Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕВРОПЕ́ЙСКАЯ ЯЗЫКОВЕ́ДЧЕСКАЯ ТРАДИ́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 558-559

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Ю. Бокадорова

ЕВРОПЕ́ЙСКАЯ ЯЗЫКОВЕ́ДЧЕСКАЯ ТРА­ДИ́ЦИЯ, со­во­куп­ность ме­то­дов и прин­ци­пов опи­са­ния и изу­че­ния язы­ка, ис­то­ри­че­ски сло­жив­шая­ся в пре­де­лах ев­роп. нау­ки и куль­ту­ры.

Е. я. т., ис­то­ри­че­ски вос­хо­дя­щая к ан­тич­ной язы­ко­вед­че­ской тра­ди­ции, воз­ник­ла по­сле кру­ше­ния Зап. Рим. им­пе­рии, в эпо­ху Сред­не­ве­ко­вья. Не­смот­ря на боль­шое ко­ли­че­ст­во школ и на­прав­ле­ний, пред­став­ля­ет со­бой еди­ную (в про­ти­во­по­лож­ность разл. «вост.» тра­ди­ци­ям) ли­нию раз­ви­тия нау­ки о язы­ке («зап.» тра­ди­цию). Скла­ды­ва­лась на ба­зе т. н. три­вия: ла­ти­ноя­зыч­ных грам­ма­тик, ри­то­рик (вклю­чая по­эти­ки), ло­гич. уче­ний (т. н. диа­лек­тик). Эта сис­те­ма фор­ми­ро­ва­лась в 6 в. как часть т. н. эн­цик­ло­пе­дии (или «се­ми сво­бод­ных ис­кусств»), со­сто­яв­шей из три­вия и квад­ри­вия (в ко­то­рый вхо­ди­ли му­зы­ка, ариф­ме­ти­ка, гео­мет­рия, ас­тро­но­мия). Счи­та­ет­ся, что ка­но­ни­за­ция ан­тич­ных зна­ний впер­вые про­ве­де­на М. Ка­пел­лой (4–5 вв.) и Бо­эци­ем; впо­след­ст­вии бы­ли ка­но­ни­зи­ро­ва­ны грам­ма­ти­ки Элия До­на­та и При­сциа­на, наи­бо­лее важ­ные лат. ри­то­ри­ки, по­эти­ки и ло­гич. трак­та­ты. Бо­эций пе­ре­вёл на ла­тынь осн. тек­сты Ари­сто­те­ля, от­но­ся­щие­ся к ло­ги­ке, про­ком­мен­ти­ро­вал его трак­та­ты «Ка­те­го­рии» и «Об ис­тол­ко­ва­нии». Эти со­чи­не­ния лег­ли в ос­но­ву раз­ви­тия ло­гич. уче­ний в Ев­ро­пе. Со­вре­мен­ник Бо­эция Кас­сио­дор со­ста­вил эн­цик­ло­пе­дич. ком­пи­ля­цию лат. тру­дов по «сло­вес­ным ис­кус­ст­вам», к ко­то­рым он от­нёс грам­ма­ти­ку, ри­то­ри­ку с по­эти­кой и ло­ги­ку.

