин (Россия) говорил о 4 Ф. я. [коммуникативной, экспрессивной (выражения мысли), конструктивной (формирования мысли) и аккумулятивной (накопления обществ. опыта и знаний)] и 6 функциях речи (номинативной, эмотивно-волюнтативной, сигнальной, поэтической, магической и этнической). Ряд исследователей выделяют и большее количество функций языка и единиц языка. С 1970-х гг. обозначилось стремление связать Ф. я. с аппаратом их реализации в системе и структуре языка (М. А. К. Халлидей). Ю. С. Степанов на основе семиотич. принципа вывел 3 Ф. я. – номинативную, синтаксическую и прагматическую – как универсальные свойства языка, соответствующие трём аспектам общей семиотики: семантике – номинация, синтактике – предикация, прагматике – локация. Первичным аппаратом номинации выступают характеризующие знаки (именные и глагольные классы слов), предикации – элементарные синтаксич. контактные словосочетания, локации – дейксис ситуации общения («я-здесь-сейчас»), а вторичный аппарат образуется на основе транспозиции знаков. Эти Ф. я., согласно теории Степанова, лежат в основе всех возможностей использования языка как средства общения, познания и воздействия.
Проблема Ф. я. вызывает особый интерес в связи с расширением сферы изучения языка в действии, особенностей разговорной речи, функциональных стилей, лингвистики текста и т. д. Перед исследователями стоят задачи установления, как и какие средства системы и структуры языка служат преим. для выявления той или другой функции языка.