ЗООПСИХОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗООПСИХОЛО́ГИЯ (от зоо... и психология), наука, изучающая психику животных.
Поведение животных стало предметом науч. исследования с кон. 19 в., термин «З.» утвердился в 1890-е гг. На развитие З. большое влияние оказала теория Ч. Дарвина, которая стимулировала разработку т. н. сравнительной психологии, изучающей эволюцию психики как у разл. животных, так и у человека. В 1-й пол. 20 в. З. стали называть всю совокупность направлений, исследующих психику и поведение животных в зоологии, физиологии и психологии.
Первые систематич. исследования поведения животных принадлежат Ж. А. Фабру, который с сер. 19 в. изучал насекомых в природных и лабораторных условиях. В кон. 19 – нач. 20 вв. большой вклад в З. внесли О. Форель, Дж. Хаксли, англ. зоологи К. Л. Морган, Д. Сполдинг (открывший явление импринтинга), Дж. Романес, нем. физиологи Ж. Лёб, Я. фон Икскюль, Г. Циглер и др. Рефлекторная концепция, разрабатывавшаяся И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым, Ч. Шеррингтоном, базировалась на экспериментах с животными. Основоположником рос. З. стал зоолог В. А. Вагнер; значит. вклад в её развитие внесли Н. Н. Ладыгина-Котс, Н. Ю. Войтонис, Г. З. Рогинский, Н. А. Тих и Л. А. Фирсов, изучавшие поведение и психику приматов, а также И. С. Бериташвили, Л. В. Крушинский.
С кон. 19 в. в З. наметилось два подхода к методам и предмету изучения. Сторонники первого отстаивали возможность и необходимость изучения психич. процессов у животных, полагая, что о внутр. мире животных можно судить по аналогии с человеческой психикой на основе наблюдений за их поведением и данных физиологии. Гл. внимание уделялось интеллекту – способности к пониманию, инсайту, экстраполяции, к обобщению и умению делать логич. выводы; проведённые В. Кёлером исследования интеллекта обезьян стали важной вехой в развитии З. Приверженцы второго, объективистского, подхода в З. (разл. варианты рефлекторной теории, бихевиоризм, определивший развитие амер. З. в 1-й пол. 20 в.) утверждали, что предметом З. могут быть только объективно наблюдаемые явления – поведение и лежащие в его основе физиологич. процессы; если психич. явления и существуют у животных, то они представляют собой побочный эффект нейрофизиологич. процессов. К кон. 1930-х гг. объективистский подход стал господствующим в Европе и в Америке, З. стала считаться наукой только о поведении, а не о психике животных. К 1950-м гг. сложилось два ведущих направления в исследовании поведения животных: амер. сравнительная психология и европейская этология, в дальнейшем получившая развитие и в США. С кон. 1960-х гг. в западной лит-ре термин «З.» как общее название для всех направлений в изучении поведения и психики животных постепенно выходит из употребления и заменяется термином «когнитивная этология».
Широкий науч. интерес к психике животных возродился в 1970-х гг. в связи с экспериментами по обучению человекообразных обезьян языку с помощью визуальных символов. Первые такие эксперименты провели амер. психологи Р. и Б. Гарднеры, используя для этого жестовый язык глухонемых. Амер. приматологи Д. Рамбо и Э. Савидж-Рамбо обучали шимпанзе пользоваться клавиатурой компьютера, на дисплей которого выводились геометрич. символы слов. Обезьяны быстро научились использовать символы для общения с экспериментаторами и друг с другом; активный запас слов у них мог достигать нескольких сотен. Они оказались способными составлять простые фразы с правильным порядком слов, изобретать новые обозначения, комбинируя уже известные знаки, расширять значение символов для обозначения сходных объектов и ситуаций, понимать звуковую речь и т. д. Совр. исследователи интересуются не только уровнем интеллекта животных и их способностью решать задачи, но прежде всего тем, как именно они мыслят, пользуются ли при этом мысленными образами, способны ли формировать общие понятия, осознавать себя (человекообразные обезьяны узнают себя в зеркале), испытывать страдание, обладают ли они намерениями, могут ли ставить себе цель, разрабатывать планы, разгадывать цели и намерения др. обезьян или экспериментаторов и т. д. Дискуссия, возникшая вокруг этих исследований, затрагивает фундам. проблемы характера языка, процессов коммуникации и мышления у животных.