ПОЭ́ТИКА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЭ́ТИКА (греч. ποιητιϰή τέχνη – творческое искусство), наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших дисциплин литературоведения. В расширенном смысле слова П. совпадает с теорией литературы, в суженном – с одной из областей теоретической П. Как область теории литературы, П. изучает специфику лит. родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения разл. уровней художественного целого. В зависимости от того, какой аспект (и объём понятия) выдвигается в центр исследования, говорят, напр., о П. романтизма, П. романа, П. творчества какого-либо писателя в целом или одного произведения. Поскольку все средства выражения в лит-ре в конечном счёте сводятся к языку, П. может быть определена и как наука о худож. использовании средств языка (см. Язык художественной литературы). Словесный (языковой) текст произведения является единственной материальной формой существования его содержания; по нему сознание читателей и исследователей реконструирует содержание произведения, стремясь или воссоздать его место в культуре его времени («чем был Гамлет для Шекспира?») или вписать его в культуру меняющихся эпох («что значит Гамлет для нас?»); но оба подхода опираются в результате на словесный текст, исследуемый П. Отсюда – важность П. в системе отраслей литературоведения.
Цель П. – выделение и систематизация элементов текста, формирующих эстетич. впечатление от произведения. В этом участвуют все элементы худож. речи, но в разл. степени: напр., в лирич. стихах малую роль играют элементы сюжета и большую – ритмика и фоника, а в повествоват. прозе – наоборот. Всякая культура имеет свой набор средств, выделяющих лит. произведения на фоне нелитературных: ограничения накладываются на ритмику (стих), лексику и синтаксис («поэтический язык»), тематику (излюбленные типы героев и событий). На фоне этой системы средств не менее сильным эстетич. возбудителем являются и её нарушения: «прозаизмы» в поэзии, введение новых, нетрадиц. тем в прозе и др. Исследователь, принадлежащий к той же культуре, что и исследуемое произведение, лучше ощущает эти поэтич. перебои, а фон их воспринимает как нечто само собой разумеющееся; исследователь чужой культуры, наоборот, прежде всего ощущает общую систему приёмов (преим. в её отличиях от привычной ему) и меньше – систему её нарушений. Исследование поэтич. системы «изнутри» данной культуры приводит к построению нормативной П. (более осознанной, как в эпоху классицизма, или менее осознанной, как в европ. лит-ре 19 в.), исследование «извне» – к построению описательной П. До 19 в., пока региональные лит-ры были замкнуты и традиционалистичны, господствовал нормативный тип П.; становление всемирной лит-ры (начиная с эпохи романтизма) выдвигает на первый план задачу создания описательной поэтики.
Обычно различаются общая П. (теоретическая, или систематическая, – «макропоэтика»), частная П. (или собственно описательная – «микропоэтика») и историческая поэтика.
Общая П. делится на три области, изучающие соответственно звуковое, словесное и образное строение текста; цель общей П. – составить полный систематизиров. репертуар приёмов (эстетически действенных элементов), охватывающих все эти три области. В звуковом строе произведения изучаются фоника и ритмика, а применительно к стиху – также метрика и строфика. Т. к. преимущественный материал для изучения здесь дают стихотв. тексты, то эта область часто называется (слишком узко) стиховедением. В словесном строе изучаются особенности лексики, морфологии и синтаксиса произведения; соответствующая область называется стилистикой (насколько совпадают между собой стилистика как литературоведческая и как лингвистич. дисциплина, единого мнения нет). Особенности лексики («отбор слов») и синтаксиса («соединение слов») издавна изучались П. и риторикой, где они учитывались как тропы и фигуры речи; особенности морфологии («поэзия грамматики») стали в П. предметом рассмотрения лишь в самое последнее время. В образном строе произведения изучаются образы (персонажи и предметы), мотивы (действия и поступки), сюжеты (связные совокупности действий); эта область называется «топикой» (традиционное назв.), «тематикой» (Б. В. Томашевский) или П. в узком смысле слова (Б. И. Ярхо). Если стиховедение и стилистика разрабатывались в П. с древнейших времён, то топика, наоборот, разрабатывалась мало, т. к. казалось, что худож. мир произведения ничем не отличается от действительного мира; поэтому здесь ещё не выработана даже общепринятая классификация материала.
