Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УПРАВЛЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 59

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Е. Лопатина

УПРАВЛЕ́НИЕ в язы­ко­зна­нии, под­чи­ни­тель­ная связь (см. Под­чи­не­ние), при ко­то­рой гла­вен­ст­вую­щий ком­по­нент сло­во­со­че­та­ния тре­бу­ет по­ста­нов­ки за­ви­симо­го ком­по­нен­та в оп­ре­де­лён­ной грам­ма­ти­че­ской фор­ме, при­чём из­ме­не­ние фор­мы гла­вен­ст­вую­ще­го сло­ва не вы­зы­ва­ет из­ме­не­ния фор­мы управ­ляе­мо­го сло­ва.

В ин­до­ев­ро­пей­ских язы­ках У. об­на­ру­жи­ва­ет­ся гл. обр. в при­сое­ди­не­нии к гла­вен­ст­вую­ще­му сло­ву пред­лож­ной или бес­пред­лож­ной сло­во­фор­мы су­ще­ст­ви­тель­но­го (ме­сто­име­ния) в оп­ре­де­лён­ном кос­вен­ном па­де­же. Напр., пе­рех. гла­гол обыч­но тре­бу­ет по­ста­нов­ки су­ще­ст­ви­тель­но­го в вин. п. без пред­ло­га («Он лю­бит ро­ди­ну», лат. Amat patriam, нем. Er liebt seine Heimat); во мно­гих сла­вян­ских язы­ках пе­рех. гла­гол с от­ри­ца­ние­м управ­ля­ет сло­во­фор­мой в род. п. («не чи­таю книг», польск. nie czytam ksiżek).

В ка­че­ст­ве гла­вен­ст­вую­ще­го ком­по­нен­та мо­жет вы­сту­пать лю­бое зна­ме­нат. сло­во. В рус. яз., как и во мно­гих др. язы­ках, наи­бо­лее ши­ро­кой сис­те­мой свя­зей У. об­ла­да­ет гла­гол. Ино­гда го­во­рят о спо­соб­но­сти к управ­ле­нию слу­жеб­ных слов; напр., в лат. яз. – пред­ло­гов, тре­бую­щих оп­ре­де­лён­ной па­деж­ной фор­мы, в араб. яз. – час­тиц, от ко­то­рых за­ви­сит гла­голь­ное на­кло­не­ние.

По­сколь­ку У. пре­ж­де все­го яв­ле­ние, фор­маль­но вы­ра­жен­ное, сход­ные или да­же то­ж­де­ст­вен­ные по се­ман­ти­ке гла­го­лы мо­гут иметь раз­ное У. в разл. язы­ках [ср. лат. adjuvo hominem (вин. п.) и рус. «по­мо­гаю че­ло­ве­ку» (дат. п.)] или да­же в од­ном язы­ке (ср. рус. «сме­ять­ся над кем-ли­бо», но «ос­ме­ять, за­сме­ять ко­го-ли­бо»). Од­на­ко, в от­ли­чие от со­гла­со­ва­ния, вы­бор управ­ляе­мой фор­мы в зна­чит. сте­пе­ни за­ви­сит так­же от лек­си­ко-грам­ма­тич. груп­пы, к ко­то­рой при­над­ле­жит гла­вен­ст­вую­щее сло­во. Так, в рус. язы­ке при гла­го­лах – на­зва­ни­ях дей­ст­вий, пред­по­ла­гаю­щих пред­мет сво­его не­по­средств. при­ло­же­ния, этот пред­мет вы­ра­жа­ет­ся ча­ще все­го фор­мой вин. п. без пред­ло­га (пря­мое до­пол­не­ние). Осо­бы­ми па­деж­ны­ми фор­ма­ми вы­ра­жа­ют­ся от­но­ше­ния объ­ек­та – ад­ре­са­та или объ­ек­та – ору­дия дей­ст­вия, ес­ли эти зна­че­ния до­пус­ка­ют­ся се­ман­ти­кой со­от­вет­ст­вую­ще­го гла­го­ла. За­ви­си­мость У. гла­го­ла от его сло­во­об­ра­зо­ват. зна­че­ния мо­жет вы­ра­жать­ся так­же оп­ре­де­лён­ным пре­фик­сом (напр., «на­ехать на де­ре­во» – «отъ­е­хать от до­ма»).

