Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРЕДИКАТИ́ВНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 405-406

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПРЕДИКАТИ́ВНОСТЬ, син­так­си­че­ская ка­те­го­рия, оп­ре­де­ляю­щая функ­цио­наль­ную спе­ци­фи­ку пред­ло­же­ния; клю­че­вой кон­сти­туи­рую­щий при­знак пред­ло­же­ния, от­но­ся­щий его со­дер­жа­ние к дей­ст­ви­тель­но­сти и тем са­мым де­лаю­щий его еди­ни­цей со­об­ще­ния (вы­ска­зы­ва­ния).

П. от­ли­ча­ет пред­ло­же­ние как ком­му­ни­ка­тив­ную еди­ни­цу от но­ми­на­тив­ных еди­ниц – слов и сло­во­со­че­та­ний, – ко­то­рые не пе­ре­да­ют со­об­ще­ний, а лишь на­зы­ва­ют пред­ме­ты или си­туа­ции. Напр., пред­ло­же­ние «Солн­це!» (с осо­бой вос­кли­цат. ин­то­на­ци­ей), в от­ли­чие от на­зы­ваю­щей тот же объ­ект лек­сич. еди­ни­цы «солн­це», ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что в его ос­но­ве ле­жит от­вле­чён­ный об­ра­зец, ко­то­рый мо­жет от­но­сить ин­фор­ма­цию к на­стоя­ще­му («Солн­це!»), про­шед­ше­му («Бы­ло солн­це!») или бу­ду­ще­му («Бу­дет солн­це!»). Из двух син­так­сич. кон­ст­рук­ций, имею­щих об­щий объ­ект обо­зна­че­ния, – сло­во­со­че­та­ния «об­жи­гаю­щее солн­це» и пред­ло­же­ния «Солн­це об­жи­га­ет» – пре­ди­ка­тив­но­стью об­ла­да­ет вто­рая.

Со­об­щае­мое все­гда пред­ста­ёт как ре­аль­но осу­ще­ст­в­ляю­щее­ся во вре­ме­ни (на­стоя­щем, про­шед­шем или бу­ду­щем) или же мыс­лит­ся в пла­не ир­ре­аль­но­сти (как же­лае­мое, воз­мож­ное, тре­буе­мое, долж­ное). Зна­че­ние ре­аль­но­сти/ир­ре­аль­но­сти (мо­даль­но­сти) со­об­щае­мо­го обя­за­тель­но со­от­не­се­но со вре­ме­нем и опи­ра­ет­ся на ка­те­го­рию гла­голь­но­го на­кло­не­ния. Т. о., ка­те­го­рию П. об­ра­зу­ют ка­те­го­рии мо­даль­но­сти, син­так­сич. на­кло­не­ния и син­так­сич. вре­ме­ни и сис­те­ма средств их вы­ра­же­ния. Так, в пред­ло­же­ни­ях «Отец стро­ит дом», «Отец стро­ил дом» и «Отец бу­дет стро­ить дом» со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция о ре­аль­ных си­туа­ци­ях, от­но­ся­щих­ся к трём раз­ным вре­менны́м пла­нам; П. в них реа­ли­зу­ет­ся с по­мо­щью син­так­сич. ка­те­го­рий ре­аль­ной мо­даль­но­сти и наст., прош. или буд. вре­ме­ни. В пред­ло­же­ни­ях «Отец стро­ил бы дом» и «Пусть отец стро­ит дом» П. реа­ли­зу­ет­ся по­сред­ст­вом син­так­сич. ка­те­го­рий ир­ре­аль­ной мо­даль­но­сти: в пер­вом пред­ло­же­нии, со­об­щаю­щем о пред­по­ла­гае­мой си­туа­ции, – со­сла­гат. на­кло­не­ни­ем, во вто­ром, ин­фор­ми­рую­щем о си­туа­ции, воз­ник­но­ве­ние ко­то­рой хо­чет вы­звать го­во­ря­щий, – им­пе­ра­ти­вом (по­бу­дит. на­кло­не­ни­ем).

