Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАВЫ́ДОВ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 222

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДАВЫ́ДОВ Ва­си­лий Ва­силь­е­вич (31.8.1930, Мо­ск­ва – 19.3.1998, Ко­га­лым Тю­мен­ской обл.), рос. пси­хо­лог и пе­да­гог, акад. (1978) и ви­це-пре­зи­дент (1989) РАО, поч. чл. Нац. ака­де­мии об­ра­зо­ва­ния США (1982). Окон­чил МГУ (1953). С 1956 в НИИ об­щей и пе­да­го­гич. пси­хо­ло­гии АПН СССР (проф. с 1973, ди­рек­тор в 1974–83, 1991–92).

Опи­ра­ясь на куль­тур­но-ис­то­ри­че­скую пси­хо­ло­гию Л. С. Вы­гот­ско­го, дал ло­ги­ко-пси­хо­ло­гич. обос­но­ва­ние тео­рии раз­ви­ваю­ще­го обу­че­ния. Рас­смат­ри­вал раз­ви­тие как про­ис­хо­дя­щее в кон­тек­сте двух ти­пов от­но­ше­ний: ре­бё­нок – пред­мет – взрос­лый (от­но­ше­ние ре­бё­нок – взрос­лый опо­сред­ст­во­ва­но пред­ме­том) и ре­бё­нок – взрос­лый – пред­мет (от­но­ше­ние ре­бё­нок – пред­мет опо­сред­ст­во­ва­но взрос­лым). В ре­зуль­та­те мно­го­лет­них экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ний (с 1959, совм. с Д. Б. Эль­ко­ни­ным) вы­явил ус­ло­вия ор­га­ни­за­ции раз­ви­ваю­ще­го обу­че­ния, на­прав­лен­но­го на фор­ми­ро­ва­ние тео­ре­тич., по­ня­тий­но­го мыш­ле­ния, прин­ци­пи­аль­но от­ли­чаю­ще­го­ся от обы­ден­но­го, «жи­тей­ско­го» мыш­ле­ния по ти­пу сво­их обоб­ще­ний.

На ос­но­ве сво­ей тео­рии учеб­ной дея­тель­но­сти раз­ра­бо­тал и оп­ро­бо­вал на прак­ти­ке ди­аг­но­стич. ме­то­ди­ки оп­ре­де­ле­ния уров­ня раз­ви­тия тео­ре­тич. мыш­ле­ния и пе­да­го­гич. ме­то­ды раз­ви­ваю­ще­го обу­че­ния, на ба­зе ко­то­рых был по­стро­ен ряд учеб­ных про­грамм по об­ще­об­ра­зо­ват. пред­ме­там. Гл. ре­дак­тор Рос­сий­ской пе­да­го­ги­че­ской эн­цик­ло­пе­дии (т. 1–2, 1993–99).

Соч.: Ви­ды обоб­ще­ния в обу­че­нии. М., 1972; О по­ня­тии лич­но­сти в со­вре­мен­ной пси­хо­ло­гии // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 1988. № 4; На­уч­ное обес­пе­че­ние об­ра­зо­ва­ния в све­те но­во­го пе­да­го­ги­че­ско­го мыш­ле­ния // Но­вое пе­да­го­ги­че­ское мыш­ле­ние. М., 1989; Тео­рия раз­ви­ваю­ще­го обу­че­ния. М., 1996; Про­бле­мы раз­ви­ваю­ще­го обу­че­ния. 2-е изд. М., 2004.

Вернуться к началу