Частная П. занимается описанием лит. произведения во всех перечисленных выше аспектах, что позволяет создать «модель» – индивидуальную систему эстетически действенных свойств произведения. Гл. проблема частной П. – композиция, т. е. взаимная соотнесённость всех эстетически значимых элементов произведения (композиция фоническая, метрическая, стилистическая, образно-сюжетная и общая, их объединяющая) в их функциональной взаимности с художественным целым. Здесь существенна разница между малой и большой лит. формой: в малой (напр., в пословице) число связей между элементами хотя и велико, но не неисчерпаемо, и роль каждого в системе целого может быть показана всесторонне; в большой форме это невозможно, и, значит, часть внутренних связей остаётся неучтённой как эстетически неощутимая (напр., связи между фоникой и сюжетом). При этом следует помнить, что одни связи актуальны при первом чтении текста (когда ожидания читателя ещё не ориентированы) и отбрасываются при повторном, другие – наоборот. Конечными понятиями, к которым могут быть возведены при анализе все средства выражения, являются «образ мира» (с его осн. характеристиками, худож. временем и худож. пространством) и «образ автора», взаимодействие которых представляет «точку зрения», определяющую всё главное в структуре произведения. Эти три понятия выдвинулись в П. на опыте изучения лит-ры 12–20 вв.; до этого европ. П. довольствовалась упрощённым различением трёх лит. родов: драмы (дающей образ мира), лирики (дающей образ автора) и промежуточного между ними эпоса (так у Аристотеля). Основой частной П. («микропоэтики») являются описания отд. произведения, но возможны и более обобщённые описания групп произведений (одного цикла, одного автора, жанра, лит. направления, историч. эпохи). Такие описания могут быть формализованы до перечня исходных элементов модели и списка правил их соединения; в результате последовательного применения этих правил как бы имитируется процесс постепенного создания произведения от тематич. и идейного замысла до окончательного словесного оформления (т. н. генеративная поэтика).
Историческая П. изучает эволюцию отд. поэтич. приёмов и их систем с помощью сравнительно-исторического литературоведения, выявляя общие черты поэтич. систем разл. культур и сводя их или (генетически) к общему источнику, или (типологически) к универсальным закономерностям человеческого сознания. Корни лит. словесности уходят в устную словесность, которая и представляет собой осн. материал историч. П., позволяющий иногда реконструировать ход развития отд. образов, стилистич. фигур и стихотв. размеров до глубокой (напр., общеиндоевропейской) древности. Гл. проблема историч. П. – жанр в самом широком смысле слова, от худож. словесности в целом до таких её разновидностей, как «европейская любовная элегия», «классицистич. трагедия», «светская повесть», «психологич. роман» и др., – т. е. исторически сложившаяся совокупность поэтич. элементов разного рода, невыводимых друг из друга, но ассоциирующихся друг с другом в результате долгого сосуществования. И границы, отделяющие литературу от нелитературы, и границы, отделяющие жанр от жанра, изменчивы, причём эпохи относит. устойчивости этих поэтич. систем чередуются с эпохами деканонизации и формотворчества; эти изменения и изучаются историч. П. Здесь существенна разница между близкими и исторически (или географически) далёкими поэтич. системами: последние обычно представляются более каноничными и безличными, а первые – более разнообразными и своеобразными, но обычно это иллюзия. В традиц. нормативной П. жанры рассматривались общей П. как общезначимая, от природы установленная система.
По мере накопления опыта почти каждая нац. лит-ра (фольклор) в эпоху древности и Средневековья создавала свою П. – свод традиционных для неё «правил» стихотворства, «каталог» излюбленных образов, метафор, жанров, поэтич. форм, способов развёртывания темы и др. Такие «П.» (своеобразная «память» нац. лит-ры, закрепляющая худож. опыт, наставление потомкам) ориентировали на следование устойчивым поэтич. нормам, освящённым многовековой традицией.
Зарождение европ. П. относится к 5–4 вв. до н. э., когда в учениях софистов, эстетике Платона и «Поэтике» Аристотеля были впервые намечены категории рода литературного, разграничены понятия содержания и формы («чему подражать» и «как подражать»). Античная П., приведённая в систему учёными александрийской школы (3–1 вв. до н. э.), была нацелена прежде всего на описание поэтич. произведений; в средние века П. приобрела форму свода правил, включив в себя некоторые положения риторики, и в таком виде дошла до эпохи Возрождения, когда была обогащена изучением сохранившихся памятников античной П. (сочинения Аристотеля и Платона, Горация, Цицерона и Квинтилиана). Начатая Ю. Ц. Скалигером в «Поэтике» (1561) унификация разрозненных элементов нашла завершение в программном произведении классицизма – «Поэтическом искусстве» Н. Буало (1674). До 18 в. предметом П. были в осн. стихотворные, притом «высокие», жанры. Проникновение в П. идей историзма, связанного с именами Дж. Вико и И. Г. Гердера, способствовало осмыслению историч. изменчивости поэтич. форм. Гердер, И. В. Гёте, а затем нем. романтики включили в область П. изучение фольклора и прозаич. жанров, положив начало широкому пониманию П. как учения о развитии и эволюции лит. форм, которое получило разработку в 3-м томе «Лекций по эстетике» Г. В. Ф. Гегеля (1838). В России П. как особая науч. дисциплина возникла во 2-й пол. 19 в. и связана с трудами А. А. Потебни и Александра Н. Веселовского.