БЮ́ЛЕР
-
Рубрика: Психология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЮ́ЛЕР (Bühler) Карл (27.5.1879, Меккесхейм, Баден – 24.10.1963, Лос-Анджелес), нем. и австр. психолог. Муж Ш. Бюлер. Учился в ун-тах Фрайбурга и Страсбура, ученик О. Кюльпе. Проф. ун-тов Бонна (1909), Мюнхена (1915), Дрездена (1918), Вены (1922). В 1938, после фашистской оккупации Австрии, переехал в Норвегию, затем в США. С 1906 исследовал мышление в рамках вюрцбургской школы, выделяя в нём образы, интеллектуальные чувства и собственно мысли, лишённые чувственно-образного характера. Во время 1-й мировой войны служил воен. хирургом. После войны занимался проблемами детской психологии, выделил три уровня в развитии психики: инстинкт, навык и интеллект, связывая последний с актами внезапного понимания («ага-переживание», инсайт). В работе «Кризис психологии» («Die Krise der Psychologie», 1927) Б. предложил преодолеть кризис психологии путём синтеза трёх подходов: субъективного (интроспективной психологии), объективного (бихевиоризма) и культурно-исторического (понимающей психологии).
Развивал психологич. направление в языкознании, функциональную лингвистику. Создал «эгоцентрич. концепцию» языкового поля; выделил в языке указательное поле личных местоимений, местоименных наречий и др., которые ставятся говорящим в соответствие коммуникативной ситуации. Считал язык функциональной системой, выделив в нём 3 функции: выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим; обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим; сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом, о котором идёт речь.