В рус. яз. при У. гла­го­ла воз­ни­ка­ют от­но­ше­ния объ­ект­ные («стро­ить дом»), вос­пол­няю­щие («стать учи­те­лем»), а так­же объ­ект­но-вос­пол­няю­щие («за­рас­ти тра­вой») или объ­ект­но-оп­ре­де­ли­тель­ные («бить по во­ро­там»). У. гла­го­ла мо­жет быть не толь­ко оди­ноч­ным, но и двой­ным («за­пла­тить мас­те­ру за ра­бо­ту»). При У. су­ще­ст­ви­тель­но­го объ­ект­ные и вос­пол­няю­щие от­но­ше­ния поч­ти все­гда ос­лож­ня­ют­ся оп­ре­де­ли­тель­ны­ми («по­да­рок ба­буш­ке», «дви­же­ние за мир»). При У. при­ла­га­тель­ных воз­ни­ка­ют пре­им. ин­фор­ма­тив­но-вос­пол­няю­щие от­но­ше­ния («дос­той­ный люб­ви»).

Раз­ли­ча­ет­ся силь­ное и сла­бое У. Так, силь­ное У. воз­ни­ка­ет при вы­ра­жении ин­фор­ма­ци­он­но-вос­пол­няю­щих и объ­ект­ных от­но­ше­ний. Упот­реб­ле­ние рас­про­стра­ни­те­лей здесь обя­за­тель­но («стать учи­те­лем»). У., при ко­то­ром объ­ект­ные от­но­ше­ния кон­та­ми­ни­ру­ют­ся с оп­ре­де­ли­тель­ны­ми, при­ня­то от­но­сить к сла­бо­му У. («ок­но на юг», «пи­сать ка­ран­да­шом»).

У. мо­жет быть ва­риа­тив­ным. Ва­риа­тив­ность обу­слов­ле­на на­ли­чи­ем в язы­ке средств свя­зи и форм, спо­соб­ных вы­ра­жать од­ни и те же зна­че­ния, а так­же слож­но­стью зна­че­ния сло­ва, свя­зан­но­го с разл. се­ман­тич. груп­па­ми. Так воз­ни­ка­ют со­че­та­ния, то­ж­де­ст­вен­ные по смыс­лу («под­дать­ся уго­во­рам – на уго­во­ры») ли­бо от­ли­чаю­щие­ся от­тен­ка­ми зна­че­ния или сти­ли­сти­че­ски («про­сить хлеб» – «про­сить хле­ба»).

Лит.: Ку­ри­ло­вич Е. Про­бле­ма клас­си­фи­ка­ции па­де­жей // Ку­ри­ло­вич Е. Очер­ки по лин­гвис­ти­ке. М., 1962; Об­щее язы­ко­зна­ние. Внут­рен­няя струк­ту­ра язы­ка. М., 1972; Бе­ло­шап­ко­ва В. А. Со­вре­мен­ный рус­ский язык. Син­так­сис. М., 1977; Рус­ская грам­ма­ти­ка. М., 2005. Т. 2; Скоб­ли­ко­ва Е. С. Со­гла­со­ва­ние и управ­ле­ние в рус­ском язы­ке. 2-е изд. М., 2005; Кус­то­ва Г. И., Ми­ши­на К. И., Фе­до­се­ев В. А. Син­так­сис со­вре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка. 2-е изд. М., 2007; Ро­зен­таль Д. Э. Рус­ский язык: Управ­ле­ние в рус­ском язы­ке. М., 2009; Пеш­ков­ский А. М. Рус­ский син­так­сис в на­уч­ном ос­ве­ще­нии. 9-е изд. М., 2009; Лай­онз Дж. Вве­де­ние в тео­ре­ти­че­скую лин­гвис­ти­ку. 2-е изд. М., 2010.

Вернуться к началу