Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗООПСИХОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 562

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Гороховская

ЗООПСИХОЛО́ГИЯ (от зоо... и пси­хо­логия), нау­ка, изу­чаю­щая пси­хи­ку жи­вот­ных.

По­ве­де­ние жи­вот­ных ста­ло пред­ме­том на­уч. ис­сле­до­ва­ния с кон. 19 в., тер­мин «З.» ут­вер­дил­ся в 1890-е гг. На раз­ви­тие З. боль­шое влия­ние ока­за­ла тео­рия Ч. Дар­ви­на, ко­то­рая сти­му­ли­ро­ва­ла раз­ра­бот­ку т. н. срав­ни­тель­ной пси­хо­ло­гии, изу­чаю­щей эво­лю­цию пси­хи­ки как у разл. жи­вот­ных, так и у че­ло­ве­ка. В 1-й пол. 20 в. З. ста­ли на­зы­вать всю со­во­куп­ность на­прав­ле­ний, ис­сле­дую­щих пси­хи­ку и по­ве­де­ние жи­вот­ных в зоо­ло­гии, фи­зио­ло­гии и пси­хо­ло­гии.

Пер­вые сис­те­ма­тич. ис­сле­до­ва­ния по­ве­де­ния жи­вот­ных при­над­ле­жат Ж. А. Фаб­ру, ко­то­рый с сер. 19 в. изу­чал на­се­ко­мых в при­род­ных и ла­бо­ра­тор­ных ус­ло­ви­ях. В кон. 19 – нач. 20 вв. боль­шой вклад в З. вне­сли О. Фо­рель, Дж. Хакс­ли, англ. зоо­ло­ги К. Л. Мор­ган, Д. Спол­динг (от­крыв­ший яв­ле­ние им­прин­тин­га), Дж. Ро­ма­нес, нем. фи­зио­ло­ги Ж. Лёб, Я. фон Ик­скюль, Г. Циг­лер и др. Реф­лек­тор­ная кон­цеп­ция, раз­ра­ба­ты­вав­шаяся И. П. Пав­ло­вым, В. М. Бех­те­ре­вым, Ч. Шер­ринг­то­ном, ба­зи­ро­ва­лась на экс­пе­ри­мен­тах с жи­вот­ны­ми. Ос­но­во­по­лож­ни­ком рос. З. стал зоо­лог В. А. Ваг­нер; зна­чит. вклад в её раз­ви­тие вне­сли Н. Н. Ла­ды­ги­на-Котс, Н. Ю. Вой­то­нис, Г. З. Ро­гин­ский, Н. А. Тих и Л. А. Фир­сов, изу­чав­шие по­ве­де­ние и пси­хи­ку при­ма­тов, а так­же И. С. Бе­ри­та­шви­ли, Л. В. Кру­шин­ский.

С кон. 19 в. в З. на­ме­ти­лось два под­хо­да к ме­то­дам и пред­ме­ту изу­че­ния. Сто­рон­ни­ки пер­во­го от­стаи­ва­ли воз­мож­ность и не­об­хо­ди­мость изу­че­ния пси­хич. про­цес­сов у жи­вот­ных, по­ла­гая, что о внутр. ми­ре жи­вот­ных мож­но су­дить по ана­ло­гии с че­ло­ве­че­ской пси­хи­кой на ос­но­ве на­блю­де­ний за их по­ве­де­ни­ем и дан­ных фи­зио­ло­гии. Гл. вни­ма­ние уде­ля­лось ин­тел­лек­ту – спо­соб­но­сти к по­ни­ма­нию, ин­сай­ту, экс­т­ра­по­ля­ции, к об­об­ще­нию и уме­нию де­лать ло­гич. вы­во­ды; про­ве­дён­ные В. Кё­ле­ром ис­сле­до­ва­ния ин­тел­лек­та обезь­ян ста­ли важ­ной ве­хой в раз­ви­тии З. При­вер­жен­цы вто­ро­го, объ­ек­ти­ви­ст­ско­го, под­хо­да в З. (разл. ва­ри­ан­ты реф­лек­тор­ной тео­рии, би­хе­вио­ризм, оп­ре­де­лив­ший раз­ви­тие амер. З. в 1-й пол. 20 в.) ут­вер­жда­ли, что пред­ме­том З. мо­гут быть толь­ко объ­ек­тив­но на­блю­дае­мые яв­ле­ния – по­ве­де­ние и ле­жа­щие в его ос­но­ве фи­зио­ло­гич. про­цес­сы; ес­ли пси­хич. яв­ле­ния и су­ще­ст­ву­ют у жи­вот­ных, то они пред­став­ля­ют со­бой по­боч­ный эф­фект ней­ро­фи­зио­ло­гич. про­цес­сов. К кон. 1930-х гг. объ­ек­ти­ви­ст­ский под­ход стал гос­под­ствую­щим в Ев­ро­пе и в Аме­рике, З. ста­ла счи­тать­ся нау­кой толь­ко о по­ве­де­нии, а не о пси­хи­ке жи­вот­ных. К 1950-м гг. сло­жи­лось два ве­ду­щих на­прав­ле­ния в ис­сле­до­ва­нии по­ве­де­ния жи­вот­ных: амер. срав­ни­тель­ная пси­хо­ло­гия и ев­ро­пей­ская это­ло­гия, в даль­ней­шем по­лу­чив­шая раз­ви­тие и в США. С кон. 1960-х гг. в за­пад­ной лит-ре тер­мин «З.» как об­щее на­зва­ние для всех на­прав­ле­ний в изу­че­нии по­ве­де­ния и пси­хи­ки жи­вот­ных по­сте­пен­но вы­хо­дит из упот­реб­ле­ния и за­ме­ня­ет­ся тер­ми­ном «ког­ни­тив­ная это­ло­гия».

