Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУ́ТЕНБЕРГ ИОГАНН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 190

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Л. Немировский, В. М. Володарский, Т. А. Васильчук

ГУ́ТЕНБЕРГ (Gutenberg) Ио­ганн (ок. 1400, Майнц – 3.2.1468, там же), нем. изо­бре­та­тель, соз­дав­ший ев­роп. спо­соб кни­го­пе­ча­та­ния, пер­вый ти­по­граф Ев­ро­пы. Г. про­ис­хо­дил из ро­да майнц­ских пат­ри­ци­ев Ген­с­флейш. Пред­по­ло­жи­тель­но Г. слу­шал лек­ции в ун-те г. Эр­фурт (1418–1420), с 1428 жил в Страс­бур­ге. Г. при­над­ле­жит за­слу­га раз­ра­бот­ки ти­по­граф­ско­го про­цес­са в це­лом. Боль­шин­ст­во ис­точ­ни­ков 15 в. да­ти­ру­ет на­ча­ло кни­го­пе­ча­та­ния 1440, но на­ход­ка­ми па­мят­ни­ков пе­ча­ти то­го вре­ме­ни с име­нем Г. эта вер­сия не под­твер­жда­ет­ся. В 1450-х гг. Г. жил в Майн­це, где за­вер­шил соз­да­ние спо­со­ба пе­чат­но­го на­бо­ра, в ко­то­ром ис­поль­зо­вал прин­цип, при­ме­няв­ший­ся при из­го­тов­ле­нии пе­ча­тей. От­тис­ки тек­ста по­лу­ча­лись с фор­мы, со­став­лен­ной из под­виж­ных и за­ме­няе­мых эле­мен­тов – ли­тер, от­ли­тых из спец. спла­ва на ос­но­ве свин­ца с до­бав­ле­ни­ем сурь­мы и оло­ва. На слит­ках вы­ре­за­лись (гра­ви­ро­ва­лись) вы­пук­лые изо­бра­же­ния букв, из ко­то­рых на­би­рал­ся текст в зер­каль­ном ото­бра­же­нии. При пе­ча­та­нии ото­бра­же­ние по­лу­ча­лось пря­мым. Скон­ст­руи­ро­ван­ный Г. сло­во­лит­ный руч­ной при­бор обес­пе­чи­вал стан­дарт­ность ли­тер и воз­мож­ность их мас­со­во­го из­го­тов­ле­ния. Г. раз­ра­бо­тал пер­вый шрифт (гу­тен­бер­гов­ский), ко­торым на­пе­ча­та­ны «Си­вил­ли­на кни­га», а так­же при­мер­но 24 учеб­ни­ка лат. эти­мо­ло­гии, со­став­лен­ных рим. грам­ма­ти­ком До­на­том в 4 в. Пе­чат­ный на­бор по­зво­лил де­лать про­из­воль­ное чис­ло иден­тич­ных от­тис­ков тек­ста. Г. пер­вым при­ме­нил пресс для по­лу­че­ния от­тис­ка, раз­ра­бо­тал ре­цеп­ты ти­по­граф­ско­го спла­ва (гар­та) и ти­по­граф­ской крас­ки. Из­вест­но, что Г. совм. с майнц­ским бюр­гером И. Фус­том вла­дел ти­по­гра­фи­ей, в ко­то­рой был на­пе­ча­тан ти­раж т. н. 42-строч­ной Биб­лии, пер­во­го пол­но­объ­ём­но­го пе­чат­но­го из­да­ния Ев­ро­пы (2 то­ма фо­лио, 1282 стра­ни­цы). Из­да­ние, при­знан­ное ше­дев­ром ран­ней пе­ча­ти, в сво­их фор­маль­ных эле­мен­тах (ри­су­нок шриф­та, фор­мат и т. д.) ими­ти­ро­ва­ло го­тич. ср.-век. ру­ко­пис­ные кни­ги. Пе­ре­пе­чат­кой с неё бы­ла т. н. 36-строч­ная Биб­лия, из­дан­ная, ве­ро­ят­но, в Бам­бер­ге в кон. 1450-х гг. Г. при­пи­сы­ва­ет­ся из­да­ние «Ка­то­ли­ко­на» – лат. тол­ко­во­го сло­ва­ря, со­став­лен­но­го Ио­ан­ном Баль­бу­сом в 13 в. (Майнц, 1460). В со­от­вет­ст­вии с но­вей­ши­ми ис­сле­до­ва­ния­ми эта кни­га на­пе­ча­та­на не с на­бо­ра, а из от­литых цель­ных строк. Кро­ме этих из­да­ний, бы­ли вы­пу­ще­ны книги ма­ло­го объ­ё­ма. В 1455 раз­лад Г. с парт­нё­ром и су­деб­ный про­цесс при­ве­ли к раз­де­лу и об­ра­зо­ва­нию двух кон­ку­ри­рую­щих ти­по­гра­фий. Су­ще­ст­ву­ет спор­ное мне­ние, что не­ко­то­рые из­да­ния бы­ли из­го­тов­ле­ны не Г., а др. мас­те­ром, на­пе­ча­тав­шим бóль­шую часть имев­ших ры­ноч­ный спрос из­да­ний; Г. при­пи­сы­ва­ют лишь ше­дев­ры ти­по­граф­ско­го иск-ва. Вслед­ст­вие ано­ним­но­сти не­ко­то­рых из­да­ний воз­ник т. н. гу­тен­бер­гов­ский во­прос, од­на­ко при­ори­тет ра­бот Г. счи­та­ет­ся до­ка­зан­ным (1971). В 1959 (Лейп­циг), 1968 (Майнц), 1986 (Па­риж) уч­ре­ж­де­ны 3 еже­год­ные Ме­ж­ду­нар. гу­тен­бер­гов­ские пре­мии: за вы­даю­щие­ся дос­ти­же­ния в иск-ве и тех­ни­ке кни­го­пе­ча­та­ния, за ус­пе­хи в об­лас­ти кни­го­ве­де­ния.

Лит.: Люб­лин­ский В. С. Под­виг Гу­тен­бер­га // Кни­га. Ис­сле­до­ва­ния и ма­те­риа­лы. М., 1968. Cб. 16; Baudin F. L’effet Gutenberg. P., 1994; Не­ми­ров­ский Е. Л. И. Гу­тен­берг. М., 2001.

Вернуться к началу