ПОВЕДЕ́НИЕ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОВЕДЕ́НИЕ, совокупность внешне наблюдаемых проявлений активности человека или животного, направленной на установление и поддержание жизненно необходимых связей индивида со средой. Метафорически нередко говорят о П. групп, телесных органов, технич. устройств, природных явлений и др., подразумевая их не всегда предсказуемые проявления. В отличие от сходных понятий (активность, деятельность и т. п.), П. рассматривается как реакция на внешние или внутр. раздражители и как полностью доступное внешнему наблюдению и регистрации.
В нач. 20 в. Дж. Б. Уотсон предложил рассматривать П. как предмет психологии, определив его как «совокупность всех внешне наблюдаемых реакций организма на внешние воздействия (стимулы)». Целью изучения П. считалось прежде всего его предсказание и изменение в результате индивидуального научения. Этот подход, получивший назв. бихевиоризм, предполагал полный отказ от изучения любых содержаний сознания и психики, недоступных внешнему наблюдению и объективной регистрации. К формам П., т. е. реакций на стимулы, относилась и любая речевая активность. В необихевиоризме первоначальная бихевиористская формула П. «стимул – реакция» была дополнена включением в неё в качестве опосредующего звена разного рода «промежуточных переменных».
П. изучается в разл. направлениях психологии и биологич. наук (этология, поведенческая биология), а также в таких смежных дисциплинах, как социобиология, генетика поведения (психогенетика) и др. В социальной психологии закономерности П. людей описываются как обусловливаемые факторами принадлежности их к той или иной первичной группе, групповыми нормами, ролевыми предписаниями и т. п. В генетике поведения (психобиологии) исследуется генетич. и средовая обусловленность изменчивости П. животных и человека. В этологии (а также в её совр. варианте – поведенческой биологии) изучается видоспецифичное (характерное для данного вида животного) П. в естеств. условиях обитания. Эволюционная психология рассматривает адаптивное значение П. человека в разл. социальных контекстах. На основании изучения П. в зоопсихологии делаются выводы относительно психич. механизмов регуляции активности животных, в сравнительной психологии, психобиологии, социобиологии – относительно сходства и различий психич. способностей человека и животных, их эмоциональных проявлений, научения, памяти и др. Выделение единиц видоспецифического П. – особая задача в этологии, где она связана с построением иерархич. модели П. (Н. Тинберген), а также с созданием этограмм – описаний характерных для биологич. вида поведенч. актов и их последовательностей.
В рамках изучения поведения животных считается важным определить, на какой из четырёх вопросов, сформулированных Н. Тинбергеном, отвечает конкретное исследование: каковы непосредств. причины (мотивация) П., его онтогенез (проксимальные механизмы), его функция и его эволюция (ультимативные механизмы). Напр., вопрос «Почему поёт эта птица?» может принять четыре разл. формы: какие стимулы (внешние и внутренние) запускают и направляют это П., как оно появляется и изменяется в жизни птицы, для чего она поёт (чтобы не допускать др. самцов к гнезду или для привлечения самок?), как это П. развивалось в ходе эволюции. Й. Болхёйс объединил эти вопросы в две группы: функция (и эволюция) и механизмы П. (причинные связи и развитие поведения).
В процессе дискуссии о преимуществ. роли «природы» или «воспитания» в формировании П. были подвергнуты критике представления ряда этологов (К. Лоренц и др.) о прямой генетич. обусловленности П.: согласно утвердившейся точке зрения, взаимодействие между врождёнными факторами и окружением носит скорее эпигенетич. характер, т. е. каждая стадия развития создаёт основу для последующей, но не предопределяет её. Дж. Хоган ввёл понятие «поведенческих систем», объединяющих разл. перцептивные и моторные механизмы, действующие как единый блок в тех или иных ситуациях.
В разл. областях психологии человека, как и в психологии животных, предметом изучения становятся конкретные виды П., напр. выразительное, игровое, агрессивное, коммуникативное, сексуальное. Вместе с тем не принято называть П. высшие, целенаправленные и произвольные виды человеческой активности (труд, учение, творчество и др.).