ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТИ ТЕО́РИЯ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТИ ТЕО́РИЯ (деятельностный подход в психологии), созданная А. Н. Леонтьевым на основе принципа деятельности система теоретических положений и методологических принципов, получившая распространение в рос. психологии с 1930-х гг., а также базирующаяся на этой системе научная школа, видными представителями которой были В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.
Предметом психологич. науки в Д. т. выступает психика как функциональный орган деятельности (в её внешних и внутренних формах), выполняющий задачи ориентировки субъекта в его мире, построения более или менее адекватного образа мира и регуляции на этой основе деятельности субъекта. Описанная в работах А. Н. Леонтьева структура деятельности рассматривается как средство анализа психич. процессов индивида. Образ мира понимается не как зеркальное его отражение, а как результат особого деятельностного конструирования субъектом своей модели мира.
В Д. т. получила особое решение проблема возникновения и развития психики. Были выделены стадии развития психики: элементарная сенсорная, перцептивная и интеллект. Сознание рассматривается в Д. т. как социально обусловленная форма психики, возникающая в процессе построения у ребёнка опосредствованных психологич. орудиями форм деятельности. Продолжается разработка предложенной А. Н. Леонтьевым модели структуры сознания (чувственная ткань, значения и личностные смыслы), в т. ч. в плане её дополнения новыми составляющими (биодинамич. тканью движений и действий). Созданная в школе Леонтьева теория личности, выделяющая 2 этапа становления человека личностью (2 «рождения» личности), разрабатывается в контексте проблематики психологии поступка.
С 1986 проводятся междунар. конгрессы по проблемам Д. т. и родственных ей концепций Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др.