СИ́НТАКСИС
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИ́НТАКСИС, 1) характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц; 2) раздел грамматики, изучающий внутреннюю структуру и общие свойства предложения.
Объект С. как области языкознания составляют морфологич., фонетич., композиционные и др. механизмы языка, которые обеспечивают переход от языка к речи, способы образования из слов, словоформ, словосочетаний, предложений бесконечного множества интонационно оформленных высказываний, способных входить в состав текста.
С. членится на 3 раздела. 1. С. частей речи (С. словосочетания, присловных связей, синтагматич. С.) изучает сочетательные возможности слова (синтаксич. валентности), их реализацию (согласование, управление, примыкание и др.) и выражаемые ими отношения (атрибутивное, комплетивное и т. п.). 2. В С. предложения описываются внутр. структура, коммуникативные типы (сообщение, вопрос, побуждение), предикативность и модальность, семантика и синонимич. преобразования (напр., замена придаточного предложения причастным оборотом) простого предложения и сложного предложения как целостных предикативной и полипредикативной единиц; виды и способы выражения отношений, формирующих сложное предложение (сочинение и подчинение). Словоформы и словосочетания рассматриваются в качестве компонентов предложения (см. Члены предложения). Набор модальных, временны́х и др. форм предложения иногда рассматривается как его парадигма. 3. В актуальном С. (С. текста) исследуются те модификации, которые претерпевает предложение при вхождении в диалог или монолог; правила адаптации предложения к контексту [прономинализация (см. Транспозиция), эллипсис, изменение порядка слов, метатекстовые вводные слова типа «поэтому», «однако», «следовательно»] и к ситуации речи (референция имён и именных выражений, авторизация и адресация высказывания). Указанные проблемы исследуются в синхронном и диахронич. аспектах (см. Синхрония, Диахрония). Исторический С. (как раздел историч. грамматики) изучает общие закономерности эволюции синтаксич. строя языка, конкретных языков и групп языков.
Осн. методику синтаксич. исследований составляют процедуры развёртывания (синтеза, порождения, распространения) и сегментации (анализа, членения, свёртывания). Методика развёртывания слова как члена лексико-грамматич. класса или подкласса определяет типы и способы выражения синтаксич. отношений слова с др. словами. Сегментация предложения, его последоват. расчленение на непосредственно составляющие выявляет иерархию реализуемых в предложении синтаксич. функций (членов предложения). Каждой функции соответствуют определённые синтаксич. позиции – местá в структуре предложения. Применительно к позиционной структуре предложения используется метод субституции, служащий для определения круга слов и конструкций, способных занимать то или иное синтаксич. место. Этот приём дополняет методику развёртывания слов, поскольку замещение синтаксич. позиции не всегда связано с валентностным аспектом С. Метод транспозиции (перенос слов и словосочетаний из одной синтаксич. позиции в другую) позволяет описать отношения между формой слова (или словосочетания) и его синтаксич. функцией. Формальные преобразования в этом случае включают не только грамматич. изменения, но и механизмы словообразования. Количество формальных изменений при переходе слова или сочетания слов в др. синтаксич. позицию отражает «манёвренность» синтаксич. строя языка. Изолирующие языки, а также аналитические языки с развитой конверсией обладают более манёвренным С., чем синтетические языки.
Позиционная структура предложения может быть зафиксирована в той или иной формальной записи (метод синтаксич. моделирования). Модель предложения может отражать разные аспекты его исследования или разные концепции языка и С. Она может быть ориентирована на логич. аспект предложения [напр., «S есть Р» (в представлении формальной логики); см. Логическое направление]; может быть представлена как отношение темы и ремы (см. Актуальное членение предложения) или описываться в терминах синтаксич. функций, в терминах морфологич. форм слов (напр., «существительное в им. п. + глагол в личной форме + существительное в вин. п.»); может фиксировать семантич. структуру предложения (напр., «агенс + действие + пациенс»; см. Семантическая роль) или противопоставлять модальный (субъективный) компонент предложения его собственно семантич. (объективной) части (модус + пропозиция). Выявлению иерархии связей и их направления способствует не только расчленение на составляющие, но и упорядоченная актантная структура предиката, различающая порядок актантов [1-й актант – подлежащее (или субъект), 2-й актант – прямое дополнение, 3-й актант – косв. дополнение и т. д.]. Актантная структура предложения введена в С. Л. Теньером. Для одних видов анализа важен принцип членения предложения на составы, его бинарность, для других – выбор его вершины. В описат. грамматиках абстрактные модели предложения дополняются правилами перекодирования, позволяющими перейти от абстрактной схемы к реальному предложению. Соотношение исходных формул и правил их конкретизации различает статич. и динамич. подходы к описат. С. В первом случае в синхронном описании предпочитается увеличение количества исходных структур; во втором случае оно сводится к минимуму, но даются правила вывода сложных структур из простых в виде правил трансформации (см. Трансформационный метод).
