Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИ́НТАКСИС

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 241-243

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Д. Арутюнова, Е. Н. Ширяев (Исторический очерк)

СИ́НТАКСИС, 1) ха­рак­тер­ные для кон­крет­ных язы­ков сред­ст­ва и пра­ви­ла соз­да­ния ре­че­вых еди­ниц; 2) раз­дел грам­ма­ти­ки, изу­чаю­щий внут­рен­нюю струк­ту­ру и об­щие свой­ст­ва пред­ло­же­ния.

Объ­ект С. как об­лас­ти язы­ко­зна­ния со­став­ля­ют мор­фо­ло­гич., фо­не­тич., ком­по­зи­ци­он­ные и др. ме­ха­низ­мы язы­ка, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют пе­ре­ход от язы­ка к ре­чи, спо­со­бы об­ра­зо­ва­ния из слов, сло­во­форм, сло­во­со­че­та­ний, пред­ло­же­ний бес­ко­неч­но­го мно­же­ст­ва ин­то­на­ци­он­но оформ­лен­ных вы­ска­зы­ва­ний, спо­соб­ных вхо­дить в со­став тек­ста.

С. чле­нит­ся на 3 раз­де­ла. 1. С. час­тей ре­чи (С. сло­во­со­че­та­ния, при­слов­ных свя­зей, син­таг­ма­тич. С.) изу­ча­ет со­че­та­тель­ные воз­мож­но­сти сло­ва (син­так­сич. ва­лент­но­сти), их реа­ли­за­цию (со­гла­со­ва­ние, управ­ле­ние, при­мы­ка­ние и др.) и вы­ра­жае­мые ими от­но­ше­ния (ат­ри­бу­тив­ное, ком­пле­тив­ное и т. п.). 2. В С. пред­ло­же­ния опи­сы­ва­ют­ся внутр. струк­ту­ра, ком­му­ни­ка­тив­ные ти­пы (со­об­ще­ние, во­прос, по­бу­ж­де­ние), пре­ди­ка­тив­ность и мо­даль­ность, се­ман­ти­ка и си­но­ни­мич. пре­об­ра­зо­ва­ния (напр., за­ме­на при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния при­ча­ст­ным обо­ро­том) про­сто­го пред­ло­же­ния и слож­но­го пред­ло­же­ния как це­ло­ст­ных пре­ди­ка­тив­ной и по­ли­пре­ди­ка­тив­ной еди­ниц; ви­ды и спо­со­бы вы­ра­же­ния от­но­ше­ний, фор­ми­рую­щих слож­ное пред­ло­же­ние (со­чи­не­ние и под­чи­не­ние). Сло­во­фор­мы и сло­во­со­че­та­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся в ка­че­ст­ве ком­по­нен­тов пред­ло­же­ния (см. Чле­ны пред­ло­же­ния). На­бор мо­даль­ных, вре­менны́х и др. форм пред­ло­же­ния ино­гда рас­смат­ри­ва­ет­ся как его па­ра­диг­ма. 3. В ак­ту­аль­ном С. (С. тек­ста) ис­сле­ду­ют­ся те мо­ди­фи­ка­ции, ко­то­рые пре­тер­пе­ва­ет пред­ло­же­ние при вхо­ж­де­нии в диа­лог или мо­но­лог; пра­ви­ла адап­та­ции пред­ло­же­ния к кон­тек­сту [про­но­ми­на­ли­за­ция (см. Транс­по­зи­ция), эл­лип­сис, из­ме­не­ние по­ряд­ка слов, ме­та­тек­сто­вые ввод­ные сло­ва ти­па «по­это­му», «од­на­ко», «сле­до­ва­тель­но»] и к си­туа­ции ре­чи (ре­фе­рен­ция имён и имен­ных вы­ра­же­ний, ав­то­ри­за­ция и ад­ре­са­ция вы­ска­зы­ва­ния). Ука­зан­ные про­бле­мы ис­сле­ду­ют­ся в син­хрон­ном и ди­а­хро­нич. ас­пек­тах (см. Син­хро­ния, Ди­а­хро­ния). Ис­то­ри­че­ский С. (как раз­дел ис­то­рич. грам­ма­ти­ки) изу­ча­ет об­щие за­ко­но­мер­но­сти эво­лю­ции син­так­сич. строя язы­ка, кон­крет­ных язы­ков и групп язы­ков.

