АНТИ́ЧНАЯ ЯЗЫКОВЕ́ДЧЕСКАЯ ТРАДИ́ЦИЯ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТИ́ЧНАЯ ЯЗЫКОВЕ́ДЧЕСКАЯ ТРАДИ́ЦИЯ (греко-римская, или средиземноморская, традиция), традиция описания и исследования языка, сложившаяся и существовавшая в греко-латинском культурном ареале в 7 в. до н. э. – 6 в. н. э.
А. я. т. зародилась в эпоху становления др.-греч. философии, в процессе рассмотрения одной из осн. филос. проблем др.-греч. мировоззрения – соотношения между «вещью», «словом» и «мыслью». В этот период ещё не было понятия о языке как о некой сущности, отдельной от мысли. Разум и речь понимались в единстве как единый logos. (Учение о слове – «логосе» является основой др.-греч. учения о языке в единстве его онтологич., логич. и собственно грамматич. свойств.) Античных учёных интересовала не только природа языка (связь между «именем» и «вещью», происхождение языка). Они занимались также изучением письм. знаков для обучения чтению и письму (грамматич. искусство). Эти две области определяют становление и развитие языкознания во всём Древнем мире (см. Индийская языковедческая традиция, Китайская языковедческая традиция).
В 5 в. до н. э. проблемам языка уделяли значит. внимание др.-греч. философы Гераклит, Парменид, Эмпедокл, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик. До работ Платона сложилась определённая система знаний о звуковом и грамматич. строе греч. языка, о его лексич. составе. Платон также обращался к проблемам языка («Кратил», «Теэтет», «Софист»). Но основоположником А. я. т., сформировавшим её структуру и осн. направления, является Аристотель. В трактатах «Категории», «Об истолковании», «Аналитики I и II», «Топика», «Поэтика», «Риторика» содержатся логич. и грамматич. принципы подхода к изучению языка, получившие дальнейшее развитие в античной, а затем в европ. науке. В системе наук, предложенной Аристотелем, язык стал предметом изучения логики («диалектики»), грамматики и риторики. Аристотель выделил во всяком словесном изложении следующие части: элемент, слог, союз, имя, глагол, член, падеж, предложение, сделав их основой грамматич. изучения языка. Имена и глаголы он разграничивал прежде всего как субъект и предикат суждения с присущими им категориальными модификациями.
А. я. т. была продолжена филос. школами эпохи эллинизма в 3–1 вв. до н. э. Интерес к проблемам языка проявляли стоики (см. Стоицизм). Однако вершиной развития А. я. т. стала александрийская школа.
Языкознание в Древнем Риме до сер. 2 в. до н. э. ограничивалось постижением основ письм. культуры; позже началось интенсивное изучение греч. яз., лит-ры, поэтики и риторики. В этот период мн. греч. учёные-филологи начали работать в Риме. Крупнейшие представители др.-рим. филологии – Варрон, Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь. Трактат Цезаря «Об аналогии» (54 до н. э.) был попыткой разработки принципов грамматич. описания и нормирования языка, являясь одновременно свидетельством актуальности проблем «правильности» лат. речи и гос. нормирования языка.
В 4 в. н. э. было написано «Грамматическое руководство» Элия Доната, более тысячи лет служившее осн. учебником лат. языка в Европе. По его образцу были созданы грамматики мн. др. языков, как канонических, так и «вульгарных» («новых» европ. лит. языков на нар. основе).
А. я. т. после падения Рима в 476 продолжала своё развитие в сохранившихся центрах греко-лат. учёности, в частности в столице Вост. Рим. империи – Константинополе. Наиболее значительное из дошедших до нас грамматич. сочинений древности – «Курс грамматики» Присциана (нач. 6 в.), состоявший из 18 книг и созданный в традициях александрийской школы с привлечением наблюдений и достижений рим. грамматиков. Труд Присциана фактически завершает развитие А. я. т., но традиция эта канонизируется в Зап. Европе в системе тривия (см. Европейская языковедческая традиция). В Вост. Европу, в частности к юж. и вост. славянам, античная учёность проникает через визант. грекоязычную традицию в связи с распространением христианства.
А. я. т. сложилась на материале описания двух языков – греческого и латыни, но ориентация на изучение реализации в языке логич. категорий придала ей потенциально универсальный характер. Созданные ею концептуальный строй и понятийный аппарат науки о языке оказались в целом пригодными для описания как разл. языков, так и наиболее общих свойств языка как особого явления.