Исторический очерк
Интерес к категориям С. проявляли уже ранние греч. мыслители в связи с производимым ими логич. анализом речи (Протагор, Платон, Аристотель). Термин «С.» впервые использовали стоики (3 в. до н. э.; см. Стоицизм), отнеся его к наблюдениям над логич. содержанием высказываний. Ранние синтаксич. воззрения основывались на свойствах целостных речевых единиц. С. Аполлония Дискола (2 в.), которого принято считать основоположником С., имел морфологич. основу: исходным пунктом было слово, а С. заключался в описании связей слов и форм слов (падежей) в предложении. Этим было положено начало С. частей речи. В ходе развития лингвистики общее движение синтаксич. мысли следовало в направлении от логической к психологической, затем к формально-грамматич. концепциям, от которых повернуло к теориям коммуникативным, семантическим и прагматическим.
В ранней лингвистич. традиции эпохи универсальных, или философских (спекулятивных), грамматик, сложившихся под влиянием логики поздних схоластов (13–16 вв.) и концепций рационализма 17 в., выразившихся, в частности, в «Грамматике Пор-Рояля» (см. Универсальные грамматики), С. рассматривался как учение о способах выражения мысли и содержал прежде всего описание предложения и его частей (членов предложения). Категории С., в отличие от морфологич. форм, считались универсальными. С. как содержат. область грамматики противопоставлялся фонетике и морфологии, изучающим сторону выражения. В рус. языкознании это направление развивалось до 2-й пол. 19 в. (М. В. Ломоносов, Л. Г. Якоб, И. И. Давыдов, К. С. Аксаков, Ф. И. Буслаев). В грамматиках синтаксич. категории определялись по их способности выражать категории логики: предложение рассматривалось как языковое выражение суждения, подлежащее – субъекта, сказуемое – предиката, сложное предложение – умозаключения. Подчёркивалась целостность изучаемой в С. речи. Связь с мышлением входила в определение С. вплоть до нач. 20 в. (А. А. Шахматов и др.). Эта линия развития привела к пониманию С. как раздела грамматики, в котором явления языка рассматриваются в направлении от значения (функции) к форме (О. Есперсен). Поскольку предметом С. считалось актуальное содержание высказывания (данность), С. иногда отождествлялся с методом синхронного анализа (синхрония) и противопоставлялся диахронич. (диахрония) подходу к языку (А. А. Потебня).
Во 2-й пол. 19 в. началась психологизация теорий С. (X. Штейнталь, А. А. Потебня, Г. Пауль, В. Вундт и др.). Психологическое направление отличалось от логического гл. обр. заменой логич. интерпретации содержания предложения и его компонентов на коммуникативно-психологическую. Предложение определялось как соединение в психике говорящего нескольких представлений, возбуждающее в сознании слушающего те же представления и то же их сочетание (Пауль). Осн. достижение психологич. направления – различение психологич. субъекта и предиката и грамматич. членов предложения – подлежащего и сказуемого.
В кон. 19 в., в связи с пробуждением интереса к нац. специфике языков и переносом центра тяжести прежде всего на морфологию, С. стал определяться как учение о функциях в предложении классов слов (частей речи). С. частей речи был продолжением морфологии: осн. внимание было сосредоточено на способности слов к распространению и на структуре словосочетания, разновидностью которого считалось и предложение (Ф. Ф. Фортунатов). За пределами С. частей речи оставались все явления, характеризующие предложение как целостную единицу. Стремясь преодолеть непоследовательность в членении грамматики, Й. Рис (Германия) определил С. как учение о сочетаниях слов, описываемых со стороны формы и содержания. Он противопоставлял С. учению о слове. Это общее направление было продолжено B. Матезиусом, определившим С. как учение о средствах и способах комбинации номинативных единиц (см. Номинация). Интерес к сочетательным потенциям слова послужил толчком к возникновению учения о синтаксич. валентностях (Л. Теньер).