Осн. ме­то­ди­ку син­так­сич. ис­сле­до­ва­ний со­став­ля­ют про­це­ду­ры раз­вёр­ты­ва­ния (син­те­за, по­ро­ж­де­ния, рас­простра­не­ния) и сег­мен­та­ции (ана­ли­за, чле­не­ния, свёр­ты­ва­ния). Ме­то­ди­ка раз­вёр­ты­ва­ния сло­ва как чле­на лек­си­ко-грам­ма­тич. клас­са или под­клас­са оп­ре­де­ля­ет ти­пы и спо­со­бы вы­ра­же­ния син­так­сич. от­но­ше­ний сло­ва с др. сло­ва­ми. Сег­мен­та­ция пред­ло­же­ния, его по­сле­до­ват. рас­чле­не­ние на не­по­сред­ст­вен­но со­став­ляю­щие вы­яв­ля­ет ие­рар­хию реа­ли­зуе­мых в пред­ло­же­нии син­так­сич. функ­ций (чле­нов пред­ло­же­ния). Ка­ж­дой функ­ции со­от­вет­ст­ву­ют оп­ре­де­лён­ные син­так­сич. по­зи­ции – ме­стá в струк­ту­ре пред­ло­же­ния. При­ме­ни­тель­но к по­зи­ци­он­ной струк­ту­ре пред­ло­же­ния ис­поль­зу­ет­ся ме­тод суб­сти­ту­ции, слу­жа­щий для оп­ре­де­ле­ния кру­га слов и кон­ст­рук­ций, спо­соб­ных за­ни­мать то или иное син­так­сич. ме­сто. Этот при­ём до­пол­ня­ет ме­то­ди­ку раз­вёрты­ва­ния слов, по­сколь­ку за­ме­ще­ние син­так­сич. по­зи­ции не все­гда свя­за­но с ва­лент­но­ст­ным ас­пек­том С. Ме­тод транс­по­зи­ции (пе­ре­нос слов и сло­во­со­че­та­ний из од­ной син­так­сич. по­зи­ции в дру­гую) по­зво­ля­ет опи­сать от­но­ше­ния ме­ж­ду фор­мой сло­ва (или сло­во­со­че­та­ния) и его син­так­сич. функ­ци­ей. Фор­маль­ные пре­об­ра­зо­ва­ния в этом слу­чае вклю­ча­ют не толь­ко грам­ма­тич. из­ме­нения, но и ме­ха­низ­мы сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Ко­ли­чест­во фор­маль­ных из­ме­не­ний при пе­ре­хо­де сло­ва или со­че­та­ния слов в др. син­так­сич. по­зи­цию от­ра­жа­ет «ма­нёв­рен­ность» син­так­сич. строя язы­ка. Изо­ли­рую­щие язы­ки, а так­же ана­ли­ти­че­ские язы­ки с раз­ви­той кон­вер­си­ей об­ла­да­ют бо­лее ма­нёв­рен­ным С., чем син­те­ти­че­ские язы­ки.

