КОММУНИКА́ЦИЯ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОММУНИКА́ЦИЯ (лат. communicatio, от communico – делать общим, делать сообща, связывать, общаться), взаимодействие людей и животных, предполагающее обмен информацией с помощью специализир. сигналов-посредников. В человеческом обществе К. – общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, поступками.
К. осуществляется посредством знаков; осн. средством человеческой К. считается вербальный (словесный) язык. В то же время невербальная К. (жесты, мимика, условные знаки и т. д.) первична по происхождению, шире по объёму и иногда важнее для взаимопонимания. Невербальная К. может сопровождать речь (паралингвистич. средства) либо самостоятельно обеспечивать общение. К. является необходимой составляющей жизни и сознания, сопровождая и организуя поведение. Человек, как и животные, имеет природные предпосылки для развития систем К., которым обучается в обществе себе подобных. К. можно рассматривать как особый вид деятельности, а также как часть совместной деятельности, направленную на её регуляцию и согласование.
Во 2-й пол. 20 в. К. стала предметом разносторонних междисциплинарных исследований в семиотике – общей теории знаковых коммуникативных систем (в т. ч. невербальных), в кибернетике, когнитивной науке и др. Лингвистика и др. науки о языке изучают вербальную составляющую К., рассматривая речь или текст одновременно и как систему человеческих действий со знаками, соответствующих потребностям и намерениям коммуникантов (антропоцентрич. подход). Используемая при этом модель коммуникативной личности включает три уровня: уровень кода (лексикон, знаки и умение их использовать, вербальный опыт); когнитивный (личностная картина мира, система ценностей, познавательный и социальный опыт) и прагматико-мотивационный (намерения, установки и ситуативный опыт). Коммуникативная личность может по-разному проявляться в разнообразных дискурсах, включать разл. роли (или «голоса», по М. М. Бахтину), сохраняя при этом свою идентичность. Отд. дискурсивные практики и общие модели использования «слова, погружённого в жизнь» (Н. Д. Арутюнова), исследуются в разл. направлениях совр. теории дискурса (П. Бурдье, П. Серио, М. Л. Макаров и др.). Анализ К. в рекламной, торговой, политич. сфере, в иск-ве, кино, фотографии, моде можно найти в работах Р. Барта и У. Эко, утверждающего, что «культура есть по преимуществу коммуникация». Кибернетика, используя математич. теорию К. (К. Шеннон), исследует К. как средство управления «в машинных и человеческих системах» (Н. Винер).
Типология коммуникации
Участниками К., или коммуникантами (отправитель и получатель, адресант и адресат), которые порождают и интерпретируют сообщения, могут быть как индивиды, так и обществ. институты (коллегиальные или институционализированные коммуниканты).
Процесс К. разделяют на фрагменты, объединённые единой задачей, местом и временем, – коммуникативные события (лекция, презентация фирмы, экзамен и т. п.), в свою очередь, состоящие из менее крупных единиц К. – коммуникативных актов. Иногда говорят об интеракциях – коммуникативных (диалогических) единствах (вопрос – ответ, просьба – реакция и т. п.) как об оптимальных единицах коммуникативного взаимодействия. Миним. выделяемая единица К. – сообщение.
Вербальные сообщения – устные высказывания и письменные (или печатные) тексты. В невербальной К. сообщением может быть изображение (дорожный знак или фотография в газете), физич. предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале). Сообщениями также являются события и поступки (снижение цены на товар, пощёчина), движения тела, использование пространства коммуникантами. Невербальные средства делятся на первичные (жесты, пантомима, мимика) и вторичные языки (азбука Морзе, муз. нотация, языки программирования). Смешанные коды дают тип сообщения, который принято называть креолизованным (полисемиотич.) сообщением или текстом.
Согласно Г. М. Мак-Люэну, все формы и средства К. являются «продолжением человеческого тела», дополняя и усиливая недостаточные функции – зрения и слуха на расстоянии (телевидение, громкоговорители), «продолжая жизнь» во времени (видеозапись), и т. п. Подобные средства во многом определяют и само содержание сообщения (широкую известность получил его афоризм «The medium is the message»). Мак-Люэн, предвидя развитие мультимедийной и интернет-коммуникации, считал совр. культуру визуальной в отличие от письм. культуры 19 – нач. 20 вв. («галактики Гутенберга»). Он разработал типологию эпох К. в истории человечества: устная К. (в рамках деревни; коммуникативная среда непосредственно окружает коммуниканта); письм. К. (преодоление времени и пространства как коммуникативных барьеров); печатная К. (скачок в количественном охвате коммуникантов); глобально-мультимедийная К. (возврат к «глобальной деревне», по выражению Мак-Люэна).
По количеству и составу участников К. подразделяется на межличностную (осн. тип), групповую (в больших и малых группах, индивид – группа, и др.), интраперсональную («внутренний диалог») и массовую коммуникацию. Выделяют также межкультурную К., организационную К. (вертикальная: начальник – подчинённые; горизонтальная: между представителями одного уровня организации).