Ши­ро­кий на­уч. ин­те­рес к пси­хи­ке жи­вот­ных воз­ро­дил­ся в 1970-х гг. в свя­зи с экс­пе­ри­мен­та­ми по обу­че­нию че­ло­ве­ко­об­раз­ных обезь­ян язы­ку с по­мо­щью ви­зу­аль­ных сим­во­лов. Пер­вые та­кие экс­пе­ри­мен­ты про­ве­ли амер. пси­хо­ло­ги Р. и Б. Гард­не­ры, ис­поль­зуя для это­го жес­то­вый язык глу­хо­не­мых. Амер. при­ма­то­ло­ги Д. Рам­бо и Э. Са­видж-Рам­бо обу­ча­ли шим­пан­зе поль­зо­вать­ся кла­виа­ту­рой ком­пь­ю­те­ра, на дис­плей ко­то­ро­го вы­во­ди­лись гео­мет­рич. сим­во­лы слов. Обезь­я­ны бы­ст­ро нау­чи­лись ис­поль­зо­вать сим­во­лы для об­ще­ния с экс­пе­ри­мен­та­то­ра­ми и друг с дру­гом; ак­тив­ный за­пас слов у них мог дос­ти­гать не­сколь­ких со­тен. Они ока­за­лись спо­соб­ны­ми со­став­лять про­стые фра­зы с пра­виль­ным по­ряд­ком слов, изо­бре­тать но­вые обо­зна­че­ния, ком­би­ни­руя уже из­вест­ные зна­ки, рас­ши­рять зна­че­ние сим­во­лов для обо­зна­че­ния сход­ных объ­ек­тов и си­туа­ций, по­ни­мать зву­ко­вую речь и т. д. Совр. ис­сле­до­ва­те­ли ин­те­ре­су­ют­ся не толь­ко уров­нем ин­тел­лек­та жи­вот­ных и их спо­соб­но­стью ре­шать за­да­чи, но пре­ж­де все­го тем, как имен­но они мыс­лят, поль­зу­ют­ся ли при этом мыс­лен­ны­ми об­раз­ами, спо­соб­ны ли фор­ми­ро­вать об­щие по­ня­тия, осоз­на­вать се­бя (че­ло­ве­ко­об­раз­ные обезь­я­ны уз­на­ют се­бя в зер­ка­ле), ис­пы­ты­вать стра­да­ние, об­ла­да­ют ли они на­ме­ре­ния­ми, мо­гут ли ста­вить се­бе цель, раз­ра­ба­ты­вать пла­ны, раз­га­ды­вать це­ли и на­ме­ре­ния др. обезь­ян или экс­пе­ри­мен­та­то­ров и т. д. Дис­кус­сия, воз­ник­шая во­круг этих ис­сле­до­ва­ний, за­тра­ги­ва­ет фун­дам. про­бле­мы ха­рак­те­ра язы­ка, про­цес­сов ком­му­ни­ка­ции и мыш­ления у жи­вот­ных.

Лит.: Кру­шин­ский Л. В. Био­ло­ги­че­ские ос­но­вы рас­су­доч­ной дея­тель­но­сти. М., 1986; Мак-Фар­ленд Д. По­ве­де­ние жи­вот­ных. М., 1988; Cognitive ethology: The minds of other animals. Hillsdale, 1991; Griffin D. Animal minds. Chi., 2001; Зо­ри­на З. А., Смир­но­ва А. А. О чем рас­ска­за­ли «го­во­ря­щие» обезь­я­ны. М., 2006; Зо­ри­на З. А., По­ле­тае­ва И. И. Зоо­пси­хо­ло­гия. Эле­мен­тар­ное мыш­ле­ние жи­вот­ных. М., 2007.

Вернуться к началу