По­зи­ци­он­ная струк­ту­ра пред­ло­же­ния мо­жет быть за­фик­си­ро­ва­на в той или иной фор­маль­ной за­пи­си (ме­тод син­так­сич. мо­де­ли­ро­ва­ния). Мо­дель пред­ло­же­ния мо­жет от­ра­жать раз­ные ас­пек­ты его ис­сле­до­ва­ния или раз­ные кон­цеп­ции язы­ка и С. Она мо­жет быть ори­ен­ти­ро­ва­на на ло­гич. ас­пект пред­ло­же­ния [напр., «S есть Р» (в пред­став­ле­нии фор­маль­ной ло­ги­ки); см. Ло­ги­че­ское на­прав­ле­ние]; мо­жет быть пред­став­ле­на как от­но­ше­ние те­мы и ре­мы (см. Ак­ту­аль­ное чле­не­ние пред­ло­же­ния) или опи­сывать­ся в тер­ми­нах син­так­сич. функ­ций, в тер­ми­нах мор­фо­ло­гич. форм слов (напр., «су­ще­ст­ви­тель­ное в им. п. + гла­гол в лич­ной фор­ме + су­ще­ст­ви­тель­ное в вин. п.»); мо­жет фик­си­ро­вать се­ман­тич. струк­ту­ру пред­ло­же­ния (напр., «агенс + дей­ст­вие + па­ци­енс»; см. Се­ман­ти­че­ская роль) или про­ти­во­пос­тав­лять мо­даль­ный (субъ­ек­тив­ный) ком­по­нент пред­ло­же­ния его соб­ст­вен­но се­ман­тич. (объ­ек­тив­ной) час­ти (мо­дус + пропо­зи­ция). Вы­яв­ле­нию ие­рар­хии свя­зей и их на­прав­ле­ния спо­соб­ст­ву­ет не толь­ко рас­чле­не­ние на со­став­ляю­щие, но и упо­рядо­чен­ная ак­тант­ная струк­ту­ра пре­ди­ка­та, раз­ли­чаю­щая по­ря­док ак­тан­тов [1-й ак­тант – под­ле­жа­щее (или субъ­ект), 2-й ак­тант – пря­мое до­пол­не­ние, 3-й ак­тант – косв. до­пол­не­ние и т. д.]. Ак­тант­ная струк­ту­ра пред­ло­же­ния вве­де­на в С. Л. Тень­е­ром. Для од­них ви­дов ана­ли­за ва­жен прин­цип чле­не­ния пред­ло­же­ния на со­ста­вы, его би­нар­ность, для дру­гих – вы­бор его вер­ши­ны. В опи­сат. грам­ма­ти­ках аб­ст­ракт­ные мо­де­ли пред­ло­же­ния до­пол­ня­ют­ся пра­ви­ла­ми пе­ре­ко­ди­ро­ва­ния, по­зво­ляю­щи­ми пе­рей­ти от аб­ст­ракт­ной схе­мы к ре­аль­но­му пред­ло­же­нию. Со­от­но­ше­ние ис­ход­ных фор­мул и пра­вил их кон­кре­ти­за­ции раз­ли­ча­ет ста­тич. и ди­на­мич. под­хо­ды к опи­сат. С. В пер­вом слу­чае в син­хрон­ном опи­са­нии пред­по­чи­та­ет­ся уве­ли­че­ние ко­ли­че­ст­ва ис­ход­ных струк­тур; во вто­ром слу­чае оно сво­дит­ся к ми­ни­му­му, но да­ют­ся пра­ви­ла вы­во­да слож­ных струк­тур из про­стых в ви­де пра­вил транс­фор­ма­ции (см. Транс­фор­ма­ци­он­ный ме­тод).

Исторический очерк

Ин­те­рес к ка­те­го­ри­ям С. про­яв­ля­ли уже ран­ние греч. мыс­ли­те­ли в свя­зи с про­из­во­ди­мым ими ло­гич. ана­ли­зом ре­чи (Про­та­гор, Пла­тон, Ари­сто­тель). Тер­мин «С.» впер­вые ис­поль­зо­ва­ли стои­ки (3 в. до н. э.; см. Стои­цизм), от­не­ся его к на­блю­де­ни­ям над ло­гич. со­дер­жа­ни­ем вы­ска­зыва­ний. Ран­ние син­так­сич. воз­зре­ния ос­но­вы­ва­лись на свой­ст­вах це­ло­ст­ных ре­че­вых еди­ниц. С. Апол­ло­ния Дис­ко­ла (2 в.), ко­то­ро­го при­ня­то счи­тать ос­но­во­по­лож­ни­ком С., имел мор­фо­ло­гич. ос­но­ву: ис­ход­ным пунк­том бы­ло сло­во, а С. за­клю­чал­ся в опи­са­нии свя­зей слов и форм слов (па­де­жей) в пред­ло­же­нии. Этим бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло С. час­тей ре­чи. В хо­де раз­ви­тия лин­гвис­ти­ки об­щее дви­же­ние син­так­сич. мыс­ли сле­до­ва­ло в на­прав­ле­нии от ло­ги­че­ской к пси­хо­ло­ги­че­ской, за­тем к фор­маль­но-грам­ма­тич. кон­цеп­ци­ям, от ко­то­рых по­вер­ну­ло к тео­ри­ям ком­му­ни­ка­тив­ным, се­ман­ти­че­ским и праг­ма­ти­че­ским.

