Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 449

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Ю. Бокадорова

АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА в язы­ко­зна­нии, тра­ди­ция ис­сле­до­ва­ния язы­ка, сло­жив­шая­ся в од­ном из куль­тур­ных цен­тров ан­тич­но­сти – Алек­сан­д­рии, сто­ли­це эл­ли­ни­стич. Егип­та, в кон. 4 в. до н. э. Пе­ри­од рас­цве­та А. ш. – 2 в. до н. э. – 2 в. н. э.; в 640, по­сле за­вое­ва­ния Алек­сан­д­рии ара­ба­ми, она пре­кра­ти­ла своё су­ще­ст­во­ва­ние.

Круп­ней­шие пред­ста­ви­те­ли А. ш. – Зе­но­дот из Эфе­са, Ли­коф­рон, Алек­сандр Это­лий­ский, Эра­тос­фен, Ари­сто­фан Ви­зан­тий­ский, Ари­старх Са­моф­ра­кий­ский, Дио­ни­сий Фра­кий­ский, Аск­ле­пи­ад из Мир­леи, Ха­рет, Де­мет­рий Хлор, Дио­ни­сий Га­ли­кар­нас­ский, Ди­дим, Три­фон, Пав­са­ний Це­за­рей­ский, Апол­ло­ний Дис­кол. Со­хра­ни­лись лишь тек­сты Дио­ни­сия Фра­кий­ско­го, Дио­ни­сия Га­ли­кар­нас­ско­го и Апол­ло­ния Дис­ко­ла; гл. обр. это фраг­мен­ты в бо­лее позд­них из­ло­же­ни­ях – в мно­го­числ. схо­ли­ях и ком­мен­та­ри­ях Сек­ста Эм­пи­ри­ка, Дио­ге­на Ла­эрт­ско­го, Вар­ро­на, Элия До­на­та, При­сциа­на.

В тра­ди­ци­ях А. ш. фор­ми­ро­ва­лась фи­ло­ло­гия и грам­ма­ти­ка как от­расль фи­ло­ло­гии. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ло соз­да­ние Алек­сан­д­рий­ско­го му­сей­о­на (по об­раз­цу пла­то­нов­ской Ака­де­мии и ари­сто­телев­ско­го Ли­кея) и Алек­сан­д­рий­ской б-ки, при­об­ре­тав­шей ру­ко­пи­си всех стран и об­лас­тей гре­ко-лат. ан­тич­но­го ми­ра. А. ш. воз­ник­ла в ус­ло­ви­ях мно­гоязы­чия, на сты­ке гре­ко-лат. нау­ки и ближ­не­во­сточ­ных уче­ний древ­но­сти, тра­ди­ции ко­то­рых она во­бра­ла в се­бя.

Прин­ци­пы опи­са­ния язы­ка, вы­ра­бо­тан­ные А. ш., в на­уч. лит-ре оп­ре­де­ля­ют­ся как «сис­те­ма алек­сан­д­рий­ской грам­ма­ти­ки». От­де­лив пред­мет грам­ма­ти­ки от др. об­лас­тей изу­че­ния язы­ка, А. ш. вы­чле­ня­ла в ней про­об­ра­зы совр. фо­не­ти­ки, мор­фо­ло­гии, син­так­си­са, а так­же раз­де­лы, не во­шед­шие впо­след­ст­вии в грам­ма­ти­ку и со­ста­вив­шие пред­мет лек­си­ко­ло­гии, сти­ли­сти­ки, тек­сто­ло­гии, па­лео­гра­фии и т. д. Ос­но­ва грам­ма­тич. уче­ния А. ш. – уче­ние о час­тях ре­чи и их «ак­ци­ден­ци­ях» (по­ня­тие, близ­кое к совр. по­ня­тию грам­ма­ти­че­ской ка­те­го­рии).

Идеи и ме­то­ды А. ш. ока­за­ли зна­чит. влия­ние на др.-рим. грам­ма­ти­ков. Наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ные в позд­ней ан­тич­но­сти и в сред­ние ве­ка в Ев­ро­пе грам­ма­тики До­на­та и При­сциа­на бы­ли соз­да­ны в тра­ди­ци­ях А. ш. (см. Ан­тич­ная язы­ко­вед­че­ская тра­ди­ция, Ев­ро­пей­ская язы­ко­вед­че­ская тра­ди­ция).

В не­ко­то­рой сво­ей час­ти к тер­ми­но­логии А. ш. вос­хо­дит грам­ма­тич. тер­ми­но­ло­гия, ис­поль­зуе­мая в совр. учеб­ных грам­ма­ти­ках, а так­же в ра­бо­тах по об­ще­му и ча­ст­но­му язы­ко­зна­нию.

Лит.: Ан­тич­ные тео­рии язы­ка и сти­ля. М.; Л., 1936; Rob­ins R. H. An­cient and Me­di­ae­val gram­mati­cal the­ory in Europe… L., 1951; Ами­ро­ва ТА., Оль­хо­ви­ков БА., Ро­ж­де­ст­вен­ский ЮВ. Очер­ки по ис­то­рии лин­гвис­ти­ки. М., 1975 (библ.); Wout­ers A. The gram­mati­cal pa­pyri from Graeco-Ro­man Egypt. Brus­sel, 1979; Ис­то­рия лин­гвис­ти­че­ских уче­ний. Древ­ний мир. Л., 1980 (библ.); Aur­oux Syl­vain. His­toire des idées lin­guis­tiques. Liege, 1989. Vol. 1 (bibl.); Ho­ri­zons de la gram­maire al­ex­an­drine. P., 2000.

Вернуться к началу