В Зап. Ев­ро­пе в раз­ви­тии Е. я. т. мож­но вы­де­лить неск. эта­пов. В 6–12 вв. про­ис­хо­ди­ло ус­вое­ние лат. на­сле­дия и рож­де­ние схо­ла­стич. ло­ги­ки; грам­ма­ти­ка рас­смат­ри­ва­лась как вспо­мо­гат. дис­ци­п­ли­на, слу­жа­щая це­лям прак­тич. ов­ла­де­ния чте­ни­ем и пись­мом. В 13–14 вв. (в т. н. пред­ре­нес­санс­ный пе­ри­од) ев­роп. учё­ные бо­лее ши­ро­ко и уг­луб­лён­но зна­ко­ми­лись с под­лин­ны­ми со­чи­не­ния­ми Ари­сто­те­ля, де­ла­лись бо­лее точ­ные пе­ре­во­ды его ло­гич. трак­та­тов. На этом эта­пе грам­ма­ти­ка из вспо­мо­гат. дис­ци­п­ли­ны ста­ла ча­стью фи­ло­со­фии, клю­чом к по­ни­ма­нию при­ро­ды че­ло­ве­че­ско­го мыш­ле­ния; сфор­ми­ро­ва­лась кон­цеп­ция фи­лос. грам­ма­ти­ки, про­ти­во­пос­тав­лен­ной грам­ма­ти­ке прак­ти­че­ской. Бы­ли со­з­да­ны грам­ма­ти­ки греч. и др.-евр. язы­ков (Р. Бэ­кон). Пётр Га­ли­сий­ский (Фран­ция) про­ком­мен­ти­ро­вал грам­ма­ти­ку При­сциа­на в со­от­вет­ст­вии с те­ми из­ме­не­ния­ми, ко­то­рые пре­тер­пел лат. язык. На ос­но­ве ло­гич. идей Пет­ра Ис­пан­ско­го (Пор­ту­га­лия, Рим; 13 в.) воз­ник­ла круп­ней­шая ло­ги­ко-грам­ма­тич. шко­ла «мо­ди­стов» (см. Ло­ги­че­ское на­прав­ле­ние). В 15–16 вв. (в ре­нес­санс­ный пе­ри­од) поя­вил­ся ин­те­рес к нац. язы­кам. Ка­но­нич. тек­сты бы­ли пе­ре­ве­де­ны на лит. язы­ки на нар. ос­но­ве, со­став­ле­ны их пер­вые грам­ма­ти­ки. Воз­ни­ка­ет про­бле­ма спе­ци­фи­ки строя отд. язы­ков и её от­ра­же­ния в грам­ма­ти­ках. В Ита­лии, Ис­па­нии, позд­нее во Фран­ции (1634) и ря­де др. стран Ев­ро­пы бы­ли соз­да­ны ака­де­мии, за­ни­маю­щие­ся во­про­са­ми изу­че­ния и нор­ми­ро­ва­ния язы­ка. Это спо­соб­ст­во­ва­ло фор­ми­ро­ва­нию на ос­но­ве Е. я. т. са­мо­сто­ят. язы­ко­ведч. тра­ди­ций в ря­де стран. Поя­ви­лись пред­по­сыл­ки для ро­ж­де­ния нау­ки о язы­ке, от­лич­ной от тра­диц. ис­кусств ре­чи. В 17–18 вв. (в т. н. ра­цио­на­ли­стич. пе­ри­од) про­ис­хо­див­шая в нау­ке «де­кар­тов­ская ре­во­лю­ция» по­влия­ла на фи­ло­ло­гов, за­ста­вив их ис­кать но­вые, ло­ги­ко-­ра­цио­на­ли­стич. прин­ци­пы ис­сле­до­ва­ния язы­ка. Воз­ник­ла «грам­ма­тич. нау­ка» как об­ласть изу­че­ния об­щих и не­из­мен­ных свойств че­ло­ве­че­ской ре­чи, про­ти­во­по­ста­вив­шая се­бя тра­диц. «грам­ма­тич. ис­кус­ст­ву» (см. Уни­вер­саль­ная грам­ма­ти­ка). В этот пе­ри­од бы­ли сде­ла­ны на­блю­де­ния о род­ст­ве язы­ков и под­го­тов­ле­на поч­ва для ро­ж­де­ния срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ско­го язы­ко­зна­ния.

Пе­ре­чис­лен­ные эта­пы и на­прав­ле­ния ха­рак­те­ри­зу­ют гл. обр. зап.-ев­роп. ветвь раз­ви­тия ан­тич­ной язы­ко­ведч. тра­ди­ции, за ко­то­рой и за­кре­пи­лось пред­став­ле­ние о Е. я. т. Но ан­тич­ная тра­ди­ция да­ла и др. от­ветв­ле­ния, напр. гре­ко-ви­зант. язы­ко­ведч. тра­ди­цию и не­по­сред­ст­вен­но вос­хо­дя­щие к ней вост.-слав., груз. и арм. тра­ди­ции, воз­ник­но­ве­ние ко­то­рых свя­за­но с ран­не­сред­не­ве­ко­вым раз­де­ле­ни­ем Ев­ро­пы на за­пад­ную и вос­точ­ную. К 9–11 вв. уси­лил­ся про­цесс раз­гра­ни­че­ния двух наи­бо­лее круп­ных куль­тур­ных ре­гио­нов в Ев­ро­пе – гре­ко-сла­вян­ско­го и ро­ма­но-гер­ман­ско­го, че­му в из­вест­ной ме­ре спо­соб­ст­во­ва­ло раз­де­ле­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви на вос­точ­ную и за­пад­ную. Стра­ны Вост. Ев­ро­пы на­хо­ди­лись под влия­ни­ем гре­ко-ви­зант. тра­ди­ции; раз­ви­тие в них пись­мен­но­сти, лит-ры и язы­ко­зна­ния ха­рак­те­ри­зу­ет­ся по срав­не­нию с зап. вет­вью сле­дую­щи­ми осо­бен­но­стя­ми: на­ли­чи­ем собств. пись­мен­но­стей, от­лич­ных от гре­че­ской и ла­тин­ской; ран­ни­ми (на­чи­ная с 5 в.) тра­ди­ция­ми пе­ре­во­да книг Свя­щен­но­го Пи­са­ния и соз­да­ния в этой свя­зи ка­но­нич. язы­ков на нар. ос­но­ве (напр., ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка); бо­лее сла­бым раз­ви­ти­ем диа­лек­тич. ло­ги­ки и об­щей ме­то­до­ло­гии нау­ки.