В ран­ней лин­гвис­тич. тра­ди­ции эпо­хи уни­вер­саль­ных, или фи­ло­соф­ских (спе­ку­ля­тив­ных), грам­ма­тик, сло­жив­ших­ся под влия­ни­ем ло­ги­ки позд­них схо­ла­стов (13–16 вв.) и кон­цеп­ций ра­цио­на­лиз­ма 17 в., вы­ра­зив­ших­ся, в ча­ст­но­сти, в «Грам­ма­ти­ке Пор-Роя­ля» (см. Уни­вер­саль­ные грам­ма­ти­ки), С. рас­смат­ри­вал­ся как уче­ние о спо­со­бах вы­ра­же­ния мыс­ли и со­дер­жал пре­ж­де все­го опи­са­ние пред­ло­же­ния и его час­тей (чле­нов пред­ло­же­ния). Ка­те­го­рии С., в от­ли­чие от мор­фо­ло­гич. форм, счи­та­лись уни­вер­саль­ны­ми. С. как со­дер­жат. об­ласть грам­ма­ти­ки про­ти­во­пос­тав­лял­ся фо­не­ти­ке и мор­фо­ло­гии, изу­чаю­щим сто­ро­ну вы­ра­же­ния. В рус. язы­ко­зна­нии это на­прав­ле­ние раз­ви­ва­лось до 2-й пол. 19 в. (М. В. Ло­мо­но­сов, Л. Г. Якоб, И. И. Да­вы­дов, К. С. Ак­са­ков, Ф. И. Бус­ла­ев). В грам­ма­ти­ках син­так­сич. ка­те­го­рии оп­ре­де­ля­лись по их спо­соб­но­сти вы­ра­жать ка­те­го­рии ло­ги­ки: пред­ло­же­ние рас­смат­ри­ва­лось как язы­ко­вое вы­ра­же­ние су­ж­де­ния, под­ле­жа­щее – субъ­ек­та, ска­зуе­мое – пре­ди­ка­та, слож­ное пред­ло­же­ние – умо­зак­лю­че­ния. Под­чёр­ки­ва­лась це­ло­ст­ность изу­чае­мой в С. ре­чи. Связь с мыш­ле­ни­ем вхо­ди­ла в оп­ре­де­ле­ние С. вплоть до нач. 20 в. (А. А. Шах­ма­тов и др.). Эта ли­ния раз­ви­тия при­ве­ла к по­ни­ма­нию С. как раз­де­ла грам­ма­ти­ки, в ко­то­ром яв­ле­ния язы­ка рас­смат­ри­ва­ют­ся в на­прав­ле­нии от зна­че­ния (функ­ции) к фор­ме (О. Ес­пер­сен). По­сколь­ку пред­ме­том С. счи­та­лось ак­ту­аль­ное со­дер­жа­ние вы­ска­зы­ва­ния (дан­ность), С. ино­гда ото­жде­ст­в­лял­ся с ме­то­дом син­хрон­но­го ана­ли­за (син­хро­ния) и про­ти­во­по­став­лял­ся ди­а­хро­нич. (ди­а­хро­ния) под­хо­ду к язы­ку (А. А. По­теб­ня).

