НОМИНА́ЦИЯ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОМИНА́ЦИЯ (от лат. nominatio – наименование) в лингвистике, 1) образование единиц языка, характеризующихся номинативной функцией, т. е. служащих для называния и вычленения фрагментов неязыковой действительности и формирования соответствующих понятий о них в форме слов, сочетаний слов, фразеологизмов и предложений. Этим термином определяют и результат процесса Н. – значимую языковую единицу. Некоторые учёные употребляют термин «Н.» для обозначения раздела языкознания, изучающего структуру актов наименования; в этом смысле Н. – то же, что ономасиология, и противопоставляется семасиологии. 2) Совокупность проблем, охватывающих изучение динамич. аспекта актов наименования в форме предложения и образующих его частей, рассматриваемых в теории референции; противопоставляется семантике. 3) Суммарное обозначение лингвистич. проблем, связанных с именованием (см. Имя), а также со словообразованием, полисемией, фразеологией, рассматриваемыми в номинативном аспекте.
Процессы Н. связаны с коммуникативным предназначением языка, на неё воздействуют и прагматич. факторы, отражающие отношение именующего к тому, что им обозначается, или к условиям речи. Н. свершается в речевой деятельности, а её результаты осваиваются системой языка.
В зависимости от характера объекта (обозначаемого) различают событийные и элементные Н. Первые обозначают внеязыковые события (ситуации) и имеют форму предложения. Вторые, обозначая «кусочки» действительности, её элементы, служат строит. материалом для предложения и имеют форму слов, сочетаний слов и фразеологизмов разл. типов. Среди элементных Н. наиболее чётко выделяются «вещные» – имена существительные [нарицательные и вещественные («дерево», «дом», «вода», «песок»)]. Они указывают на элементы предметного ряда. Именам предметов противостоят признаковые имена, обозначающие свойства предметов – отвлечённые от них качества, состояния, процессы, а также абстрактные понятия о несубстанциональных элементах действительности, выражаемые прилагательными, глаголами и наречиями («доброта», «характер», «красный», «сидеть», «думать», «медленно»). Эти имена соотносятся со своими обозначаемыми через указание на класс носителей признаков и приспособлены к функции предикации признака. Промежуточное положение между этими типами занимают имена, обозначающие лица по роду их занятий, родству и т. п., и опредмеченные имена процессов, в которых понятия об их признаках подводятся под категорию предметности («сапожник» – ‘тот, кто шьёт или чинит обувь’, «хитрец» – ‘тот, кто хитрит’, «дружба» – ‘близкие отношения’). Наибольшая степень абстрагирования от действительности присуща Н., обозначающим отношения, – служебным словам, предлогам, союзам.
При рассмотрении Н. в историческом аспекте различаются изначальные (осознаваемые в совр. языке как непроизводные) и производные (смысловые и словообразовательные) Н. Изначальные, или первичные, процессы Н. – крайне редкое явление в совр. языках, номинативный инвентарь языка пополняется в осн. за счёт заимствований или производной, вторичной Н., т. е. использования в акте Н. фонетич. облика уже существующей единицы в качестве имени для нового обозначаемого. Результаты первичной Н. осознаются носителями языка как первообразные («море», «хлеб», «есть», «белый»); производность таких Н. может быть раскрыта только при этимологич. (см. Этимология) или историч. анализе. У Н., сформировавшихся за счёт переосмысления уже готовых единиц языка, имя выступает во вторичной для него функции. Различаются следующие типы средств вторичной Н.: словообразование (регулярный способ создания новых слов и значений), синтаксич. транспозиция (при которой морфологич. средства указывают на смену синтаксич. функции при сохранении лексич. значения; ср. «друг», «дружить», «дружба»), семантич. транспозиция (не меняющая материального облика переосмысляемой единицы и приводящая к образованию многозначных слов, а также фразеологизмов разных типов). Способы переосмысления имеют логич. форму тропов или характеризуются расширением либо сужением объёма понятия: «ручка» (для письма) – метафора; «класс» (об учениках) – метонимия; «движение» (как форма существования материи) – расширение; «движение» (транспорта) – сужение и т. п. Переосмысляемое значение выступает в роли внутр. формы новой Н.; эта форма может стираться при образовании единицы языка или частично сохраняться, передавая некоторые компоненты предшествующего значения в сформировавшееся, способствуя осознанию номинативной преемственности многозначных слов. В зависимости от сохранения или утраты внутр. формы различаются мотивированные или немотивированные значения слов (ср. стёршуюся мотивированность у слов «ножка», «ручка», «волноваться» и ещё живую – у слова «спутник»). Особый случай вторичной Н. – образование идиом.
По характеру соотнесения с действительностью среди вторичных Н. различают автономные и неавтономные. Автономные Н. непосредственно указывают на обозначаемое и, обладая в силу этого самостоят. номинативной функцией, имеют свободные значения. Неавтономные Н. соотносятся с обозначаемым косвенно – только при совместной реализации с другими, спорными для них Н., они не обладают самостоят. номинативной функцией, а их значения выступают как связанные [ср. «тяжёлый» (о весе) – «тяжёлый характер», «приходить» (куда-либо) – «приходить в восторг», «сын» (чей-либо) – «сын степей»].
Вторичная Н. характерна не только для лексич. состава языка, но также для аффиксальных средств и синтаксич. конструкций: она существует везде, где произошло переосмысление языковой сущности – автономной или неавтономной. Особый случай представляет собой косвенная Н. в т. н. косвенных контекстах (напр., в предложениях, вводимых союзом «что»: «Он сказал, думал, сомневался, поверил, что…»). Этот вид Н. исследуется в теории референции.
Н., соответствующие закономерностям внутр. развития языка и отвечающие потребностям языкового коллектива в новых номинативных средствах, обычно входят в общеупотребит. словарный запас. За его пределами остаются Н., создаваемые для нужд спец. терминологич. обозначения или возникающие в узких социальных языковых коллективах (жаргонные и др. подобные Н.), а также в индивидуально-авторском языковом творчестве.
Анализ Н. и номинативного аспекта значений языковых единиц раскрывает закономерности их употребления в процессах коммуникации.