ИДЕНТИФИКА́ЦИЯ
-
Рубрика: Социология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИДЕНТИФИКА́ЦИЯ (от позднелат. identifico – отождествлять), 1) в социологии – процесс самоопределения индивида (или определения другого) в социальном пространстве, в социальных группах и сообществах, а также в системе их взаимодействий. Результатом И. является осознание человеком своей идентичности. Понятие было введено З. Фрейдом («Групповая психология и анализ Эго», 1914). В социологии проблемой И. занимались амер. социологи Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, франц. социальный психолог С. Московичи, брит. социолог З. Бауман, нем. философ и психолог Э. Фромм. Социальный и психологический механизмы И. – соотнесение и отождествление себя (самоидентификация) или другого с теми или иными людьми или группами (реальными или воображаемыми). Индивид в процессе самоидентификации «примеряет» на себя разл. социальные образцы (модели поведения, оценки, взгляды, ценности, нормы, интересы, роли, статусы), определяя «свою» группу, в рамках которой он будет чувствовать себя наиболее комфортно. В результате групповые признаки, интересы, мнения и т. д. превращаются в компоненты самосознания личности (Г. Тажфель), она усваивает социальные стандарты мышления и деятельности (нем. социолог Х. Абельс). Социальная И. может также реализовываться как эмоционально-когнитивное отождествление себя с каким-то реальным или выдуманным лицом, подражание ему и прямое копирование, что особенно свойственно детскому и юношескому возрасту.
Объективное назначение И. – включить индивида в систему групповых и межгрупповых взаимосвязей и взаимодействий. Её субъективная необходимость обусловлена стремлением индивида слиться с общностями и группами, которые обеспечат защиту его жизни, интересов, потребностей в развитии и самовыражении перед лицом реальной или мнимой опасности, исходящей от др. общностей (В. А. Ядов).
В структурно-функциональных теориях решающее значение в процессе И. придаётся социализации. (И. посредством социализации абсолютно доминировала в традиц. обществе, в котором человек практически не мог выйти за рамки сословия, местной общины, наследственного проф. занятия.) В интерпретативной социологии, в частности в символич. интеракционизме, И. соотносится с осознанием своей социальной позиции через а) восприятие себя другими, б) противопоставление себя другим. «Перенимая роль другого, человек осмысливает самого себя» (Дж. Мид). В интегративных теориях (франц. социолог П. Бурдье) И. понимается как взаимодействие социальных механизмов с процессами конструирования индивидом социальной реальности с помощью личностных ресурсов и предпочтений.
И. выполняет интегрирующую (объединение со своей общностью) и дифференцирующую (дистанцирование от других) функции. Для стабильных социальных ситуаций характерна иерархическая И., когда человек осознаёт себя членом сообществ разл. уровня (человечества, народа, нации, среднего класса и т. д.). В трансформирующихся обществах И. могут быть нарушены, слабо коррелировать друг с другом. Человек может ощущать свою одновременную принадлежность к несовместимым группам. Поскольку процесс социальной И. приводит в конце концов к осознанию людьми своих интересов как членов группы, его можно рассматривать как один из механизмов социального развития, формирования гражданского общества.
2) В криминалистике – процесс установления тождества конкретного объекта или личности по совокупности общих и частных признаков путём сравнительного их исследования в целях получения судебных доказательств. Термин «И.» употреблялся ещё А. Бертильоном, встречался и в работах рус. дореволюц. криминалистов. В сер. 20 в. сформировалась спец. теория И., базирующаяся на принципах индивидуальности объектов материального мира, их относительной неизменности, на возможности выделения характеризующих их признаков, совокупность которых позволяет осуществить И. В зависимости от субъекта, объекта и способов И. различают следственную (напр., предъявление для опознания), уголовно-регистрационную (по данным криминалистич. учётов) и экспертную (по материально-фиксиров. признакам) идентификацию. В судебной практике важное значение имеет И. личности по почерку, внешности, по следам рук, ног, зубов; отождествление печатей, штампов – по их оттискам; оружия – по стреляным пулям и гильзам; обуви – по её следам; инструментов и орудий взлома – по следам взлома; транспортных средств – по следам протектора, колёс; целого – по совмещению его частей (напр., частей разбитой автомобильной фары, разорванного документа и др.).
Для признания итогов криминалистич. И. в качестве доказательств по делу они должны быть выражены в процессуальных актах (протокол предъявления для опознания, заключение эксперта).