Во 2-й пол. 19 в. на­ча­лась пси­хо­ло­ги­за­ция тео­рий С. (X. Штейн­таль, А. А. По­теб­ня, Г. Па­уль, В. Вундт и др.). Пси­хо­ло­ги­че­ское на­прав­ле­ние от­ли­ча­лось от ло­ги­че­ско­го гл. обр. за­ме­ной ло­гич. ин­тер­пре­та­ции со­дер­жа­ния пред­ло­же­ния и его ком­по­нен­тов на ком­му­ни­ка­тив­но-пси­хо­ло­ги­че­скую. Пред­ло­же­ние оп­ре­де­ля­лось как со­еди­не­ние в пси­хи­ке го­во­ря­ще­го не­сколь­ких пред­став­ле­ний, воз­бу­ж­даю­щее в соз­на­нии слу­шаю­ще­го те же пред­став­ле­ния и то же их со­че­тание (Па­уль). Осн. дос­ти­же­ние пси­хо­ло­гич. на­прав­ле­ния – раз­ли­че­ние пси­хо­ло­гич. субъ­ек­та и пре­ди­ка­та и грам­ма­тич. чле­нов пред­ло­же­ния – под­ле­жа­ще­го и ска­зуе­мо­го.

В кон. 19 в., в свя­зи с про­бу­ж­де­ни­ем ин­те­ре­са к нац. спе­ци­фи­ке язы­ков и пе­ре­но­сом цен­тра тя­же­сти пре­ж­де все­го на мор­фо­ло­гию, С. стал оп­ре­де­лять­ся как уче­ние о функ­ци­ях в пред­ло­же­нии клас­сов слов (час­тей ре­чи). С. час­тей ре­чи был про­дол­же­ни­ем мор­фо­ло­гии: осн. вни­ма­ние бы­ло со­сре­до­то­че­но на спо­соб­но­сти слов к рас­про­стра­не­нию и на струк­ту­ре сло­во­со­че­та­ния, раз­но­вид­но­стью ко­то­ро­го счи­та­лось и пред­ло­же­ние (Ф. Ф. Фор­ту­на­тов). За пре­де­ла­ми С. час­тей ре­чи ос­та­ва­лись все яв­ле­ния, харак­те­ри­зую­щие пред­ло­же­ние как це­ло­ст­ную еди­ни­цу. Стре­мясь пре­одо­леть не­по­сле­до­ва­тель­ность в чле­не­нии грам­ма­ти­ки, Й. Рис (Гер­ма­ния) оп­ре­де­лил С. как уче­ние о со­че­та­ни­ях слов, опи­сы­вае­мых со сто­ро­ны фор­мы и со­дер­жа­ния. Он про­ти­во­пос­тав­лял С. уче­нию о сло­ве. Это об­щее на­прав­ле­ние бы­ло про­дол­же­но B. Ма­те­зиу­сом, оп­ре­де­лив­шим С. как уче­ние о сред­ст­вах и спо­со­бах ком­би­на­ции но­ми­на­тив­ных еди­ниц (см. Но­ми­на­ция). Ин­те­рес к со­че­та­тель­ным по­тен­ци­ям сло­ва по­слу­жил толч­ком к воз­ник­но­ве­нию уче­ния о син­так­сич. ва­лент­но­стях (Л. Тень­ер).

В этом же ду­хе пред­став­ля­ли се­бе пред­мет и за­да­чи С. и др. лин­гвис­тич. шко­лы 1-й пол. 20 в. Сто­рон­ни­ки фор­маль­ной и струк­тур­ной грам­ма­ти­ки по­ни­ма­ют С. как уче­ние о со­че­та­тель­ных спо­соб­но­стях сло­ва (син­таг­ма­ти­че­ский С.). Пред­ста­ви­те­ли де­ск­рип­тив­ной лин­гвис­ти­ки ви­де­ли за­да­чу C. в изу­че­нии аран­жи­ров­ки слов (или мор­фем) в вы­ска­зы­ва­нии (ди­ст­ри­бу­тив­ный С.). Ва­ри­ант ди­ст­ри­бу­тив­но­го С. – таг­ме­ми­ка К. Л. Пай­ка.

