Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕО́НТЬЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 285

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. А. Леонтьев

ЛЕО́НТЬЕВ Алек­сей Ни­ко­лае­вич [5(18).2.1903, Мо­ск­ва – 21.1.1979, там же], рос. пси­хо­лог, ор­га­ни­за­тор нау­ки. Отец А. А. Леонтьева. Уче­ник Л. С. Вы­гот­ско­го. Окон­чил ф-т об­ществ. на­ук МГУ (1924). В 1924–31 ра­бо­тал в Пси­хо­ло­гич. ин-те и Ака­де­мии ком­му­ни­сти­че­с­ко­го вос­пи­та­ния им. Н. К. Круп­ской, за­тем в Харь­ков­ском пе­да­го­гичес­ком ин-те (1931–1935), Ин-те пси­хо­ло­гии (1936–40). В 1942–43 на­уч. ру­ко­во­ди­тель эва­куа­ци­он­но­го гос­пи­та­ля на Ура­ле. С 1943 проф. Ин-та пси­хо­ло­гии, с 1951 зав. ка­фед­рой пси­хо­ло­гии МГУ. Дей­ст­вит. член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968), в 1950-е гг. ака­де­мик-сек­ре­тарь и ви­це-пре­зи­дент АПН РСФСР. С 1966 де­кан ф-та пси­хо­ло­гии МГУ, соз­дан­но­го по его ини­циа­ти­ве.

Лейт­мо­ти­вом на­уч. твор­че­ст­ва Л. бы­ла раз­ра­бот­ка фи­лос.-ме­то­до­ло­гич. ос­но­ва­ний пси­хо­ло­гии. Раз­ви­вая идеи Л. С. Вы­гот­ско­го, Л. в 1930-х гг. раз­ра­бо­тал дея­тель­но­сти тео­рию (в ча­ст­но­сти, пред­став­ле­ния о струк­ту­ре и еди­ни­цах ана­ли­за дея­тель­но­сти и соз­на­ния), ко­то­рая по­слу­жи­ла ос­но­вой мно­го­числ. экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ний фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия пси­хич. функ­ций, вы­пол­нен­ных Л. и его со­труд­ни­ка­ми в 1930–60-х гг. («Про­бле­мы раз­ви­тия пси­хи­ки», 1959, Ле­нин­ская пр., 1963). Эти ис­сле­до­ва­ния ста­ли ба­зой для но­ва­тор­ских кон­цеп­ций раз­ви­ваю­ще­го обу­че­ния и вос­пи­та­ния, по­лу­чив­ших ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в пе­да­го­гич. прак­ти­ке.

В ра­бо­тах 1960–70-х гг. про­бле­ма­ти­ка лич­но­сти рас­смат­ри­ва­лась в рам­ках еди­ной сис­те­мы с дея­тель­но­стью и соз­на­ни­ем, с опо­рой на вве­дён­ное им ра­нее по­ня­тие лич­но­ст­но­го смыс­ла («Дея­тель­ность. Соз­на­ние. Лич­ность», 1975). Об­ра­тив­шись в 1970-х гг. к про­бле­мам вос­при­ятия и пси­хич. от­ра­же­ния, раз­ра­бо­тал и экс­пе­ри­мен­таль­но обос­но­вал пси­хо­ло­гич. тео­рию об­раза. Соз­дал круп­ную и влия­тель­ную на­уч. шко­лу в рос. пси­хо­ло­гии. На­граж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

Соч.: Раз­ви­тие па­мя­ти. М., 1931; Вос­ста­нов­ле­ние дви­же­ния. М., 1945 (совм. с А. В. За­по­рож­цем); Из­бран­ные пси­хо­ло­ги­че­ские про­из­ве­де­ния. М., 1983. Т. 1–2; Фи­ло­со­фия пси­хо­ло­гии. М., 1994; Ста­нов­ле­ние пси­хо­ло­гии дея­тель­но­сти. М., 2003; Лек­ции по об­щей пси­хо­ло­гии. 4-е изд. М., 2007.

Лит.: Ле­он­ть­ев А. А., Ле­он­ть­ев Д. А., Со­ко­ло­ва Е. Е. А. Н. Ле­он­ть­ев. М., 2005.

Вернуться к началу