СЕМИО́ТИКА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕМИО́ТИКА, семиология (от греч. σημεῖον – знак, признак), научная дисциплина, исследующая общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию. С. изучает системы знаков, действующие как в человеческом обществе [гл. обр. язык (см. также Знак языковой), а также некоторые явления культуры, обряды, театр, кино и др.], так и в природе (коммуникация в мире животных) и в самом человеке (слуховое и зрительное восприятие, логич. рассуждение).
Наибольшая общность обнаруживается между такими объектами С., как язык и худож. лит-ра; их С. – это центр гуманитарной С. Семиотич. анализ произведения худож. лит-ры часто переходит в сферу общей поэтики; см. также Язык художественной литературы. Др. ветвь С. – формальная (логико-математич.) С., относящаяся к металогике.
Первоначально общие принципы С. как «науки о знаках» были высказаны Ч. С. Пирсом и Ф. де Соссюром. Первый стремился к созданию особого варианта математич. логики (т. н. чистой, или умозрительной, грамматики), а второй – к определению предметной области разл. знаков как объектов новой науки, названной им семиологией. Термин «С.» сначала использовался для формальной, логико-математич. линии, а содержат., предметная линия по европ. традиции именовалась семиологией; позднее оба названия стали употребляться как синонимы.
По мере развития С. в 20 в. у неё обнаружились глубокие историч. корни: в сочинениях Августина (4–5 вв.); в ср.-век. учении о «тривии» – цикле из грамматики, логики и риторики, которым в совр. С. соответствуют синтактика, семантика и прагматика; в логико-лингвистич. учениях схоластики 12–14 вв.; в 17 – нач. 18 вв. – в учении Дж. Локка о разуме и языке, в идеях Г. В. Лейбница об особом искусств. языке – characteristica universalis; в 19–20 вв. – в работах К. В. фон Гумбольдта, А. А. Потебни, К. Л. Бюлера, И. А. Бодуэна де Куртенэ, З. Фрейда и др.
Основы С. языка и литературы заложили представители европ. структурализма 1920–30-х гг. – пражской лингвистической школы и Копенгагенского лингвистического кружка (Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Я. Мукаржовский, Л. Ельмслев, В. Брёндаль), рус. формальной школы (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум), независимые от направлений Андрей Белый и В. Я. Пропп, а также М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман и др. отеч. учёные.
К наиболее оформленным направлениям зарубежной С. относятся: школа Ч. У. Морриса, этнографич. (антропологич.) школа К. Леви-Строса, семиология Р. Барта, психоаналитич. семиотика Ж. Лакана, семиология кино К. Метца (Франция), а также П. П. Пазолини и др. Публикуются семиотич. исследования архитектуры, живописи, театра и др.; выходят семиотич. журналы и сб-ки. В 1974 в Милане на 1-м Междунар. конгрессе С. создана Междунар. ассоциация С. В 1995 в г. Монтерей (США) на конференции по интеллектуально управляемым системам состоялся симпозиум, посвящённый прикладной семиотике.
По мере развития С. понятие «знак» постепенно отходило на второй план, поскольку не удалось обнаружить к.-л. знаки, универсально присущие разным естеств. языкам и разным семиотич. системам. Единство С. языка и литературы основывается прежде всего на явлении высказывания и его абстрактном выражении – пропозициональной функции (см. Пропозиция), которые обнаруживаются во всех текстах (как отражающих обыденную речь, так и в произведениях худож. лит-ры), являясь их осн. семиотич. ячейкой.
Осн. корпус гуманитарной С. составляют 2 комплекса понятий: наиболее общие семиотич. закономерности и наиболее общие семиотич. членения (уровни, аспекты) исследуемых явлений.
К семиотическим закономерностям относятся прежде всего оппозиции (противопоставленность) всех конституирующих элементов семиотич. систем в естеств. языках (фонем, морфем, слов, типов предложений и т. д.; см. Оппозиции языковые), элементарных жестов, поз, ситуаций в неязыковых системах; образов предметного ряда, кадров в кинофильмах и т. д. Напр., фонема /с/ в рус. яз. выделяется лишь в силу противопоставления /з/ и (в той или иной степени) всем др. фонемам; в этике поза «встать перед приближающимся собеседником» значит уважение, вежливость лишь в противопоставлении позе «остаться сидеть перед приближающимся собеседником». Оппозиции элементов, взаимозаменимых в одном месте речевой цепи (напр., «суд» вместо «зуд») или в один момент ситуации (напр., «встать» вместо «не встать»), выявляют существенные для системы дифференциальные признаки: глухость – звонкость фонем; сидение – стояние в позах и т. п. Сама процедура исследования путём замен называется коммутацией и представляет собой отд. семиотич. принцип. Элементы системы, обладающие к.-л. дополнит. дифференциальным признаком по сравнению с непосредственно противопоставленными им элементами, называются маркированными; напр., /з/ – маркированный элемент, /с/ – немаркированный (отсутствует признак «звонкость»). Как общий принцип сфера употребления маркированного элемента ýже, немаркированного – шире; напр., /с/ употребляется примерно во всех тех же позициях, что и /з/, но ещё и в конце слова перед паузой, где /з/ в рус. языке невозможно.