В этом же духе представляли себе предмет и задачи С. и др. лингвистич. школы 1-й пол. 20 в. Сторонники формальной и структурной грамматики понимают С. как учение о сочетательных способностях слова (синтагматический С.). Представители дескриптивной лингвистики видели задачу C. в изучении аранжировки слов (или морфем) в высказывании (дистрибутивный С.). Вариант дистрибутивного С. – тагмемика К. Л. Пайка.
С. предложения, остававшийся наименее разработанной областью структурной лингвистики, в кон. 1950-х гг. занял центр. положение в теории порождающих грамматик, в которых была сделана попытка объединить все уровни и компоненты языковой структуры (без чёткой их дифференциации) в единый процесс создания предложения; см. Генеративная лингвистика, Математическая лингвистика.
С кон. 1960-х гг. центр тяжести в С. начал перемещаться с модели предложения как закреплённой в языке структуры к изучению прагматич. и семантич. свойств высказывания как единицы речи. Особое значение стало придаваться ограничениям на сочетаемость слов внутри высказывания и высказываний внутри текста.
К сходному кругу проблем пришло и логич. направление в анализе предложения, развиваемое логиками и философами с кон. 19 в. (Г. Фреге, Б. Рассел, Г. Райл, У. Куайн, Л. Витгенштейн и др.). Первоначальная задача школы логич. анализа состояла в создании формального языка, который смог бы отразить неоднозначность, характерную для предложений естеств. языков. В 1960-х гг. в область интересов логиков и философов вошла коммуникативная организация предложения, в частности разграничение утверждаемого и пресуппозиций. В центре исследовательских интересов оказалось изучение условий функционирования речевых высказываний, возможностей их употребления в разных речевых смыслах и коммуникативных целях. Понятие высказывания расширилось до понятия речевого акта, рассматриваемого в связи с ситуацией общения и коммуникативным контекстом (см. Прагматика).
Исследование сочетаемости слов и общих свойств предложения как единицы языка тесно связано с морфологией, которая иногда определялась как техника для С. (Н. Я. Марр) и вводилась, совместно с С. частей речи, в типологич. исследования (И. И. Мещанинов, С. Д. Кацнельсон). Описание функционирования высказываний в речи вывело С. за пределы грамматики в область прагматики и теории коммуникации. Описат. грамматики конкретных языков включают синтагматич. С. и С. предложения, различие между которыми иногда представляется через различение двух видов синтаксич. единиц: словосочетания как номинативной единицы, функционально эквивалентной слову и, подобно слову, являющейся строит. материалом для предложения, и предложения как коммуникативной, отнесённой к действительности, предикативной единицы (В. В. Виноградов). Некоторое преувеличение роли словосочетаний в описательном С. (см., напр., «Грамматику русского языка», 1954) подверглось критике со стороны тех исследователей, которые считают, что словосочетания не входят в предложения в виде готовых блоков, а формируются в процессе порождения речи (напр., Н. Ю. Шведова). В «Русской грамматике» (1980; переизд. 2005), в основу которой положено понятие формулы предложения и её реализации в виде вариантного ряда (Шведова), С. словосочетания заменён описанием присловных связей, что увеличило удельный вес лексич. значений в синтаксисе.
С 1960-х гг. определились следующие тенденции развития С. (укрепившие его связи с семантикой, словообразованием, логикой, прагматикой, стилистикой и теорией коммуникации): 1) от изучения формы к исследованию содержания синтаксич. единиц, в частности отношения предложения к обозначаемой им ситуации (семантический С.); 2) выход за пределы предложения в область дискурса, текста (анализ сверхфразовых единств, абзаца, целостных текстов); 3) от языка к речи (исследование коммуникативных установок и условий употребления речевых произведений); 4) от объективных характеристик предложения к субъективной интерпретации высказываний (изучение косвенных речевых смыслов); 5) от статич. С. к динамическому (изучение процессов функционирования и преобразования единиц С.); 6) от правил сочетания (формации) к правилам порождения (трансформации).
С. связан со структурой мышления, нормами коммуникации и обозначаемой действительностью. Логич. и коммуникативный аспекты С. делают его наиболее универсальной частью структуры языка. Вместе с тем способы выражения синтаксич. отношений и отражения (интерпретации) в структуре предложения внеязыковой данности национально специфичны. Вследствие этого структура предложения часто принимается за основу типологической классификации языков (ср. языки эргативного, номинативного, инактивного, инкорпорирующего и др. строя).