МАК-ЛЮ́ЭН ГЕРБЕРТ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАК-ЛЮ́ЭН, Маклюэн, Маклуэн (McLuhan) Герберт Маршалл (21.7.1911, Эдмонтон – 31.12.1980, Торонто), канад. филолог и культуролог, теоретик средств массовой коммуникации. Родился в методистской семье. Учился в ун-тах Манитобы (1928–34) и Кембриджа (колледж Тринити-холл, 1934–36, 1939–40). Приняв в 1937 католичество, преподавал англ. литературу в католич. ун-те Сент-Луиса в США (1937–44), Колледже Успения (в г. Виндзор, 1944–46), в католич. колледже Св. Михаила ун-та Торонто (1946–1979, проф. с 1952). В 1963 создал Центр по изучению культуры и технологии, который возглавлял до 1979.
Ранние работы М. посвящены литературоведению, а начиная с 1950-х гг. – исследованию формирующего воздействия средств коммуникации на психику человека и общество. В кн. «Галактика Гутенберга: становление человека печатающего» («The Gutenberg galaxy: the making of typographic man», 1962, рус. пер. 2005) М. рассматривал развитие технологий коммуникации как основу цивилизац. прогресса, выделив в эволюции общества дописьменный, письменный и постписьменный (электронный) этапы. Возникновение письменности привело к тому, что человек стал воспринимать вещи последовательно, одну за другой (подобно буквам в тексте), способом, характерным для визуального восприятия, в отличие от слухового, доминировавшего в дописьменной «племенной» культуре. Господство зрительного восприятия над др. видами сенсорного опыта утвердилось после изобретения И. Гутенбергом книгопечатания. На смену «племенному» человеку, жителю деревни, сформированному ориентацией на устную речь, пришёл человек «печатающий и индустриальный». В культурах «галактики Гутенберга» линия, ряд (логика, сборочный конвейер, алгоритм) стали осн. моделью организации деятельности.
Согласно М., появление электрич. средств коммуникации (телеграф, телефон, радио, телевидение) способствовало включению индивидов и наций в единое коммуникационное сообщество. Мир превратился в «глобальную деревню», в которой происходящее сразу же становится известно всем её жителям, а каждое новое событие сопрягается с другими. В коммуникативной среде нового, «электронного» общества, возникновение которого М. отнёс к сер. 1950-х гг., возрождаются элементы архаич. «племенного сознания», особенно под влиянием телевидения, в котором мозаичность подачи информации и быстрая смена образов разрушают привычное линейно-последовательное логич. восприятие действительности.
В работе «Понимание медиа: внешние расширения человека» («Understanding media: the extensions of man», 1964, рус. пер. 2003) М. исследовал влияние разл. коммуникац. технологий на развитие общества (так, создание механич. часов изменило представление людей о времени – дискретно-линейное время пришло на смену циклическому). Средства коммуникации М. рассматривал как технич. системы, являющиеся «продолжением» и расширением нервной системы, при этом любой артефакт может выступить в роли средства коммуникации, напр. электрич. свет, делающий возможным новые формы взаимодействия в ночное время. Содержание любой коммуникации неизбежно испытывает на себе влияние обеспечивающих её технологий [знаменитый афоризм М.: «Само средство коммуникации – это сообщение» (The Medium is the Message)].
Идеи М., высказывавшиеся им в парадоксальной, афористичной форме, приобрели широкую популярность уже в 1960-х гг., усилившийся интерес к ним в 1990-х гг. был связан с распространением персональных компьютеров и возникновением Интернета.