С. пред­ло­же­ния, ос­та­вав­ший­ся наи­ме­нее раз­ра­бо­тан­ной об­ла­стью струк­тур­ной лин­гвис­ти­ки, в кон. 1950-х гг. за­нял центр. по­ло­же­ние в тео­рии по­ро­ж­даю­щих грам­ма­тик, в ко­то­рых бы­ла сде­ла­на по­пыт­ка объ­е­ди­нить все уров­ни и ком­по­нен­ты язы­ко­вой струк­ту­ры (без чёт­кой их диф­фе­рен­циа­ции) в еди­ный про­цесс соз­да­ния пред­ло­же­ния; см. Ге­не­ра­тив­ная лин­гвис­ти­ка, Ма­те­ма­ти­че­ская лин­гвис­ти­ка.

С кон. 1960-х гг. центр тя­же­сти в С. на­чал пе­ре­ме­щать­ся с мо­де­ли пред­ло­же­ния как за­кре­п­лён­ной в язы­ке струк­ту­ры к изу­че­нию праг­ма­тич. и се­ман­тич. свойств вы­ска­зы­ва­ния как еди­ни­цы ре­чи. Осо­бое зна­че­ние ста­ло при­да­вать­ся ог­ра­ни­че­ни­ям на со­че­тае­мость слов внут­ри вы­ска­зы­ва­ния и вы­ска­зы­ва­ний внут­ри тек­ста.

К сход­но­му кру­гу про­блем при­шло и ло­гич. на­прав­ле­ние в ана­ли­зе пред­ло­же­ния, раз­ви­вае­мое ло­ги­ка­ми и фи­ло­со­фа­ми с кон. 19 в. (Г. Фре­ге, Б. Рас­сел, Г. Райл, У. Ку­айн, Л. Вит­ген­штейн и др.). Пер­во­на­чаль­ная за­да­ча шко­лы ло­гич. ана­ли­за со­стоя­ла в соз­да­нии фор­маль­но­го язы­ка, ко­то­рый смог бы от­ра­зить не­од­но­знач­ность, ха­рак­тер­ную для пред­ло­же­ний ес­теств. язы­ков. В 1960-х гг. в об­ласть ин­те­ре­сов ло­гиков и фи­ло­со­фов во­шла ком­му­ни­ка­тив­ная ор­га­ни­за­ция пред­ло­же­ния, в ча­ст­но­сти раз­гра­ни­че­ние ут­вер­ждае­мо­го и пре­суп­по­зи­ций. В цен­тре ис­сле­до­ва­тель­ских ин­те­ре­сов ока­за­лось изу­че­ние ус­ло­вий функ­цио­ни­ро­ва­ния ре­че­вых вы­ска­зы­ва­ний, воз­мож­но­стей их упот­реб­ле­ния в раз­ных ре­че­вых смыс­лах и ком­му­ни­ка­тив­ных це­лях. По­ня­тие вы­ска­зы­ва­ния рас­ши­ри­лось до по­ня­тия ре­че­во­го ак­та, рас­смат­ри­вае­мо­го в свя­зи с си­туа­ци­ей об­ще­ния и ком­му­ни­ка­тив­ным кон­тек­стом (см. Праг­ма­ти­ка).

