ЛОГИ́ЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕ́НИЕ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОГИ́ЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕ́НИЕ в языкознании, совокупность течений и отдельных концепций, в которых язык изучается в его отношении к мышлению и знанию, ориентированных на те или другие школы в логике и философии.
Для Л. н. характерно: 1) обсуждение проблем гносеологии (см. Теория познания); 2) тенденция к выявлению универсальных свойств языка в ущерб его нац. особенностям (см. Универсалии лингвистические); 3) выработка единых принципов анализа языка, независимых от реальных языковых форм (общее для всех языков представление структуры предложения, системы частей речи и др.); 4) предпочтение синхронного анализа диахроническому и соответственно описат. грамматик – историческим и сравнительно-историческим; 5) преимущественная разработка синтаксиса (теории предложения) и семантики; 6) преобладание функционального (содержат.) подхода к выделению, определению и систематизации категорий языковых; 7) определение грамматических категорий по их отношению к универсальным категориям логики: слова – к понятию (концепту), части речи – к выполняемой ею логич. функции, предложения – к суждению, сложного предложения – к умозаключению; 8) допущение скрытых (имплицитных) компонентов предложения, экстраполируемых из его логич. модели.
Логич. подход к языку характерен для воззрений греч. философов 5–1 вв. до н. э., для концепций зап.-европ. схоластич. науки (логики и грамматики) Средневековья, для рационалистич. концепций языка, лежащих в основе всеобщих (философских) грамматик (17 – 1-я пол. 19 вв.), а также для ряда школ и течений в логике, философии и лингвистике кон. 19–20 вв. [философии анализа, лингвистич. философии (см. Аналитическая философия), филос. логик, логич. анализа естеств. языков].
Связь языкознания с логикой является изначальной. Сам термин «логика», введённый стоиками (см. Стоицизм; в отличие от них Аристотель применял к законам мышления термин «аналитика»), обозначал словесное выражение мысли (λόγος). Основным для большинства греч. мыслителей являлся принцип «доверия языку» в его обнаружении разума и доверия разуму в его познании физич. мира. Предполагалось, что подобно тому, как имя выражает сущность обозначаемого им предмета (тезис реалистов в их споре с номиналистами; см. Реализм, Номинализм), структура речи отражает структуру мысли (см. Античная языковедческая традиция). Поэтому теория суждения основывалась на свойствах предложения, способного выражать истину. Наиболее ранние термины, применявшиеся греками к языку, имели синкретич. логико-лингвистич. смысл. Термином λόγος обозначались и речь и мысль, и суждение и предложение; имя (греч. ὄνομα) относилось и к классу слов (существительным), и к их роли в суждении (субъекту); глагол (греч. ῥῆμα) означал и часть речи, и соответствующий ей член предложения (сказуемое) и т. п. Логич., синтаксич. и формально-морфологич. аспекты единиц речи воспринимались в их нерасчленённой целостности, предполагающей прямую обусловленность формы логич. функцией. Таким образом, внимание фиксировалось на случаях взаимного соответствия, гармонии логич. и языковых (как формальных, так и содержательных) категорий. В центре анализа – логически релевантные единицы, прежде всего предложение-суждение, с которым связывались значения истинности и модальности. Этим определялся функциональный (в противовес формальному) подход к речи, понимаемой как сопряжение обозначающего, обозначаемого и предмета.
