ДАВЫ́ДОВ
-
Рубрика: Психология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАВЫ́ДОВ Василий Васильевич (31.8.1930, Москва – 19.3.1998, Когалым Тюменской обл.), рос. психолог и педагог, акад. (1978) и вице-президент (1989) РАО, поч. чл. Нац. академии образования США (1982). Окончил МГУ (1953). С 1956 в НИИ общей и педагогич. психологии АПН СССР (проф. с 1973, директор в 1974–83, 1991–92).
Опираясь на культурно-историческую психологию Л. С. Выготского, дал логико-психологич. обоснование теории развивающего обучения. Рассматривал развитие как происходящее в контексте двух типов отношений: ребёнок – предмет – взрослый (отношение ребёнок – взрослый опосредствовано предметом) и ребёнок – взрослый – предмет (отношение ребёнок – предмет опосредствовано взрослым). В результате многолетних эксперим. исследований (с 1959, совм. с Д. Б. Элькониным) выявил условия организации развивающего обучения, направленного на формирование теоретич., понятийного мышления, принципиально отличающегося от обыденного, «житейского» мышления по типу своих обобщений.
На основе своей теории учебной деятельности разработал и опробовал на практике диагностич. методики определения уровня развития теоретич. мышления и педагогич. методы развивающего обучения, на базе которых был построен ряд учебных программ по общеобразоват. предметам. Гл. редактор Российской педагогической энциклопедии (т. 1–2, 1993–99).