Ис­сле­до­ва­ние со­че­тае­мо­сти слов и об­щих свойств пред­ло­же­ния как еди­ни­цы язы­ка тес­но свя­за­но с мор­фо­ло­ги­ей, кото­рая ино­гда оп­ре­де­ля­лась как тех­ни­ка для С. (Н. Я. Марр) и вво­ди­лась, со­вме­ст­но с С. час­тей ре­чи, в ти­по­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния (И. И. Ме­ща­ни­нов, С. Д. Кац­нель­сон). Опи­са­ние функ­цио­ни­ро­ва­ния вы­ска­зы­ва­ний в ре­чи вы­ве­ло С. за пре­де­лы грам­ма­ти­ки в об­ласть праг­ма­ти­ки и тео­рии ком­му­ни­ка­ции. Опи­сат. грам­ма­ти­ки кон­крет­ных язы­ков вклю­ча­ют син­таг­ма­тич. С. и С. пред­ло­же­ния, раз­ли­чие ме­ж­ду ко­то­ры­ми ино­гда пред­став­ля­ет­ся че­рез раз­ли­че­ние двух ви­дов син­так­сич. еди­ниц: сло­во­соче­та­ния как но­ми­на­тив­ной еди­ни­цы, функ­цио­наль­но эк­ви­ва­лент­ной сло­ву и, по­доб­но сло­ву, яв­ляю­щей­ся строит. ма­те­риа­лом для пред­ло­же­ния, и пред­ло­же­ния как ком­му­ни­ка­тив­ной, от­не­сён­ной к дей­ст­ви­тель­но­сти, пре­ди­ка­тив­ной еди­ни­цы (В. В. Ви­но­гра­дов). Не­ко­то­рое пре­уве­ли­че­ние ро­ли сло­во­со­че­та­ний в опи­са­тель­ном С. (см., напр., «Грам­ма­ти­ку рус­ско­го язы­ка», 1954) под­верг­лось кри­ти­ке со сто­ро­ны тех ис­сле­до­ва­те­лей, ко­то­рые счи­та­ют, что сло­во­со­че­та­ния не вхо­дят в пред­ло­же­ния в ви­де го­то­вых бло­ков, а фор­ми­ру­ют­ся в про­цес­се по­ро­ж­де­ния ре­чи (напр., Н. Ю. Шве­до­ва). В «Рус­ской грам­ма­ти­ке» (1980; пе­ре­изд. 2005), в ос­но­ву ко­то­рой по­ло­же­но по­ня­тие фор­му­лы пред­ло­же­ния и её реа­ли­за­ции в ви­де ва­ри­ант­но­го ря­да (Шве­до­ва), С. сло­во­со­че­та­ния за­ме­нён опи­са­ни­ем при­слов­ных свя­зей, что уве­ли­чи­ло удель­ный вес лек­сич. зна­че­ний в син­так­си­се.

С 1960-х гг. оп­ре­де­ли­лись сле­дую­щие тен­ден­ции раз­ви­тия С. (ук­ре­пив­шие его свя­зи с се­ман­ти­кой, сло­во­об­ра­зо­ва­ни­ем, ло­ги­кой, праг­ма­ти­кой, сти­ли­сти­кой и тео­ри­ей ком­му­ни­ка­ции): 1) от изу­че­ния фор­мы к ис­сле­до­ва­нию со­дер­жа­ния син­так­сич. еди­ниц, в ча­ст­но­сти от­но­шения пред­ло­же­ния к обо­зна­чае­мой им си­туа­ции (се­ман­ти­че­ский С.); 2) вы­ход за пре­де­лы пред­ло­же­ния в об­ласть дис­кур­са, тек­ста (ана­лиз сверх­фра­зо­вых единств, аб­за­ца, це­ло­ст­ных тек­стов); 3) от язы­ка к ре­чи (ис­сле­до­ва­ние ком­му­ни­ка­тив­ных ус­та­но­вок и ус­ло­вий упот­реб­ле­ния ре­че­вых про­из­ве­де­ний); 4) от объ­ек­тив­ных ха­рак­те­ри­стик пред­ло­же­ния к субъ­ек­тив­ной ин­тер­пре­та­ции вы­ска­зы­ва­ний (изу­че­ние кос­вен­ных ре­че­вых смы­слов); 5) от ста­тич. С. к ди­на­ми­че­ско­му (изу­че­ние про­цес­сов функ­цио­ни­ро­ва­ния и пре­об­ра­зо­ва­ния еди­ниц С.); 6) от пра­вил со­че­та­ния (фор­ма­ции) к пра­ви­лам по­ро­ж­де­ния (транс­фор­ма­ции).

С. свя­зан со струк­ту­рой мыш­ле­ния, нор­ма­ми ком­му­ни­ка­ции и обо­зна­чае­мой дей­ст­ви­тель­но­стью. Ло­гич. и ком­му­ни­ка­тив­ный ас­пек­ты С. де­ла­ют его наи­более уни­вер­саль­ной ча­стью струк­ту­ры язы­ка. Вме­сте с тем спо­со­бы вы­ра­же­ния син­так­сич. от­но­ше­ний и от­ра­же­ния (ин­тер­пре­та­ции) в струк­ту­ре пред­ло­же­ния вне­язы­ко­вой дан­но­сти на­цио­наль­но спе­ци­фич­ны. Вслед­ст­вие это­го струк­ту­ра пред­ло­же­ния час­то при­ни­ма­ет­ся за ос­но­ву ти­по­ло­ги­че­ской клас­си­фи­ка­ции язы­ков (ср. язы­ки эр­га­тив­но­го, но­ми­на­тив­но­го, инак­тив­но­го, ин­кор­по­ри­рую­ще­го и др. строя).

