Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АКТУА́ЛЬНОЕ ЧЛЕНЕ́НИЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 372

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. А. Крылова

АКТУА́ЛЬНОЕ ЧЛЕНЕ́НИЕ ПРЕДЛО­ЖЕ́­НИЯ, двух­ком­по­нент­ное строе­ние пред­ло­же­ния в со­от­вет­ст­вии с ком­му­ни­ка­тив­ной це­лью ав­то­ра (го­во­ря­ще­го или пи­шу­ще­го). Два ком­по­нен­та, со­еди­не­ние ко­то­рых ор­га­ни­зу­ет пред­ло­же­ние, на­зы­ва­ют­ся те­мой и ре­мой. Те­ма – член(ы) пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щий(ие) ин­фор­ма­цию, по­слу­жив­шую для ав­то­ра от­прав­ной точ­кой, «ис­ход­ным пунк­том» его со­об­ще­ния; ре­ма – член(ы) пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щий(ие) са­мо со­об­ще­ние о те­ме или по по­во­ду те­мы. Напр., пред­ло­же­ния «Иван // по­мог нам» и «По­мог нам // Иван» име­ют разл. ак­ту­аль­ное чле­не­ние, т. к. реа­ли­зу­ют разл. ком­му­ни­ка­тив­ные це­ли ав­то­ра: в пер­вом пред­ло­же­нии ав­тор со­об­ща­ет, что́ сде­лал Иван, как он по­сту­пил, в со­от­вет­ствии с этой ком­му­ни­ка­тив­ной це­лью под­ле­жа­щее «Иван» яв­ля­ет­ся те­мой, а груп­па ска­зуе­мо­го «по­мог нам» – ре­мой; во вто­ром пред­ло­же­нии ав­тор со­об­ща­ет, кто́ имен­но по­мог нам, по­это­му «по­мог нам» – те­ма, а «Иван» – ре­ма.

Роль те­мы, как и роль ре­мы, мо­гут вы­пол­нять лю­бые чле­ны пред­ло­же­ния; напр., в пред­ло­же­нии «Тур­ки­ны при­ни­ма­ли гос­тей // ра­душ­но» (А. П. Че­хов) в ро­ли те­мы – под­ле­жа­щее и груп­па ска­зуе­мо­го, в ро­ли ре­мы – об­сто­ят. «ра­душ­но»; в пред­ло­же­нии «От ус­та­ло­сти // пу­та­лись мыс­ли» (К. Г. Пау­стов­ский) в ро­ли те­мы – об­сто­ят. «от ус­та­ло­сти», а в ро­ли ре­мы – ска­зуе­мое вме­сте с под­ле­жа­щим.

Со­от­но­ше­ние ком­по­нен­тов А. ч. п. не яв­ля­ет­ся ка­ж­дый раз вновь скла­ды­ва­ю­щим­ся, оно ти­пи­зи­ро­ва­но, за­кре­п­ле­но в язы­ке и мо­жет быть пред­став­ле­но в виде мо­де­лей, ли­ней­но-ди­на­ми­че­ских (ли­ней­но-ин­то­на­ци­он­ных) струк­тур, объ­еди­нён­ных од­но­тип­но­стью ком­му­ни­ка­тив­ной це­ли, грам­ма­тич. строе­ния, по­ряд­ка слов и ин­то­нац. оформ­ле­ния.