Схоластич. наука 5–14 вв., продолжавшая греко-рим. традицию, не разорвала связи между логикой и грамматикой. Логизация грамматики усилилась в эпоху П. Абеляра (11–12 вв.), когда было заново открыто наследие Аристотеля, в частности стал доступен полный свод его логич. сочинений. Близость логики схоластов (см. Схоластика) к грамматике в числе др. факторов была обусловлена отсутствием спец. логич. символики, вследствие чего положения логики обосновывались материалом естеств. языка (гл. обр. латыни). Единение логики и лингвистики способствовало формированию концепции философской (спекулятивной) грамматики. К числу понятий, получивших оригинальное развитие в ср.-век. логико-грамматич. трактатах, принадлежат: различение категорематич. и синкатегорематич. слов; понятие суппозиции (лат. suppositio; букв. – подстановка, замещение); значение предложения (диктум). Под синкатегорематическими (термин отмечен у Присциана) понимались слова, употребляющиеся с именем или глаголом (т. е. категорематическими, полнозначными словами) в качестве соозначающих элементов (предлоги, связка, глаголы аспектуального значения и др.). Понятие «суппозиция» (в трактатах У. Оккама, Петра Испанского, У. Шервуда, Ж. Буридана и др.; ранее употреблялся в близком смысле термин appellatio ‘наименование’) обозначало отношение имён, рассматриваемых в контексте предложения-суждения, к объектам действительности. На языке совр. логики это допустимые подстановки значений термов (именных компонентов суждения). Ш. Балли, испытавший влияние схоластов, определил суппозицию как «актуализацию виртуальных понятий». Схоласты считали, что благодаря суппозиции предикат устанавливает связь с действительностью и предложение-суждение получает истинностное значение. Суппозиция вместе с понятием виртуального языкового смысла (significatio) образовывала ядро схоластич. семантики. Схоластами выделялись многочисл. виды суппозиции: suppositio personalis – отнесение имени к индивидному объекту, suppositio materialis – автонимные употребления, т. е. отнесение к самому себе в метаязыковых утверждениях, suppositio impropria – несобственная суппозиция, реализуемая фигуральными значениями имён, suppositio simplex – отнесение имени к свойствам объекта и др.
В основу теории значения предложения было положено понятие диктума (лат. dictum, dicibile, enuntiabile), подробно обсуждавшееся в трактатах 12 в. П. Абеляр подчёркивал, что предложения обозначают не предметы, а состояния предметов. Диктум как объективная часть значения предложения соотносителен с модусом – операцией, производимой мыслящим субъектом. В 20 в. Ш. Балли ввёл в лингвистику теорию модуса и диктума.
Особое место в схоластич. науке 13–14 вв. занимает концепция модистов. Её основанием служило различение в речи 3 компонентов: подразумеваемой вещи, понятия и слова, которым соответствовали 3 категории модусов – modi essendi (модусы существования), modi intelligendi (модусы понятия) и modi significandi (модусы обозначения). Осн. внимание модистов было сосредоточено на общих способах обозначения (modi significandi). В понимании предложения модисты опирались на идею движения, заимствованную из «Физики» Аристотеля (кн. 3). Предложение понималось как динамич. переход от начального пункта (лат. terminus a quo), называемого suppositum (букв. – подставленное), к конечному пункту (лат. terminus ad quem), называемому appositum (букв. – присоединяемое). К частям речи, соотносительным с исходной позицией, причисляли существительные и местоимения в им. п., называемые modus entis ‘модус сущего’. К частям речи, соотносительным с конечным пунктом, причисляли глаголы, прилагательные, причастия и наречия, называемые modus esse ‘модус существования, бытия’. Третья из выделенных групп объединяла части речи, выражающие отношения (предлоги, союзы и междометия).
