ГАЛЬПЕ́РИН
-
Рубрика: Психология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАЛЬПЕ́РИН Пётр Яковлевич [19.9(2.10). 1902, Тамбов – 25.3.1988, Москва], рос. психолог, создатель теории поэтапного формирования умственных действий. Засл. деят. науки РСФСР (1980). Ученик Л. С. Выготского. Окончил Харьковский мед. ин-т (1926), в 1926–41 работал в Харьковском психоневрологич. ин-те (где входил в группу, разрабатывающую деятельности теорию под рук. А. Н. Леонтьева), в 1941–43 в эксперим. госпитале восстановления движений при Ин-те психологии (Свердловская обл.). С 1943 в МГУ, проф. (с 1966), зав. кафедрой возрастной психологии (1967–83).
Согласно Г., формирование умственных действий проходит этапы создания мотивац. основы действия, схемы его ориентировочной основы (выделение системы ориентиров, необходимых для выполнения действия), совершения действия с опорой на внешне представленные его образцы (в т. ч. на схему его ориентировочной основы), затем внешней громкой речи, которая выступает опорой для формирующегося действия (необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой при этом отпадает), и, наконец, внутренней речи, когда проговаривание уходит из сознания и остаётся только конечный результат действия. На каждом этапе действие выполняется сначала развёрнуто, а затем постепенно сокращается, «свёртывается». Задавая ориентировочную основу действия (Г. вообще понимал психологию как науку об ориентировочной деятельности), педагог получает возможность формировать умственные действия с заранее заданными свойствами. Формирование разл. видов таких действий составило гл. тему исследований Г. в 1960–80-е гг. Разработанные им методы диагностики и коррекции умственного развития исходят из уровня сформированности умственных действий.