Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ССОВАЯ КОММУНИКА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 304

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Константинов

МА́ССОВАЯ КОММУНИКА́ЦИЯ, рас­про­стра­не­ние ин­фор­ма­ции спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ны­ми для это­го со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми (из­да­тель­ст­ва­ми, агент­ст­ва­ми, ре­дак­ция­ми, сту­дия­ми) сре­ди мас­со­вой ау­ди­то­рии – ано­ним­ной, раз­но­род­ной и рас­сре­до­то­чен­ной в про­стран­ст­ве.

Раз­ви­тие тех­нич. средств ти­ра­жи­ро­ва­ния и пе­ре­да­чи со­об­ще­ний, а так­же все­об­щая гра­мот­ность сде­ла­ли воз­мож­ным по­яв­ле­ние в нач. 20 в. средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции (СМИ, англ. mass media) – из­да­вае­мой ог­ром­ны­ми ти­ра­жа­ми прес­сы, ки­не­ма­то­гра­фа, об­ще­на­цио­наль­но­го ра­дио­ве­ща­ния, за­тем те­ле­ви­де­ния, ме­диа­ре­сур­сов Ин­тер­не­та. В 1-й пол. 20 в. осн. сред­ст­ва­ми М. к. бы­ли ра­дио­ве­ща­ние и га­зе­ты. Для ши­ро­ких масс на­се­ле­ния они яв­ля­лись ис­точ­ни­ка­ми ин­фор­ма­ции о со­бы­ти­ях в ми­ре, спо­соб­ст­во­ва­ли ин­те­гра­ции на­ций (да­вая ощу­ще­ние со­при­ча­ст­но­сти, фор­ми­руя гражд. иден­тич­ность и еди­ную идео­ло­гию), раз­вле­ка­ли и за­пол­ня­ли до­суг, иг­ра­ли важ­ную роль в про­цес­сах со­циа­ли­за­ции и в об­ра­зо­ва­нии. К нач. 2-й ми­ро­вой вой­ны М. к. ста­ла важ­ней­шим ин­ст­ру­мен­том по­ли­тич. мо­би­ли­за­ции об­ще­ст­ва, про­па­ган­ды и ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния об­ществ. мне­ни­ем. Цен­тра­ли­зо­ван­ное, ин­сти­ту­цио­наль­но ор­га­ни­зо­ван­ное про­из-во ин­фор­ма­ции сде­ла­ло М. к. од­ним из наи­бо­лее эф­фек­тив­ных и вос­тре­бо­ван­ных средств кон­тро­ля над мас­со­вым соз­на­ни­ем и по­ве­де­ни­ем масс. Во 2-й пол. 20 в. сис­те­ма СМИ, обес­пе­чи­ваю­щая М. к., ста­ла од­ним из гл. по­ли­тич. и эко­но­мич. ин­ститу­тов об­ще­ст­ва, фор­ми­руя мас­со­вую куль­ту­ру, пре­дос­тав­ляя ог­ром­ные воз­мож­но­сти для ком­мерч. рек­ла­мы, по­ли­тич. «пиа­ра» (от англ. public relations – от­но­ше­ния с об­ще­ст­вен­но­стью) и др. форм влия­ния. Ре­гу­ли­рую­щее влия­ние на со­дер­жа­ние и фор­мы М. к. ока­зы­ва­ют го­су­дар­ст­во, разл. по­ли­тич. груп­пы, ры­ноч­ные ме­ха­низ­мы, ин­сти­ту­ты гражд. об­ще­ст­ва. Рас­про­стра­не­ние Ин­тер­не­та в 1990-х гг. су­ще­ст­вен­но из­ме­ни­ло ха­рак­тер М. к., сде­лав ме­диа­ре­сур­сы ин­те­рак­тив­ны­ми, соз­дав воз­мож­но­сти для ка­ж­до­го ин­ди­ви­да до­но­сить ин­фор­ма­цию до ши­ро­кой об­ще­ст­вен­но­сти, рав­но как ком­мен­ти­ро­вать по­лу­чен­ные со­об­ще­ния, осу­ще­ст­в­ляя т. о. об­рат­ную связь.

Ис­то­ки изу­че­ния М. к. вос­хо­дят к ра­бо­там Г. Тар­да, Ч. Х. Ку­ли, У. Липп­ма­на. В 20 в. М. к. ста­ла пред­ме­том спец. пси­хо­ло­гич. и со­цио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний. Зна­чит. вклад в по­ни­ма­ние М. к. вне­сли ра­бо­ты Г. М. Мак-Лю­эна и Г. Д. Лас­суэл­ла, пред­ло­жив­ше­го клас­сич. схе­му ана­ли­за про­цес­са М. к., со­дер­жа­щую 5 гл. эле­мен­тов: кто со­об­ща­ет, что, по ка­ко­му ка­на­лу, ко­му и с ка­ким эф­фек­том. Важ­ную роль в ис­сле­до­ва­нии М. к. иг­ра­ют ме­то­ды кон­тент-ана­ли­за.

Лит.: Lasswell G. D., Smith B. L., Casey R. D. Propaganda, communication and public opinion. Princeton, 1946; De Fleur M., Ball-Ro­keach S. Theories of mass communication. 5th ed. N. Y.; L., 1989; Thompson J. B. The media and mo­der­nity. Camb., 1995; Хар­рис Р. Пси­хо­ло­гия мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций. 4-е изд. СПб.; М., 2001; Бур­дье П. О те­ле­ви­де­нии и жур­на­ли­сти­ке. М., 2002; Нау­мен­ко Т. В. Со­цио­ло­гия мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции. СПб. и др., 2005; Мак­лю­эн М. По­ни­ма­ние ме­диа: внеш­ние рас­ши­ре­ния че­ло­ве­ка. 2-е изд. М., 2007; Чер­ных А. И. Со­цио­ло­гия мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций. М., 2008; Арон­сон Э., Прат­ка­нис Э. Со­вре­мен­ные тех­но­ло­гии влия­ния и убе­ж­де­ния: эпо­ха про­па­ган­ды. 3-е изд. СПб., 2008; Фе­до­то­ва Л. Н. Со­цио­ло­гия мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции. СПб., 2009; На­за­ров М. М. Мас­со­вая ком­му­ни­ка­ция и об­ще­ст­во. 4-е изд. М., 2010; McQuail D. McQuail’s mass communication theory. 6th ed. L., 2010.

Вернуться к началу