А. ч. п. – язы­ко­вая уни­вер­са­лия, оно есть в ка­ж­дом язы­ке, но сред­ст­ва его оформ­ле­ния в разл. язы­ках раз­лич­ны. В рус. язы­ке осн. сред­ст­вом оформ­ления ак­ту­аль­но­го чле­не­ния яв­ля­ет­ся по­ря­док слов во взаи­мо­дей­ст­вии с ин­тона­ци­ей, вспо­мо­га­тель­ным – лек­сич. сред­ст­ва, в т. ч. час­ти­цы. В англ. пред­ло­же­нии A man came into the room под­ле­жа­щее a man вхо­дит в ре­му, а об­сто­ят. мес­та into the room – в те­му, что обо­зна­че­но с по­мо­щью ар­тик­лей; по­это­му на рус. яз. оно долж­но быть пе­ре­веде­но не пред­ло­же­ни­ем «Че­ло­век // во­шёл в ком­на­ту», а пред­ло­же­ни­ем «В ком­на­ту // во­шёл че­ло­век», где «в ком­на­ту» – те­ма, а «во­шёл че­ло­век» – ре­ма.

Не сле­ду­ет ото­жде­ст­в­лять те­му с «дан­ным» и «из­вест­ным», а ре­му – с «но­вым» и «не­из­вест­ным». «Дан­ное» – это член пред­ло­же­ния, ко­то­рый упо­мя­нут в пред­тек­сте или «дан» в си­туа­ции; «новое» – на­зы­вае­мое впер­вые, не под­сказан­ное кон­тек­стом или си­туа­ци­ей. «Дан­ное» (как и «но­вое») мо­жет быть и в те­ме, и в ре­ме; напр., «[Я слы­шал это­го пев­ца пер­вый раз.] Его низ­кий, бар­хат­ный го­лос // по­ра­зил ме­ня», где в те­ме дан­ное – «его го­лос», но­вое – «низ­кий, бар­хат­ный», в ре­ме дан­ное – «ме­ня», но­вое – «по­ра­зил». Без учё­та А. ч. п. не­воз­мож­но по­нять за­ко­ны по­строе­ния ло­ги­че­ски пра­виль­ной, связ­ной ре­чи, за­ко­но­мер­но­сти по­ряд­ка слов в язы­ке, «тех­ни­ку» соз­да­ния сти­ли­сти­че­ски ок­ра­шен­ной ре­чи и дос­тичь аде­к­ват­но­го пе­ре­во­да.

