СОЦИА́ЛЬНАЯ ПЕРЦЕ́ПЦИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЦИА́ЛЬНАЯ ПЕРЦЕ́ПЦИЯ, восприятие, понимание и оценка людьми др. людей и социальных групп. Термин «С. п.» (социальное восприятие) был предложен в 1947 Дж. Брунером для обозначения социальной детерминации перцептивных процессов. Первоначально психологич. исследование С. п. ограничивалось межличностным восприятием, в частности анализировались причины искажения образа др. людей: эффект установки при формировании первого впечатления о человеке, эффект ореола (перенос общего впечатления о человеке на его личностные качества и поступки в конкретной ситуации) и эффект первичности и новизны (значимость порядка поступления информации – ранее предъявленной для незнакомого человека и более новой для знакомого).
С 1970-х гг. с развитием когнитивистского подхода в психологии исследовались лежащие в основе межличностного восприятия механизмы идентификации (отождествления себя с другим), рефлексии – представления субъекта о том, как его понимает другой, а также атрибутивные механизмы – приписывание др. людям, при недостатке информации о них, причин их поведения и результатов деятельности (теория каузальной атрибуции Ф. Хайдера и Г. Келли, США), а также личностных качеств, ответственности и др. Рос. психолог Г. М. Андреева выделила 8 вариантов С. п.: восприятие индивидом члена своей группы и члена чужой группы, восприятие в целом своей группы и чужой группы, восприятие группой своего представителя, представителя чужой группы, самой себя и др. группы в целом.
В отличие от межличностного восприятия, межгрупповое восприятие (взаимное восприятие групп и их отд. членов) характеризуется согласованностью (высокой степенью совпадения представлений членов к.-л. группы о ней самой или о чужой группе), унифицированностью (высокой степенью переноса представлений о группе на её отд. членов), большей устойчивостью и даже ригидностью. Для поддержания позитивной групповой идентичности используются такие механизмы, как ингрупповой фаворитизм (благоприятствование собственной группе), стереотипизация (приписывание индивиду характеристики исходя из его группового членства) и т. п. Исследования С. п. заложили основу психологии социального познания.