Тен­ден­ции к син­те­зу зап.-ев­роп. и вост.-ев­роп. тра­ди­ций, обу­слов­лен­ные в зна­чит. ме­ре их об­щи­ми ис­то­ка­ми, на­ме­ти­лись в 16–17 вв., но осо­бен­но яр­ко про­яви­лись в эпо­ху Про­све­ще­ния.

В ре­зуль­та­те ко­ло­ни­за­ции ев­ро­пей­ца­ми зна­чит. тер­ри­то­рий др. кон­ти­нен­тов с 15–16 вв. на­ча­лось пе­ре­не­се­ние прин­ци­пов Е. я. т. в не­ев­ро­пей­ские ре­гио­ны. Хри­стиа­ни­за­ция за­воё­ван­ных ко­ло­ний, тре­бо­вав­шая пе­ре­во­да Биб­лии и др. ре­лиг. лит-ры на ме­ст­ные язы­ки, при­ве­ла к соз­да­нию т. н. мис­сио­нер­ских грам­ма­тик, опи­сы­вав­ших эти язы­ки на ос­но­ве ме­то­дов и прин­ци­пов ев­роп. тра­ди­ции. Это, с од­ной сто­ро­ны, рас­ши­ри­ло кру­го­зор ев­роп. фи­ло­ло­гов, спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию по­ня­тий­но­го строя ев­роп. нау­ки о язы­ке, а с дру­гой – сти­му­ли­ро­ва­ло про­цесс раз­ви­тия на ба­зе Е. я. т. но­вых, вне­ев­ро­пей­ских лин­гвис­тич. тра­ди­ций.

Лит.: Robins R. H. Ancient and mediaeval gram­matical theory in Europe with particular refe­rence to modern linguistic doctrine. L., 1951; Кон­рад Н. И. За­пад и Вос­ток. Ста­тьи. 2-е изд. М., 1972; «Current Trends in Linguistics». 1972. Vol. 9: Linguistics in Western Europe; Jacob A. Genèse de la pensée linguistique. P., [1973]; Ashworth E. J. Language and logic in the post-mediaeval period. Dordrecht; Boston, [1974]; Ами­ро­ва Т. А., Оль­хо­ви­ков БА., Рож­де­ст­вен­ский Ю. В. Очер­ки по ис­то­рии лин­гвис­ти­ки. М., 1975; «Current Trends in Lin­guistics». 1975. Vol. 13: Historiography of lin­guistics; Padley G. A. Grammatical theory in Western Europe, 1500–1700: The Latin tradi­tion. Camb., [1976]; idem. Grammatical the­ory in Western Europe, 1500–1700: trends in vernacular grammar. Camb., 1985. Vol. 1; Hunt R. W. The history of grammar in the middle ages. Amst., 1980; Ис­то­рия лин­гвис­ти­че­ских уче­ний: Сред­не­ве­ко­вый Вос­ток. Л., 1981; Ис­то­рия лин­гвис­ти­че­ских уче­ний: Сред­не­ве­ко­вая Ев­ро­па. Л., 1985; Оль­хо­ви­ков Б. А. Тео­рия язы­ка и вид грам­ма­ти­че­ско­го опи­са­ния в ис­то­рии язы­ко­зна­ния. М., 1985; Histoire des Ide’es Linguistiques. Liège, 1992. Vol. 2: Le développement de la grammaire occidentale.

Вернуться к началу