Ис­то­рия раз­ра­бот­ки уче­ния об А. ч. п. на­счи­ты­ва­ет 2 сто­ле­тия; она де­лит­ся ус­лов­но на 4 эта­па. 1) 2-я пол. 18 в. – 1-я пол. 19 в.: рас­смот­ре­ние про­бле­мы в свя­зи с изу­че­ни­ем за­ко­но­мер­но­стей по­ряд­ка слов в разл. язы­ках (ра­бо­ты Ш. Бат­то, Дж. Бар­не­та, И. Аде­лун­га, К. Бек­ке­ра, А. Вей­ля и др.). По от­но­ше­нию к ним тер­мин «ак­ту­аль­ное чле­не­ние» при­ме­ним лишь ус­лов­но. 2) 2-я пол. 19 – нач. 20 вв.: пе­ри­од пси­хо­логич. трак­тов­ки дан­ной про­бле­ма­ти­ки (ра­бо­ты Х. Г. К. фон дер Га­бе­лен­ца, Г. Пау­ля, в Рос­сии – В. П. Слан­ско­го, А. А. По­теб­ни, Ф. Ф. Фор­ту­на­то­ва, А. М. Пеш­ков­ско­го и др.). Пред­ло­же­ние трак­ту­ет­ся как вы­ра­же­ние в ре­чи пси­хо­ло­гич. су­ж­де­ния, фор­ми­рую­ще­гося в мыс­ли со­еди­не­ни­ем двух пред­став­ле­ний: пси­хо­ло­гич. субъ­ек­та и пси­хо­ло­гич. пре­ди­ка­та, ко­то­рые мо­гут не сов­падать с грам­ма­ти­че­ски­ми под­ле­жа­щим и ска­зуе­мым. Та­кое би­нар­ное строе­ние пред­ло­же­ния (про­об­раз ак­ту­аль­но­го чле­не­ния) бы­ло под­ме­че­но эти­ми лин­гвиста­ми, но все­ми (кро­ме Слан­ско­го) вы­ве­де­но за пре­де­лы грам­ма­ти­ки. 3) 1-я пол. 20 в.: ра­бо­ты чеш. лин­гвис­та В. Ма­те­зиу­са и ря­да рус. учё­ных (К. Г. Кру­шель­ниц­кой, А. И. Смир­ниц­ко­го, В. В. Ви­но­гра­до­ва), по­ста­вив­ших уче­ние об А. ч. п. на лин­гвис­тич. поч­ву. Ма­те­зи­ус под­чёр­ки­вал, что де­ле­ние пред­ло­же­ния на 2 ком­по­нен­та [он на­звал их «ос­но­вой» (или «ис­ход­ным пунк­том») и «ядром вы­ска­зы­ва­ния»] пред­став­ля­ет со­бой чле­не­ние имен­но пред­ло­же­ния, а не пси­хо­ло­гич. су­ж­де­ния, и на­звал его ак­ту­аль­ным, ука­зы­вая, что для ха­рак­те­ри­сти­ки ка­ж­до­го язы­ка важ­но со­от­но­ше­ние ме­ж­ду ак­ту­аль­ным и фор­маль­ным чле­не­ни­ем пред­ло­же­ния. 4) 2-я пол. 20 в. (на­чи­ная с ра­бот И. П. Рас­по­по­ва, впер­вые за­тро­нув­ше­го во­прос о язы­ко­вой при­ро­де это­го яв­ле­ния): совр. пе­ри­од в раз­ви­тии уче­ния об ак­ту­аль­ном чле­не­нии, ко­гда уточ­ня­ет­ся со­от­но­ше­ние ме­ж­ду А. ч. п., его фор­маль­ным чле­не­ни­ем и син­так­сич. се­ман­ти­кой, ис­сле­ду­ют­ся сред­ст­ва вы­ра­же­ния ак­ту­аль­но­го чле­не­ния (в ча­ст­но­сти, по­ря­док слов и ин­то­на­ция), вскры­ва­ет­ся связь ак­ту­аль­но­го чле­не­ния с ка­те­го­ри­ей пре­ди­ка­тив­но­сти, фор­ми­рую­щей пред­ло­же­ние, с лек­сич. се­ман­ти­кой, диф­фе­рен­ци­ру­ют­ся по­ня­тия «те­мы» – «дан­но­го» – «из­вест­но­го», «ре­мы» – «но­во­го» – «не­из­вест­но­го» (ра­бо­ты Рас­по­по­ва, И. Ф. Вар­ду­ля, И. И. Ков­ту­но­вой, Е. Н. Ши­ряе­ва, Т. М. Ни­ко­лае­вой, О. А. Лап­те­вой, Ю. Д. Ап­ре­ся­на и др.).

Лит.: Рас­по­пов И. П. Ак­ту­аль­ное чле­не­ние пред­ло­же­ния. Уфа, 1961; Ма­те­зи­ус В. О так на­зы­вае­мом ак­ту­аль­ном чле­не­нии пред­ло­же­ния // Праж­ский лин­гвис­ти­че­ский кру­жок: Сб. ст. М., 1967; он же. Ос­нов­ная функ­ция по­ряд­ка слов в чеш­ском язы­ке // Там же; Ков­ту­но­ва И. И. Со­вре­мен­ный рус­ский язык. По­ря­док слов и ак­ту­аль­ное чле­не­ние пред­ло­же­ния. М., 1976; Да­ни­лен­ко В. П. У ис­то­ков уче­ния об ак­ту­аль­ном чле­не­нии пред­ло­же­ния (пе­ри­од до Ан­ри Вей­ля) // Фи­ло­ло­ги­че­ские нау­ки. 1990. № 5; Кры­ло­ва О. А. Ком­му­ни­ка­тив­ный син­так­сис рус­ско­го язы­ка. М., 1992.

Вернуться к началу