В период господства филос. доктрины рационализма (17 – 1-я пол. 19 вв.) была возрождена идея универсальных («всеобщих») грамматик, основанная на убеждении в абсолютном соответствии речи натуральной логике мышления. Франц. грамматик С. Ш. Дюмарсе писал, что «во всех языках мира существует только один необходимый способ образования смысла при помощи слов». В 1660 в мон. Пор-Рояль учёными монахами А. Арно и К. Лансло создана т. н. Грамматика Пор-Рояля (Grammaire générale et raisonnée de Port-Royal), ставшая образцом такого рода сочинений (см. Универсальные грамматики). Этим грамматикам придавалось прежде всего логико-филос. значение (в разработке связанных с языком проблем участвовали философы Дж. Локк, Д. Дидро, С. Ш. Дюмарсе, Г. В. Лейбниц и др.). Категории языка интерпретировались как соответствующие определённым операциям рассудка: его способности представлять, судить и умозаключать. Членение грамматики иногда получало гносеологич. осмысление. Так, К. С. Аксаков делил грамматику на 3 части: часть I – имя (отражает осознание предметов, бытия в покое); часть II – глагол (отражает осознание действия, бытия в движении); часть III – речь (т. е. синтаксис; отражает осознание жизни в её целостности). Всеобщие грамматики обычно не были последовательно логическими, напр. в описании формообразования. В этом сказался опыт собственно лингвистич. исследований, начатых рим. учёными (Присцианом, Донатом и др.). Однако за основу принималась универсальная модель, составленная из выделенных в латыни грамматич. категорий. Влияние логич. мысли (в версии аристотелевой формальной логики) было велико в интерпретации категорий синтаксиса. В определении И. И. Давыдова синтаксис «исследует или логические отношения понятий и их выражение, или логические отношения мыслей и их выражение». В дефинициях классов слов указывались не их формальные признаки, а их способность выполнять некоторую синтаксич. функцию. Так, существительные определялись как «слова подлежащего»; в особую группу выделялись слова, приспособленные для выполнения функции сказуемого (Л. Г. Якоб). Предложения анализировались по модели суждения (S есть Р).
Уже в рамках Л. н. 19 в. указывалось на возможность несовпадения категорий логики с категориями грамматики, делающего неадекватным описание конкретных языков по логич. модели, а также предпринимались попытки модифицировать логич. принципы, сняв их противоречие языковым данным. Ф. И. Буслаев отказался от выделения связки в качестве обязат. компонента структуры предложения. Вместе с тем он ввёл в синтаксич. анализ второстепенные члены предложения – дополнения и обстоятельства, не имеющие аналогов в составе суждения. Последоват. пересмотр логич. оснований грамматики был начат в психологич. направлении 2-й пол. 19 в. Его предметом стало популярное в европ. лингвистике соч. «Организм языка» К. Ф. Беккера (Германия; ср. его критику X. Штейнталем и А. А. Потебнёй).
Критика логич. принципов анализа, производимая с разных (формально-грамматич., психологич., типологических и др.) позиций, основывалась на следующих положениях: 1) далеко не все категории логики имеют языковое соответствие (в языках не отражены важные для логики родо-видовые отношения, различие между истинными и ложными высказываниями и др.); 2) не все формы языка имеют логич. содержание (так, не все предложения выражают суждение); 3) число логич. и грамматич. членов предложения не совпадает, вследствие чего объём логич. и грамматич. подлежащего и сказуемого различен (логически предложение членится на субъект и предикат, грамматика же выделяет в составе группы подлежащего определения, а в составе группы сказуемого – дополнения и обстоятельства); 4) логич. и грамматич. характеристики членов предложения могут не только расходиться, но и инвертироваться: сказуемое может получать функцию логич. субъекта, а подлежащее – предиката (см. Актуальное членение предложения); 5) применение логич. определений к категориям грамматики (типа «суждение, выраженное словами, есть предложение») некорректно; 6) анализ предложений на основе единой логич. модели не позволяет описать реальные синтаксич. структуры во всём их разнообразии (особенно неиндоевропейских языков), затемняя существующие между разными языками типологич. различия и индивидуальные особенности конкретных языков; 7) логич. описания оставляют невыявленными психологический (эмоциональный, оценочный, волевой) и коммуникативный аспекты речи; 8) логика не может дать надёжного принципа классификации языковых форм.
Критика логич. основ грамматики привела к более чёткому отграничению собственно языковых категорий от категорий логики, что развило технику формального грамматич. анализа и выдвинуло на первый план морфологию. Интерес к целостным, законченным единицам речи (предложению, периоду) сменился вниманием к миним. единицам языка (морфеме, дифференциальным признакам, семе). Логич. принципы и методы анализа уступили место психологическим, формально-грамматическим, структурным.