Лит.: Ад­мо­ни В. Г. Вве­де­ние в син­так­сис со­вре­мен­но­го не­мец­ко­го язы­ка. М., 1955; Ви­но­гра­дов В. В. Из ис­то­рии изу­че­ния рус­ско­го син­так­си­са. М., 1958; Грам­ма­ти­ка со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка. М., 1970; Syntax and semantics. N. Y., 1972–. Vol. 1–; Бе­ло­шап­ко­ва В. A. Со­вре­мен­ный рус­ский язык: Син­так­сис. М., 1977; Лин­гвис­ти­ка тек­ста. М., 1978; Рус­ская грам­ма­ти­ка. Praha, 1979. T. 2; Ис­то­рия лин­гвис­ти­че­ских уче­ний. Древ­ний мир. Л., 1980; Слю­са­ре­ва Н. A. Про­бле­мы функ­цио­наль­но­го син­так­си­са со­вре­мен­но­го анг­лий­ско­го язы­ка. М., 1981; Со­вре­мен­ные син­так­си­че­ские тео­рии в аме­ри­кан­ской лин­гвис­ти­ке. М., 1982; Грам­ма­ти­че­ские кон­цеп­ции в язы­ко­зна­нии XIX ве­ка. Л., 1985; Sgall P., Hajičová E., Panevová J. The meaning of the sentence in its semantic and pragmatic aspects. Prague; Dordrecht, 1986; Зо­ло­то­ва Г. А. Син­так­си­че­ский сло­варь. М., 1988; она же. Ком­му­ни­ка­тив­ные ас­пек­ты рус­ско­го син­так­си­са. 4-е изд. М., 2006; Тень­ер Л. Ос­но­вы струк­тур­но­го син­так­си­са. М., 1988; Ло­мов А. М. Ти­по­ло­гия рус­ско­го пред­ло­же­ния. Во­ро­неж, 1994; Ап­ре­сян Ю. Д. Избр. тру­ды. М., 1995. Т. 1–2; Фун­да­мен­таль­ные на­прав­ле­ния со­вре­мен­ной аме­ри­кан­ской лин­гвис­ти­ки: Сбор­ник об­зо­ров. М., 1997; Во­ло­хи­на Г. А., По­по­ва З. Д. Син­так­си­че­ские кон­цеп­ты рус­ско­го про­сто­го пред­ло­же­ния. Во­ро­неж, 1999; Зо­ло­то­ва Г. А., Они­пен­ко Н. К., Си­до­ров М. Ю. Ком­му­ни­ка­тив­ная грам­ма­ти­ка рус­ско­го язы­ка. М., 2004; Шве­до­ва Н. Ю. Рус­ский язык: Избр. ра­бо­ты. М., 2005; Али­со­ва Т. Б. Очер­ки син­так­си­са со­вре­мен­но­го италь­ян­ско­го язы­ка. 2-е изд. М., 2009; Бен­ве­ нист Э. Уров­ни лин­гвис­ти­че­ско­го ана­ли­за // Бен­ве­нист Э. Об­щая лин­гвис­ти­ка. 4-е изд. М., 2009; Распoпов И. П. Очер­ки по тео­рии син­так­си­са. 2-е изд. М., 2009; Мус­тай­о­ки А. Тео­рия функ­цио­наль­но­го син­так­си­са. 2-е изд. М., 2010; Фе­до­сюк М. Ю. Син­так­сис со­вре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка. М., 2012. См. так­же лит. при стать­ях Пред­ло­же­ние, Чле­ны пред­ло­же­ния.

Вернуться к началу