СЛОВОСОЧЕТА́НИЕ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЛОВОСОЧЕТА́НИЕ, синтаксич. конструкция, образуемая соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной грамматич. связи (согласования, управления или примыкания).
Грамматически и семантически главенствующее слово С. составляет его гл. компонент, грамматически подчинённое слово – зависимый компонент. С. служит средством номинации: называемые его гл. компонентом предмет, лицо, процесс, качество и т. п. конкретизируются зависимым компонентом. В зависимости от типа гл. компонента выделяются С.: субстантивные (гл. слово – существительное; напр., «платье в горошек», «первый учитель»), адъективные (гл. слово – прилагательное: «достойный похвалы»), глагольные («учиться в университете», «говорить быстро») и наречные [(чувствовать себя) «гораздо лучше»].
Различают свободные и несвободные С. Свободные С. образуются в соответствии с регулярными и продуктивными правилами сочетаемости слов; в таких С. сохраняются самостоят. лексич. значения всех компонентов – знаменательных слов («думать о будущем»). Лексич. самостоятельность одного или обоих компонентов несвободного С. ослаблена, часто утрачена, оно всё по характеру выражаемого значения приближается к отд. слову («стальная птица» ‘самолёт’, «бить баклуши» ‘бездельничать’).
С., в отличие от предложения, не обладает предикативностью. Оно функционирует в составе предложения (напр., С. «дом на горе» может входить в предложения «Купили дом на горе», «Дом на горе небольшой, но удобный» и т. п.).
Теория С. (классификация, взаимоотношения С. и предложения и т. д.) разработана гл. обр. в отеч. языкознании. В совр. зарубежной лингвистике понятие С. применяется ограниченно, соответствующего спец. термина нет; иногда для обозначения близкого к С. понятия используются термины синтагма или фраза.