Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЮ́ЛЕР

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 473-474

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БЮ́ЛЕР (Bühler) Карл (27.5.1879, Мек­кес­хейм, Ба­ден – 24.10.1963, Лос-Анд­же­лес), нем. и австр. пси­хо­лог. Муж Ш. Бю­лер. Учил­ся в ун-тах Фрай­бур­га и Страс­бу­ра, уче­ник О. Кюль­пе. Проф. ун-тов Бон­на (1909), Мюн­хе­на (1915), Дрез­де­на (1918), Ве­ны (1922). В 1938, по­сле фа­ши­ст­ской ок­ку­па­ции Ав­ст­рии, пе­ре­ехал в Нор­ве­гию, за­тем в США. С 1906 ис­сле­до­вал мыш­ле­ние в рам­ках вюрц­бург­ской шко­лы, вы­де­ляя в нём об­ра­зы, ин­тел­лек­ту­аль­ные чув­ст­ва и соб­ст­вен­но мыс­ли, ли­шён­ные чув­ст­вен­но-об­раз­но­го ха­рак­те­ра. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны слу­жил во­ен. хи­рур­гом. По­сле вой­ны за­ни­мал­ся про­бле­ма­ми дет­ской пси­хо­ло­гии, вы­де­лил три уров­ня в раз­ви­тии пси­хи­ки: ин­стинкт, на­вык и ин­тел­лект, свя­зы­вая по­след­ний с ак­та­ми вне­зап­но­го по­ни­ма­ния («ага-пе­ре­жи­ва­ние», ин­сайт). В ра­бо­те «Кри­зис пси­хо­ло­гии» («Die Krise der Psycho­lo­gie», 1927) Б. пред­ло­жил пре­одо­леть кри­зис пси­хо­ло­гии пу­тём син­те­за трёх под­хо­дов: субъ­ек­тив­но­го (ин­трос­пек­тив­ной пси­хо­ло­гии), объ­ек­тив­но­го (би­хе­вио­риз­ма) и куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го (по­ни­маю­щей пси­хо­ло­гии).

Раз­ви­вал пси­хо­ло­гич. на­прав­ле­ние в язы­ко­зна­нии, функ­цио­наль­ную лин­гвис­ти­ку. Соз­дал «эго­цен­трич. кон­цеп­цию» язы­ко­во­го по­ля; вы­де­лил в язы­ке ука­за­тель­ное по­ле лич­ных ме­сто­имений, ме­сто­имен­ных на­ре­чий и др., ко­то­рые ста­вят­ся го­во­ря­щим в со­от­вет­ст­вие ком­муни­ка­тив­ной си­туа­ции. Счи­тал язык функцио­наль­ной сис­те­мой, вы­де­лив в нём 3 функ­ции: вы­ра­же­ния (экс­прес­сив­ную), со­от­но­си­мую с го­во­ря­щим; об­ра­ще­ния (апел­ля­тив­ную), со­от­но­си­мую со слу­ша­ю­щим; со­об­ще­ния (ре­пре­зен­та­тив­ную), со­от­но­си­мую с пред­ме­том, о ко­то­ром идёт речь.

Соч.: Handbuch der Psychologie. Jena, 1922; Ду­хов­ное раз­ви­тие ре­бен­ка. М., 1924; Очерк ду­хов­но­го раз­ви­тия ре­бен­ка. М., 1930; Aus­druckstheorie. Jena, 1933; Тео­рия язы­ка: Ре­пре­зен­та­тив­ная функ­ция язы­ка. 2-е изд. М., 2000.

Вернуться к началу