В кон. 19 – нач. 20 вв. в ряде логико-филос. школ (преим. в рамках неопозитивизма и эмпиризма) началось изучение логич. аспекта естеств. языков. Представители аналитич. философии, или философии анализа (Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, X. Рейхенбах и др.), предприняли логич. анализ языка науки с целью определения границ истинного знания. Исходя из принципа «недоверия языку» как способу выражения мысли и знания, представители этой школы прибегли для обнаружения подлинной логич. структуры предложения к универсальной символич. записи. Наиболее широко использовалось представление предложения как пропозициональной функции (см. Пропозиция), соответствующей предикату, от некоторого числа аргументов, соответствующих именным компонентам предложения. Логич. язык включал набор констант: логич. связки (напр., ∨ – дизъюнкция; см. также Логические операции), операторы, в т. ч. кванторы, указание области их действия и др.
Применение искусств. языка логики обнаружило неоднозначность мн. предложений естеств. языков. В 1960–80-е гг. проблема неоднозначности стала широко обсуждаться в лингвистике.
Философия анализа разработала ряд проблем логич. семантики, осн. понятиями которой стали сигнификат (интенсионал, смысл) и денотат (экстенсионал, референт). В связи с понятием сигнификата – собственно языкового, виртуального смысла слов и выражений – обсуждались такие проблемы, как синонимия (тождество значения), значимость (или наличие значения), аналитичность предложений (истинность в силу значения, напр. в тавтологичных высказываниях), роль смысла субъектного выражения в формировании значения предложения и т. п. В связи с понятием денотата и денотации исследовались проблемы природы именования, виды референции и её механизмы. Важным для логич. семантики стало введённое Б. Расселом понятие дескрипций – нарицательных имён и именных выражений, приобретающих способность к референции только в контексте предложения. Дескрипции противопоставлялись Расселом логич. собственным именам, сохраняющим отнесённость к именуемому ими объекту и вне контекста речи. В аналитич. философии было положено начало разработке типов контекстов (У. Куайн) – интенсиональных, создаваемых глаголами мышления, мнения, знания, модальными выражениями, и экстенсиональных, независимых от субъективного модуса.
Изучая прежде всего язык науки, аналитич. философия не принимала во внимание коммуникативный аспект речи, прагматич. условия коммуникации (см. также Прагматика) и связанный с ними субъективный фактор. В кон. 1940-х гг. некоторые представители этого направления (первым – Л. Витгенштейн) указали на недостаточность теории, ограничивающей функции предложения утверждением истинности суждения. Витгенштейн, концепция которого легла в основу воззрений лингвистич. философии (Г. Райл, П. Гич, П. Стросон, Дж. Остин и др.), обратился к логич. анализу обыденного языка, наблюдаемого в его повседневном функционировании.
Логико-филос. направления повлияли на развитие теоретич. языкознания с 1960-х гг., дополнив круг исследуемых проблем, методику анализа, систему используемых понятий и метаязык. В лингвистике определились направления, одно из которых тяготеет к собственно логич. анализу естеств. языка, другое изучает логич. аспект употребления языка, коммуникации и др. Это последнее сблизилось с социолингвистикой и психолингвистикой и практически объединилось с философией обыденного языка, эволюционировавшей в сторону лингвистич. проблематики.
С 1986 при Ин-те языкознания РАН действует проблемная группа «Логический анализ языка» (под рук. Н. Д. Арутюновой), представляющая направление лингвистич. исследований, которое использует методы и категории логики и концептуального анализа языка в его отношении к мышлению и знанию. В её работе участвуют логики, философы, филологи и лингвисты. В кон. 1980-х гг. интересы группы были сосредоточены гл. обр. на отношении ментальных и перцептивных глаголов («знать», «видеть», «полагать», «веровать», «думать» и т. п.) и пропозиции, влияющем на истинностное значение высказывания: «Я думаю (знаю, верю), что он говорит правду». С 1990-х гг. на проводимых ежегодно конференциях обсуждаются вопросы концептуального анализа. На них рассмотрены проблемы концептуализации таких понятий, как «судьба» и «истина», «красота», «добро», «действие», «время», «движение», «пространство», «конец» и «начало», «космос» и «хаос»; главным предметом обсуждения на конференции, посвящённой языковому образу человека, были концепты «душа», «дух», «сердце», «ум», «стыд» и др. С 1988 группой выпущены 26 томов исследований, посвящённых разным сторонам языка.