Типология социальных сфер К. охватывает набор типичных жанров, норм коммуникативного поведения, ролей участников К., набор языковых и др. знаковых средств, свойственных той или иной сфере. Так, к сфере бытовой К. относятся любовная записка, личное письмо, разговорные формы речи, свободные жесты и т. п. Сфера производственной и деловой К., находящаяся в поле зрения инженерной психологии и коммуникационного менеджмента, более жёстко регламентирована (приказ, контракт, служебная записка, дресс-код и т. п.). Ведутся исследования в сфере политич. К. (предвыборные дебаты, речи президентов, программы партий и т. п.), научной, педагогич., медицинской, юридич., рекламной К. и др.
Модели коммуникации
можно разделить на трансляционные (линейные) и интеракциональные (диалогические). При трансляционном подходе под К. понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приёма информации получателем сообщения. При интеракциональном подходе К. понимается как совместная деятельность участников К., в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними. С точки зрения трансляционной парадигмы информация передаётся от отправителя получателю, тогда как интеракциональный подход предполагает, что информация производится (воспроизводится) самим получателем под воздействием отправителя. Для первого подхода внешняя среда создаёт шум, представляет собой помеху, для второго – внешняя среда является контекстом К. Вторая парадигма в большей степени отражает реальность человеческой К., в которой понимание вербального сообщения чаще всего неполно или невозможно без понимания контекста.
Модели К. воспроизводят составные элементы и функциональные характеристики процесса К. в виде схемы; так, одна из первых моделей К., предложенная К. Шенноном в кон. 1940-х гг., а затем переработанная У. Уивером, содержит 6 компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приёмник. Амер. исследователь Г. Д. Лассуэлл сформулировал свою модель применительно к сферам политики и пропаганды: «Кто говорит, что, кому, по какому каналу, с каким эффектом». Одной из наиболее простых стала модель К. Бюлера, в которой три функции К. связаны с двумя коммуникантами и сообщением: экспрессивная функция соотносится с отправителем; апеллятивная – обращение к получателю; репрезентативная – сообщение информации. В лингвистике под влиянием идей Шеннона была создана модель Р. О. Якобсона. Благодаря работам Н. Винера в теорию К. вошло понятие обратной связи. Диалогич. подход к истолкованию процесса К. получил широкое распространение в последней четв. 20 в. Чилийский биолог У. Матурана в своей концепции автопоэтических (самоорганизующихся) систем (в т. ч. языка и др. систем К.) сравнивал языковую деятельность (англ. languaging) с танцем, смысл которого не в конкуренции или прямом управлении друг другом, а в сотрудничестве и взаимном согласовании совместных движений.
Изучение К. способствует разработке коммуникативных технологий, направленных на оптимизацию взаимодействий и взаимопонимания в человеческом обществе.
Изучение коммуникации у животных
(иногда называемое «зоосемиотикой») ведётся в рамках этологии, а также в связи с исследованиями когнитивных процессов у животных. Коммуникативные возможности животных раскрываются также в попытках наладить К. человека с др. видами [в частности, обучение высших приматов упрощённым аналогам человеческого языка (см. в ст. Зоопсихология)].
Животные обмениваются информацией, важной для выживания и борьбы за ресурсы: так, К. необходима при выборе брачного партнёра, для разрешения территориальных споров, в период заботы о потомстве, во время игры, совместной охоты и дележа добычи. «Словарь» используемых при К. сигналов специфичен для каждого вида; некоторые сигналы, освоение которых требует научения, специфичны для отд. популяции, – животные того же вида, но живущие в др. ареале, их не понимают. Нередки и ситуации, когда сигналы, особенно выражающие эмоции (тревогу, агрессию и т. п.), понятны представителям др. видов.
В качестве сигналов используются запахи, звуки и ультразвуки, выразительные позы, телодвижения, прикосновения, изменение окраски и т. п. Напр., у насекомых наиболее распространены химич. сигналы (многие из них имеют спец. железы для выделения феромонов); широко используются также аудиальные сигналы (стрекотание, вызываемое быстрой вибрацией или потиранием одной части тела о другую), визуальные сигналы (напр., танцы пчёл, оповещающие о расположении и удалённости источника пищи), тактильные сигналы («язык прикосновений» особенно развит у муравьёв, постоянно ощупывающих друг друга своими «антеннами»). Позвоночные животные, сообщая о своих возможностях и намерениях, используют в качестве сигналов ритуальные действия – «демонстрации» (напр., кормление партнёра в «брачных ритуалах» птиц, позы доминирования и подчинения).
Побудительная сила сигналов варьирует и в целом уменьшается по мере эволюционного совершенствования систем К. позвоночных. Более простые, генетически жёстко закреплённые сигналы (напр., реакция птицы на приближение хищника) обычно не имеют конкретного адресата, выражают прежде всего эмоциональное состояние отправителя и являются мощными стимулами к действию. Более сложные сигналы обычно требуют научения путём подражания сородичам и выполняют в первую очередь знаковую функцию, информируя о наличной ситуации животное-адресата, выбирающее ответную реакцию из числа сигнальных действий, входящих в список «приемлемых ответов» на исходный сигнал. В результате общение позвоночных часто проходит в виде ритуального обмена «демонстрациями», ведущего к биологически осмысленному результату (изгнание противника, образование пары и т. п.). У млекопитающих некоторые сигналы несут информацию о самом процессе К. (т. н. метакоммуникация); напр., определённая мимика у собак или обезьян является знаком игрового, «несерьёзного» характера дальнейших действий.