ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ, форма активности человека, идеальное и предметно-практическое взаимодействие индивида с миром. Формы и механизмы Д., вырабатываемые в процессе человеческой истории, фиксируются в знаково-символических, орудийных и образных формах и передаются через культуру и обучение («социальное наследование»).
Понятие «Д.» было введено для характеристики человеческой активности в нем. философии кон. 18 в. (И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель), а в сов. психологии 20 в. (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) оно стало ключевым понятием. Социокультурный генезис Д., её интенциональная (предметная) направленность и возможность характеристики внутренних, идеальных процессов как форм Д. отличают понятие «Д.» от близких к нему понятий активности и поведения.
В философии и психологии Д. выступает одновременно как объяснит. принцип и как предмет изучения. Д. анализируется как реальность, связывающая субъект и объект в единую динамич. структуру. В противоположность теориям, основывающимся на «постулате непосредственности» (бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология и др.), согласно которому для возникновения субъективного явления требуется простое наличие перед субъектом соответствующего объекта, принцип Д. утверждает, что любые формы психич. репрезентации объектов, явлений или событий (в восприятии, памяти, мышлении, эмоциях и т. п.) зависят от наличия и характера Д. субъекта, в которую они включены, и от их места в структуре этой Д. В качестве Д. рассматриваются не только формы внешней предметно-практич. и познават. активности человека (трудовая, спортивная, игровая, учебная и т. д.), но и разл. виды его внутр. активности – восприятие, память, мышление, переживание, творчество и восприятие искусства, общение, выбор, мировоззрение и др.
Гл. характеристиками Д. служат её интенциональность, т. е. направленность на предмет, а также осмысленность, принадлежность субъекту, который осуществляет посредством Д. свои отношения с миром, на Д. накладывают отпечаток мотивы, цели, характер, способности и личность в целом. В самой Д. различают интенциональную и операциональную стороны, отражающие влияние на процесс Д. соответственно субъекта и объекта (в конкретной Д. обе стороны выступают, как правило, слитно). В рамках «деятельностного подхода» психика рассматривается как функциональный орган Д., выполняющий задачи ориентировки субъекта в его мире, построения образа мира (понимаемого как результат активного конструирования субъектом своей модели мира) и регуляции на этой основе Д. субъекта.
В Д. как взаимодействии субъекта с предметом происходят два процесса противоположной направленности: опредмечивание – «застывание» Д. субъекта в созданных или трансформированных ею материальных или идеальных продуктах и распредмечивание – освоение субъектом форм Д., заключённых в человеческих предметах, с которыми он вступает во взаимодействие. Предмет Д. одновременно выступает как детерминанта и регулятор Д. и как её продукт, результат.
В структурном анализе Д. выделяются её разноуровневые единицы: собственно Д., действие и операция (А. Н. Леонтьев). Один и тот же процесс может рассматриваться: 1) как Д., если внимание исследователя обращается на тот мотив (предмет Д.), который породил и направляет её (т. е. на то, ради чего она вообще осуществляется); 2) как действие или последовательность действий, если внимание обращается на конкретные планируемые или предвосхищаемые результаты (цели), которые должны быть реализованы; 3) как операция или последовательность операций, способов и элементов выполнения действий, если внимание обращается на конкретные условия Д. Один и тот же процесс может занимать в структуре Д. разное место – место собственно Д., действия или операции, а объект – место мотива, цели или условия; в зависимости от этого они оказываются по-разному представлены в сознании субъекта. Разработаны также микроструктурный анализ познават. и исполнит. механизмов низшего уровня, отвечающих за осуществление операций (В. П. Зинченко), и динамич. анализ механизмов высшего уровня – установки, обеспечивающей стабильность Д., и надситуативной активности, обеспечивающей возможность изменения Д. в целом (А. Г. Асмолов, В. А. Петровский).
В силу относит. автономии единиц Д. низшего уровня их выполнение может быть передано др. людям или технич. устройствам, но собственно Д. автоматизирована быть не может, как не может быть автоматизирована мотивация. При совместной Д. её разные звенья распределяются между индивидами. По мере освоения разл. звеньев Д. происходит их постепенная автоматизация, сворачивание и уход из осознания. На начальных стадиях освоения внимание и осознание прикованы к отд. операциям (напр., читать или писать по буквам или слогам), которые становятся всё более автоматическими, а фокус осознания перемещается на задачу в целом (прочитанная или излагаемая мысль). На основе этой закономерности были разработаны успешные подходы к обучению, а также к восстановлению нарушенных форм Д. в случае довольно тяжёлых поражений мозга: чтобы скорректировать исполнит. звенья Д., необходимо деавтоматизировать, «развернуть» всю её структуру, перестроить нарушенные звенья, после чего вновь «свернуть» Д. (А. Р. Лурия).
Понятие «Д.» продолжает во многом оставаться дискуссионным, ведутся споры о том, правомерно ли распространять его на все формы активности человека или некоторые из них, напр. общение, представляют собой процессы принципиально иной природы (Г. С. Батищев, Б. Ф. Ломов); правомерно ли характеризовать психич. процессы как Д. (А. Н. Леонтьев) или это понятие применимо только к внешним, практич. формам взаимодействия с миром (С. Л. Рубинштейн), и др.
Созданная А. Н. Леонтьевым на основе принципа Д. науч. школа стала наиболее продуктивной науч. школой в рос. психологии 20 в. (см. Деятельности теория).