Э́КО УМБЕРТО
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Э́КО (Eco) Умберто (5.1.1932, Алессандрия, Пьемонт – 19.2.2016, Милан), итал. литературовед, писатель. Сын бухгалтера. Окончил филос. ф-т Туринского ун-та (1954). Работал на телевидении, преподавал в ун-тах Милана, Болоньи, Турина и др. Один из крупных представителей совр. семиотики, Э. выступил с критикой структурализма за «онтологизацию» категории структуры [«Отсутствующая структура» («La struttura assente», 1968, рус. пер. 1998)]; в кн. «Открытое произведение» («Opera aperta», 1962, рус. пер. 2004) обосновал идею произведения, предоставляющего читателю широкие возможности интерпретации. Общим проблемам семиотики посвящены книги «Трактат по общей семиотике» («Trattato di semiotica generale», 1975), «Семиотика и философия языка» («Semiotica e filosofia del linguaggio», 1984); стратегии рецепции текста – в центре эссе «Роль читателя: Исследования по семиотике текста» («Lector in fabula: La cooperazione interpretativa nei testi narrativi», 1979, рус. пер. 2005). Автор многочисл. работ, посвящённых истории западной культуры (в т. ч. массовой культуре), эпистемологии, языку и поведенческим стереотипам: «Искусство и красота в средневековой эстетике» («Arte e bellezza nell’estetica medievale», 1987, рус. пер. 2003), «Поиски совершенного языка в европейской культуре» («La ricerca della lingua perfetta nella cultura europea», 1993, рус. пер. 2007), «Кант и утконос» («Kant e l’ornitorinco», 1997), «История красоты» («Storia della bellezza», 2004, рус. пер. 2007), «История уродства» («Storia della bruttezza», 2007, рус. пер. 2007) и др.
Как писатель дебютировал романом «Имя розы» («Il nome della rosa», 1980, рус. пер. 1988; экранизация реж. Ж. Ж. Анно, 1986), снискавшим широкий читательский успех. Автор романов «Маятник Фуко» («Il pendolo di Foucault», 1988, рус. пер. 1995), «Остров накануне» («L’isola del giorno prima», 1994, рус. пер. 1999), «Баудолино» («Baudolino», 2000, рус. пер. 2003), «Таинственное пламя царицы Лоаны» («La misteriosa fiamma della regina Loana», 2004, рус. пер. 2008), «Пражское кладбище» («Il cimitero di Praga», 2010, рус. пер. 2011), «Нулевой номер» («Numero zero», 2015, рус. пер. 2015). Худож. творчество Э. – один из ярких примеров постмодернизма; его отличает обилие аллюзий, скрытых цитат, тонкая игра с лит. приёмами и жанрами, увлекательный сюжет, сложнейший филос. подтекст, связанный с осмыслением мировоззренч. основ зап.-европ. культуры.
Награждён орденом Почётного легиона (2003).