Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕЧЕВА́Я ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 453

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Леонтьев

РЕЧЕВА́Я ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ, 1) один из трёх ас­пек­тов язы­ка на­ря­ду с пси­хо­ло­ги­че­ской «ре­че­вой ор­га­ни­за­ци­ей» и «язы­ко­вой сис­те­мой»; «язы­ко­вой ма­те­ри­ал», вклю­чаю­щий сум­му от­дель­ных ак­тов го­во­ре­ния и по­ни­ма­ния. Та­кое упот­реб­ле­ние по­ня­тия «Р. д.» встре­ча­ет­ся в ра­бо­тах Л. В. Щер­бы и не­ко­то­рых др. отеч. учё­ных 1920–30-х гг. С дан­ным по­ни­ма­ни­ем Р. д. свя­за­но рас­про­стра­нён­ное в ме­то­ди­ке пре­по­да­ва­ния иностр. язы­ков по­ня­тие «ви­ды Р. д.» (го­во­ре­ние, ау­ди­ро­ва­ние, чте­ние и пись­мо). 2) Вид дея­тель­но­сти (на­ря­ду с тру­до­вой, по­зна­ва­тель­ной, иг­ро­вой и др.). По­ня­тие «Р. д.» в этом зна­че­нии вос­хо­дит к пси­хо­ло­гич. ра­бо­там Л. С. Вы­гот­ско­го и А. Н. Ле­он­ть­е­ва. В та­ком по­ни­ма­нии тер­мин «Р. д.» упот­реб­ля­ет­ся с сер. 1960-х гг. (с по­яв­ле­ни­ем пси­хо­лин­гви­сти­ки). Р. д., со­глас­но дан­ной кон­цеп­ции, пси­хо­ло­ги­че­ски ор­га­ни­зо­ва­на по­доб­но др. ви­дам дея­тель­но­сти, т. е., с од­ной сто­ро­ны, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся пред­мет­ным мо­ти­вом, це­ле­на­прав­лен­но­стью, эв­ри­стич. ха­рак­те­ром, с дру­гой – со­сто­ит из не­сколь­ких по­сле­до­ват. фаз (ори­ен­ти­ров­ка, пла­ни­ро­ва­ние, реа­ли­за­ция пла­на, кон­троль; при­ме­ни­тель­но к Р. д. эти фа­зы впер­вые вы­де­лил Вы­гот­ский). Р. д. мо­жет вы­сту­пать или как са­мо­сто­ят. дея­тель­ность со спе­ци­фич. мо­ти­ва­ци­ей [её со­став­ляю­щие – ре­че­вые дей­ст­вия (имею­щие цель, под­чи­нён­ную це­ли дея­тель­но­сти) и ре­че­вые опе­ра­ции (варь­и­рую­щие­ся в со­от­вет­ст­вии с ус­ло­вия­ми)], или в фор­ме ре­че­вых дей­ст­вий, вклю­чён­ных в ту или иную не­ре­че­вую дея­тель­ность. Кон­крет­ная ор­га­ни­за­ция Р. д., в ча­ст­но­сти ти­по­ло­гия и но­менк­ла­ту­ра ре­че­вых опе­ра­ций, по­ни­ма­ет­ся разл. отеч. пси­хо­лин­гви­ста­ми [А. А. Ле­он­ть­ев, И. А. Зим­няя, Т. В. Аху­ти­на (Ря­бо­ва), Н. В. Уфим­це­ва] нес­коль­ко раз­лич­но. С нач. 1970-х гг., с по­яв­ле­ни­ем в пси­хо­ло­гии по­ня­тия «дея­тель­ность об­ще­ния» (ком­му­ни­ка­тив­ная дея­тель­ность), по­ня­тие «Р. д.» по­лу­ча­ет уз­кую ин­тер­пре­та­цию; так, в не­ко­то­рых ра­бо­тах она по­ни­ма­ет­ся как дея­тель­ность, мо­тив ко­то­рой свя­зан с про­из­вод­ст­вом са­мой ре­чи (а не с её ис­поль­зо­ва­ни­ем вне ком­му­ни­ка­тив­но­го ак­та).

По­ня­тие «Р. д.» яв­ля­ет­ся спе­ци­фи­че­ским для отеч. на­прав­ле­ния в пси­хо­лин­гви­сти­ке, и его пред­ста­ви­те­ли час­то упот­реб­ля­ют тер­мин «тео­рия Р. д.» в ка­че­ст­ве си­но­ни­ма тер­ми­на «пси­хо­лин­гви­сти­ка». С 1998 в С.-Пе­тер­бур­ге вы­хо­дит ж. «Язык и ре­че­вая дея­тель­ность».

Лит.: Тео­рия ре­че­вой дея­тель­но­сти. М., 1968; Ос­но­вы тео­рии ре­че­вой дея­тель­но­сти. М., 1974; Dormagen H. Theorie der Sprechtätig­keit. Weinheim; Basel, 1977; Вы­гот­ский Л. С. Про­бле­ма соз­на­ния // Вы­гот­ский Л. С. Собр. соч. М., 1982. Т. 1; он же. Мыш­ле­ние и речь // Там же. М., 1982. Т. 2; Зим­няя И. А. Лин­гвоп­си­хо­ло­гия ре­че­вой дея­тель­но­сти. М.; Во­ро­неж, 2001; Аху­ти­на Т. В. Ней­ро­лин­гви­сти­че­ский ана­лиз ди­на­ми­че­ской афа­зии. М., 2002; она же. По­ро­ж­де­ние ре­чи: ней­ро­лин­гви­сти­че­ский ана­лиз син­так­си­са. 4-е изд. М., 2012; Ле­он­ть­ев A. A. Ос­но­вы пси­хо­лин­гви­сти­ки. 5-е изд. М., 2008; он же. Пси­хо­ло­гия об­ще­ния. 5-е изд. М., 2008; он же. Пси­хо­лин­гви­сти­че­ские еди­ни­цы и по­ро­ж­де­ние ре­че­во­го вы­ска­зы­ва­ния. 5-е изд. М., 2010; он же. Язык, речь, ре­че­вая дея­тель­ность. 8-е изд. М., 2014; Щер­ба Л. В. Язы­ко­вая сис­те­ма и ре­че­вая дея­тель­ность. 4-е изд. М., 2008; Со­ро­кин Ю. А., Та­ра­сов E. Ф., Шах­на­ро­вич А. М. Тео­ре­ти­че­ские и при­клад­ные про­бле­мы ре­че­во­го об­ще­ния. 2-е изд. М., 2009; Уфим­це­ва Н. В. Язы­ко­вое соз­на­ние: ди­на­ми­ка и ва­риа­тив­ность. М., 2011; За­лев­ская А. А. Вве­де­ние в пси­хо­лин­гви­сти­ку. М., 2013.

Вернуться к началу