По принципу т. н. функциональной семантики материально новый элемент системы включается в систему в форме того элемента, который он заместил. Напр., первые автомобили маскируются под кареты, хотя в этом нет технич. надобности; в рус. яз. словами «перочинный нож» обозначается предмет, который может выполнять те же функции, какие раньше выполнял ножичек для очинки гусиных перьев (предметов письма).
К закономерности функциональной семантики близка внутренняя форма слова: новое слово вводится на основании признака, уже зафиксированного в ранее существовавшем слове; напр., слова «пчела» и «бык» в славянских языках, по-видимому, равно введены признаком звукоподражания («пчела» из *bъčela < *bučati ‘гудеть, мычать, жужжать’). Подобные явления часто обнаруживаются при этимологич. исследованиях (см. Этимология). Внешняя форма долговечнее внутренней; напр., совр. рус. «спасибо» уже не воспринимается как «спаси Бог»; зал совр. оперного театра уже не осознаётся как повторение формы итал. и исп. городской площади (3 стены из многоэтажных домов, с 4-й стороны выходят актёры).
Одно из существенных следствий этих и др. закономерностей – кумулятивный характер семиотич. системы: элементы нового знания в них способны соотноситься, аккумулироваться с уже накопленными знаниями (с информацией), а каждый новый элемент – получать точный «адрес» благодаря своей внешней форме; напр., новое слово «кварки» опознаётся как название некоего предмета благодаря своим парадигматич. связям (ср. «марки» или «парки») и синтагматическим связям («ищем кварки», но не «ищем кварков», ср. «ищем зверьков»); см. Парадигматика, Синтагматика.
Одну из наиболее общих закономерностей представляет собой изоморфизм – структурное подобие формы выражения и формы содержания, а вследствие этого, в определённой степени, и подобие между выражением и содержанием. Так, в целом последовательность передаваемых в языке мыслей, а в семиотич. системах вообще – последовательность квантов информации совпадает с последовательностью знаков (хотя бывают и типизированные отклонения, напр. в естеств. языках анафора, ассимиляция, аттракция наклонений); диезные призвуки («и»-призвуки) соответствуют в разных языках значениям уменьшительности, ласкательности, в то время как бемольные («у»- или «ы»-образные) призвуки в противопоставлении первым (именно в силу принципа оппозиции) означают увеличительность или неприязнь; продление осн. гласного корня в глаголе некоторых индоевропейских языков может означать продлённость действия (старославянское гребетъ – грhба}тъ, мьретъ – мира}тъ), повтор корня – повторность действия.
Существуют 3 семиотических членения: синтактика, семантика, прагматика. Синтактика определяется как отношение между знаками гл. обр. в речевой цепи и вообще во временнóй последовательности; семантика в общем виде – как отношение между знаконосителем, предметом обозначения и понятием о предмете; прагматика – как отношение между знаками и тем, кто их использует. В прагматике языка особенно интенсивно исследуются 2 центра – субъект и адресат речи, а также связанные с ними «точки референции», выражающиеся дейктическими словами (см. Дейксис), местоимениями, относит. временами глагола (см. Время) и т. д. В С. худож. лит-ры типология худож. текстов с точки зрения субъекта (текст от автора, от рассказчика, от повествователя; различные «я» от автора и т. п.) дополняется типологией худож. текстов с точки зрения «образа адресата».
В рамках современного, более широкого когнитивного подхода сложилось новое соотношение 3 частей С.: семантика понимается как область истинности высказываний, прагматика – как область мнений, оценок, презумпций и установок говорящих, синтактика – как область формального вывода. Благодаря этому, в частности, стало возможным определить худож. лит-ру семиотически (не эстетически и не конкретно-исторически) через её язык, как сферу действия интенсионального языка; последний определяется как язык, описывающий возможный, интенсиональный мир.
О семиотич. методах в литературоведении см. в ст. Структурализм.