Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНСА́ЙТ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 405

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Константинов

ИНСА́ЙТ (англ. insight – по­сти­же­ние, оза­ре­ние, про­ник­но­ве­ние в суть), вне­зап­ное но­вое по­ни­ма­ние су­ти про­бле­мы, ве­ду­щее к на­хо­ж­де­нию её ре­ше­ния.

Нау­че­ние пу­тём И. бы­ло от­кры­то В. Кё­ле­ром, ис­сле­до­вав­шим по­ве­де­ние шим­пан­зе в про­блем­ных си­туа­ци­ях («Ис­сле­до­ва­ние ин­тел­лек­та че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зь­ян», 1917, рус. пер. 1930): по­сле бес­плод­ных по­пы­ток ре­ше­ния за­дачи пу­тём «проб и оши­бок» (пе­ре­би­рая разл. при­выч­ные дей­ст­вия) обезь­я­на, пе­ре­став пред­при­ни­мать ч.-л. или пе­ре­клю­чив­шись на др. дея­тель­ность, вне­зап­но на­хо­ди­ла ре­ше­ние (напр., ста­вила несколько ящи­ков один на дру­гой, что­бы за­лезть на них и дос­тать вы­со­ко ви­ся­щий ба­нан). В геш­тальт­пси­хо­ло­гии фе­но­мен И. был ис­тол­ко­ван как осо­бый акт мыш­ле­ния, пе­ре­страи­ваю­щий пред­став­ле­ние о про­блем­ной си­туа­ции, в ре­зуль­та­те че­го ме­ж­ду эле­мен­та­ми этой си­туа­ции ус­мат­ри­ва­ют­ся но­вые струк­тур­ные от­но­ше­ния, по­мо­гаю­щие ре­шить за­да­чу.

По­ня­тие И. при­об­ре­ло клю­че­вое зна­че­ние в ис­сле­до­ва­ни­ях творч. мыш­ле­ния, по­ка­зав­ших, что И. пред­став­ля­ет со­бой вне­зап­ное осоз­на­ние идеи, най­ден­ной в про­цес­се бес­соз­на­тель­ной мыс­ли­тель­ной ра­бо­ты, и со­про­во­ж­да­ет­ся ин­туи­тив­ной уве­рен­но­стью в пра­виль­но­сти при­шед­шей идеи и эмо­цио­наль­ным подъё­мом. Амер. пси­хо­лог Г. Уол­лес раз­де­лил творч. про­цесс на 4 ста­дии – под­го­тов­ка, со­зре­ва­ние, И. (оза­ре­ние) и про­вер­ка най­ден­но­го ре­ше­ния. Яр­кие при­ме­ры И. да­ёт ис­то­рия нау­ки – не­ожи­дан­но при­шед­шее в ван­ной от­кры­тие Ар­хи­ме­да, за­ста­вив­шее его вскри­чать «Эв­ри­ка!» (др.-греч. «На­шёл!»), и т. п. Не­ред­ко И. свя­зан с на­хо­ж­де­ни­ем ана­ло­гии, мыс­лен­ным пе­ре­не­се­ни­ем струк­ту­ры од­но­го фе­но­ме­на на дру­гой. К это­му мо­жет под­толк­нуть лю­бое слу­чай­ное со­бы­тие или на­блю­де­ние, в свя­зи с чем счи­та­ет­ся, что оза­ре­ни­ям спо­соб­ст­ву­ет сме­на дея­тель­но­сти. Раз­ра­бо­та­ны спец. тех­но­ло­гии, сти­му­ли­рую­щие И., – де­ло­вая иг­ра, моз­го­вой штурм и др.

Тер­мин «И.» час­то ис­поль­зу­ет­ся в пси­хо­те­ра­пии, обо­зна­чая осоз­на­ние че­ло­ве­ком смыс­ла или при­чин сво­его со­стоя­ния (про­бле­мы, кон­флик­та), со­про­во­ж­даю­щее­ся эмо­цио­наль­ным пе­ре­жи­ва­ни­ем про­зре­ния или ка­тар­си­са.

Лит.: Wallas G. The art of though. N. Y., 1926; Дун­кер К. Пси­хо­ло­гия про­дук­тив­но­го (твор­че­ско­го) мыш­ле­ния // Пси­хо­ло­гия мыш­ле­ния. М., 1965; Верт­гей­мер М. Про­дук­тив­ное мыш­ле­ние. М., 1987; The nature of insight / Ed. R. J. Sternberg, J. E. Davidson. Camb., 1995.

Вернуться к началу