Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАЛЬПЕ́РИН

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 341

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГАЛЬПЕ́РИН Пётр Яков­ле­вич [19.9(2.10). 1902, Там­бов – 25.3.1988, Мо­ск­ва], рос. пси­хо­лог, соз­да­тель тео­рии по­этап­но­го фор­ми­ро­ва­ния ум­ст­вен­ных дей­ст­вий. Засл. деят. нау­ки РСФСР (1980). Уче­ник Л. С. Вы­гот­ско­го. Окон­чил Харь­ков­ский мед. ин-т (1926), в 1926–41 ра­бо­тал в Харь­ков­ском пси­хо­нев­ро­ло­гич. ин-те (где вхо­дил в груп­пу, раз­ра­ба­ты­ваю­щую дея­тель­но­сти тео­рию под рук. А. Н. Ле­он­ть­е­ва), в 1941–43 в экс­пе­рим. гос­пи­та­ле вос­ста­нов­ле­ния дви­же­ний при Ин-те пси­хо­ло­гии (Сверд­лов­ская обл.). С 1943 в МГУ, проф. (с 1966), зав. ка­фед­рой воз­рас­тной пси­хо­ло­гии (1967–83).

Со­глас­но Г., фор­ми­ро­ва­ние ум­ст­вен­ных дей­ст­вий про­хо­дит эта­пы соз­да­ния мо­ти­вац. ос­но­вы дей­ст­вия, схе­мы его ори­ен­ти­ро­воч­ной ос­но­вы (вы­де­ле­ние сис­те­мы ори­ен­ти­ров, не­об­хо­ди­мых для вы­пол­не­ния дей­ст­вия), со­вер­ше­ния дей­ст­вия с опо­рой на внеш­не пред­став­лен­ные его об­раз­цы (в т. ч. на схе­му его ори­ен­ти­ро­воч­ной ос­но­вы), за­тем внеш­ней гром­кой ре­чи, ко­то­рая вы­сту­па­ет опо­рой для фор­ми­рую­ще­го­ся дей­ст­вия (не­об­хо­ди­мость ве­ще­ст­вен­но­го поль­зо­ва­ния ори­ен­ти­ро­воч­ной схе­мой при этом от­па­да­ет), и, на­ко­нец, внут­рен­ней ре­чи, ко­гда про­го­ва­ри­ва­ние ухо­дит из соз­на­ния и ос­та­ёт­ся толь­ко ко­неч­ный ре­зуль­тат дей­ст­вия. На ка­ж­дом эта­пе дей­ст­вие вы­пол­ня­ет­ся сна­ча­ла раз­вёр­ну­то, а за­тем по­сте­пен­но со­кра­ща­ет­ся, «свёр­ты­ва­ет­ся». За­да­вая ори­ен­ти­ро­воч­ную ос­но­ву дей­ст­вия (Г. во­об­ще по­ни­мал пси­хо­ло­гию как нау­ку об ори­ен­ти­ро­воч­ной дея­тель­но­сти), пе­да­гог по­лу­ча­ет воз­мож­ность фор­ми­ро­вать ум­ст­вен­ные дей­ст­вия с за­ра­нее за­дан­ны­ми свой­ст­ва­ми. Фор­ми­ро­ва­ние разл. ви­дов та­ких дей­ствий со­ста­ви­ло гл. те­му ис­сле­до­ва­ний Г. в 1960–80-е гг. Раз­ра­бо­тан­ные им ме­то­ды ди­аг­но­сти­ки и кор­рек­ции ум­ст­вен­но­го раз­ви­тия ис­хо­дят из уров­ня сфор­ми­ро­ван­но­сти ум­ст­вен­ных дей­ст­вий.

Соч.: Ос­нов­ные ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ний по про­бле­ме «Фор­ми­ро­ва­ние ум­ст­вен­ных дей­ст­вий и по­ня­тий». М., 1965; Экс­пе­ри­мен­таль­ное фор­ми­ро­ва­ние вни­ма­ния. М., 1974 (совм. с С. Л. Ка­быль­ниц­кой); Вве­де­ние в пси­хо­ло­гию. М., 1976; Ак­ту­аль­ные про­бле­мы воз­раст­ной пси­хо­ло­гии. М., 1978 (совм. с А. В. За­по­рож­цем, С. Н. Кар­по­вой).

Вернуться к началу