УСТАНО́ВКА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УСТАНО́ВКА, состояние готовности, предрасположенности субъекта к действию определённым, однозначным образом. Аккумулируя в сознании предшествующий опыт, У. опосредует стимулирующее влияние внешних раздражителей на психику.
Термин «У.» (нем. «Einstellung») введён нем. психологом Л. Ланге (1888), который экспериментально доказал, что скорость реакции индивида на внешнюю ситуацию зависит от предрасположенности к восприятию данной ситуации. Наиболее подробная психологич. теория У. разработана в 1930–40-е гг. Д. Н. Узнадзе. Согласно Узнадзе, потребность при наличии актуальных условий её удовлетворения формирует актуальную У. – неосознаваемую готовность действовать в направлении удовлетворения данной потребности, приводящую к импульсивному поведению. Актуальные У., повторяющиеся наиболее часто и соответствующие стандартизированным условиям деятельности данного индивида, становятся фиксированными У. В исследованиях школы Узнадзе (А. С. Прангишвили, Ш. Н. Чхартишвили, И. Т. Бжалава, Р. Г. Натадзе, Ш. А. Надирашвили, И. В. Имедадзе и др.) понятие У. стало центр. понятием общей психологии. В разл. иерархических концепциях У. личность описывается в виде упорядоченной системы разноуровневых У. и родственных им регуляторных механизмов (Надирашвили, В. А. Ядов, А. Г. Асмолов). Психологич. исследования У. связаны с анализом взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых компонентов в её структуре и выяснением отношения между У. и мотивацией деятельности.
С 1930-х гг. широкое развитие в мировой психологии и социологии получили эксперим. исследования социальных У. (аттитюдов) – предрасположенности к восприятию и поведению в отношении социальных объектов и ситуаций (понятие введено У. Томасом и Ф. Знанецким в 1918). Была выявлена и экспериментально подтверждена трёхкомпонентная структура социальной У., включающая эмоциональные, смысловые (когнитивные) и поведенческие (готовность к действию) аспекты. Социальные У. тесно связаны с ценностными ориентациями данного общества, которые образуют верхний уровень их иерархич. структуры и предписывают определённые правила (нормы) поведения. Центр. проблемами этого направления исследований являются соотношение У. (в частности, предубеждений) и реального поведения, а также формирование У., в т. ч. под влиянием СМИ и др. пропагандистских воздействий. См. также социальная перцепция и лит. при этой статье.