В дву­сос­тав­ных пред­ло­же­ни­ях но­си­тель П. – ска­зуе­мое; в од­но­со­став­ных – их глав­ный член [напр., «Вес­на!» (вы­ра­же­ны ре­аль­ная мо­даль­ность и наст. вре­мя), «Ско­ро вес­на» (ре­аль­ная мо­даль­ность и буд. вр.), «Ско­рей бы вес­на!» (ир­ре­аль­ная мо­даль­ность же­ла­тель­но­сти)].

Отд. час­ти слож­ных пред­ло­же­ний так­же об­ла­да­ют П. Напр., в пред­ло­же­нии «Очень хо­чет­ся ус­лы­шать, как бы он стал объ­яс­нять про­изо­шед­шее» в 1-й час­ти П. реа­ли­зу­ет­ся ре­аль­ной мо­даль­но­стью и прош. вре­ме­нем, во 2-й час­ти – ир­ре­аль­ной мо­даль­но­стью и со­сла­гат. на­кло­не­ни­ем. По от­но­ше­нию к слож­ным пред­ло­же­ни­ям час­то упот­реб­ля­ют тер­мин «по­ли­пре­ди­ка­тив­ные пред­ло­же­ния», а их час­ти на­зы­ва­ют пре­ди­ка­тив­ны­ми час­тя­ми (еди­ни­ца­ми).

В П. ино­гда вклю­ча­ют ка­те­го­рию ли­ца (В. В. Ви­но­гра­дов), од­на­ко она вы­ра­жа­ет соб­ст­вен­но син­так­сич. от­но­ше­ния ме­ж­ду сло­ва­ми и при­над­ле­жит ино­му уров­ню ор­га­ни­за­ции пред­ло­же­ния. В кон­цеп­ции Н. Ю. Шве­до­вой и её по­сле­до­ва­те­лей дан­ная ка­те­го­рия не вклю­ча­ет­ся в со­став пре­ди­ка­тив­но­сти.

П. от­ли­ча­ет­ся от субъ­ек­тив­ной мо­даль­но­сти, вы­ра­жаю­щей от­но­ше­ние го­во­ря­ще­го к со­об­щае­мо­му и пред­став­ляю­щей со­бой фа­куль­та­тив­ный при­знак вы­ска­зы­ва­ния. К П. не от­но­сят­ся от­ри­ца­ние и це­ле­вая ус­та­нов­ка го­во­ря­ще­го на пе­ре­да­чу ин­фор­ма­ции (по­ве­ст­во­ва­тель­ность) или её по­ис­ки (во­про­си­тель­ность).

Лит.: Грам­ма­ти­ка рус­ско­го язы­ка. М., 1954. Т. 2. Ч. 1; Ви­но­гра­дов В. В. Ос­нов­ные во­про­сы син­так­си­са пред­ло­же­ния: (На ма­те­риа­ле рус­ско­го язы­ка) // Ви­но­гра­дов В. В. Из­бран­ные тру­ды: Ис­сле­до­ва­ния по рус­ской грам­ма­ти­ке. М., 1975; Тео­рия функ­цио­наль­ной грам­ма­ти­ки: Тем­по­раль­ность. Мо­даль­ность. Л., 1990; Рус­ская грам­ма­ти­ка / Под ред. Н. Ю. Шве­до­вой, В. В. Ло­па­ти­на. 2-е изд. М., 1990; Рус­ская грам­ма­ти­ка. М., 2005. Т. 2; Пеш­ков­ский А. М. Рус­ский син­так­сис в на­уч­ном ос­ве­ще­нии. 9-е изд. М., 2009; Рас­по­пов И. П. Очер­ки по тео­рии син­так­си­са. 2-е изд. М., 2009.

Вернуться к началу