Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОГНИТИ́ВНАЯ НАУ́КА

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 398

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. М. Величковский

КОГНИТИ́ВНАЯ НАУ́КА, ис­сле­ду­ет по­зна­ва­тель­ные (ког­ни­тив­ные)про­цес­сы функ­цио­ни­ро­ва­ния моз­га и ме­ха­низ­мы ре­гу­ля­ции по­ве­де­ния у че­ло­ве­ка и жи­вот­ных. К. н. вклю­ча­ет в се­бя ряд об­лас­тей пси­хо­ло­гии (пре­ж­де все­го ког­ни­тив­ную пси­хо­ло­гию), ин­фор­ма­ти­ки (в осо­бен­но­сти раз­ра­бот­ки в об­лас­ти ис­кус­ст­вен­но­го ин­тел­лек­та, ком­пь­ю­тер­но­го зре­ния и ней­рон­ных се­тей), лин­гвис­ти­ки (ког­ни­тив­ная линг­ви­сти­ка), фи­ло­со­фии, ней­ро­фи­зио­ло­гии, ан­тро­по­ло­гии и др. на­ук, яв­ля­ясь, по­доб­но на­тур­фи­ло­со­фии, мас­штаб­ной по­пыт­кой соз­да­ния еди­ной нау­ки о взаи­мо­свя­зи при­ро­ды и мыш­ле­ния че­ло­ве­ка. От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью ког­ни­тив­но­го под­хо­да яв­ля­ет­ся ак­цент на оп­ре­де­ляю­щей ро­ли зна­ний в ре­гу­ля­ции по­ве­де­ния. Зна­ния по­ни­ма­ют­ся как внут­рен­ние ре­пре­зен­та­ции (мен­таль­ные мо­де­ли) сре­ды и са­мо­го ор­га­низ­ма, ко­то­рые мо­гут быть как осоз­нан­ны­ми (экс­пли­цит­ны­ми), так и не­осоз­нан­ны­ми (им­пли­цит­ны­ми). Сло­во «ког­ни­тив­ный» в уз­ком смыс­ле от­носит­ся к про­цес­сам при­об­ре­те­ния, хра­не­ния и ис­поль­зо­ва­ния зна­ний. В ши­ро­ком смыс­ле сло­ва к не­му от­но­сят так­же «ме­та­ког­ни­тив­ные» зна­ния о зна­нии, со­дер­жа­ния вос­при­ятия, со­цио­куль­тур­ные нор­мы и сте­рео­ти­пы, а ино­гда и моз­го­вые ме­ха­низ­мы, эмо­ции, по­ве­де­ние. Эта мно­го­знач­ность от­ра­жа­ет раз­но­об­ра­зие кон­тек­стов ког­ни­тив­ных ис­сле­до­ва­ний, су­ще­ст­во­ва­ние не­сколь­ких па­ра­дигм, со­от­но­ше­ние ко­то­рых из­ме­ня­ет­ся в хо­де раз­ви­тия ког­ни­тив­ной нау­ки.

Тер­мин «К. н.» поя­вил­ся в 1970-х гг.; пер­вая кон­фе­рен­ция по К. н. со­стоя­лась в 1979 в Сан-Дие­го (США). В сво­их ис­то­ках К. н. вос­хо­дит к ра­цио­на­ли­стич. тра­ди­ции в по­ста­нов­ке про­блем по­зна­ния, пред­став­лен­ной кон­цеп­ция­ми Р. Де­кар­та, Г. В. Лейб­ни­ца и И. Кан­та. В то же вре­мя пред­ста­ви­те­ли К. н. ори­ен­тиру­ют­ся на ме­то­до­ло­гию по­зи­ти­виз­ма, под­чёр­ки­вая зна­че­ние эм­пи­ри­че­ских, пре­ж­де все­го экс­пе­ри­мен­таль­ных, ис­сле­до­ва­ний, по­лу­чив­ших раз­ви­тие в фи­зио­ло­гии и пси­хо­ло­гии. Важ­ный ис­точ­ник К. н. свя­зан с ло­ги­ко-ма­те­ма­тич. и се­мио­тич. ра­бо­та­ми, за­ло­жив­ши­ми ос­но­ву для воз­ник­но­ве­ния ки­бер­не­ти­ки и ком­пь­ю­тер­ной ре­во­лю­ции 2-й пол. 20 в.

Пер­во­на­чаль­но объ­е­ди­не­ние дис­ци­п­лин про­ис­хо­ди­ло в рам­ках вы­чис­ли­тель­но­го под­хо­да (англ. computational ap­proach), при ко­то­ром вся­кая тео­рия долж­на бы­ла в яв­ном ви­де стро­ить­ся как ма­те­ма­тич. мо­дель или ком­пь­ю­тер­ная про­грам­ма. Центр. по­ло­же­ние в К. н. за­ни­ма­ли ра­бо­ты в об­лас­ти ис­кусств. ин­тел­лек­та, на­прав­лен­ные на мо­де­ли­ро­вание функ­ций па­мя­ти, ре­пре­зен­та­ции язы­ко­вых зна­че­ний и про­цес­сов ре­ше­ния за­дач. Ней­ро­фи­зио­ло­гич. ме­ха­низ­мы этих и др. ког­ни­тив­ных про­цес­сов прак­ти­че­ски не ин­те­ре­со­ва­ли ис­сле­до­ва­те­лей, т. к. счи­та­лось, что про­грамм­ная реа­ли­за­ция не за­ви­сит от кон­крет­но­го суб­стра­та (по­доб­но от­но­си­тель­ной не­за­ви­си­мо­сти про­грамм­но­го обес­пе­че­ния от уст­рой­ст­ва ком­пь­ю­те­ра). С по­яв­ле­ни­ем в кон. 20 в. но­вых ме­то­дов трёх­мер­но­го кар­ти­ро­ва­ния ра­бо­ты моз­га (англ. brain imaging) си­туа­ция из­ме­ни­лась. На пер­вый план вы­дви­ну­лась ког­ни­тив­ная ней­ро­нау­ка, та­кие за­да­чи, как вы­яв­ле­ние за­ко­но­мер­но­стей раз­ви­тия функ­цио­наль­ных сис­тем моз­га, их свя­зи с фе­но­ме­нами соз­на­ния и по­зна­ва­тель­ной ак­тивно­сти. Мо­де­ли­ро­ва­ние ста­ло осу­ще­ст­в­лять­ся пре­им. с по­мо­щью ис­кусств. ней­рон­ных се­тей, до­пус­каю­щих эле­мен­тар­ные фор­мы обу­че­ния и учёт кон­тек­ста. В свя­зи с рас­шиф­ров­кой ге­но­ма че­ло­ве­ка воз­рос ин­те­рес к по­ис­ку ге­не­тич. ос­нов отд. ког­ни­тив­ных функ­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий (ког­ни­тив­ная ге­но­ми­ка). Про­ис­хо­дит сбли­же­ние К. н. с раз­де­ла­ми ней­ро­фи­зио­ло­гии и био­ло­гии, изу­чаю­щи­ми эмо­цио­наль­ную и мо­ти­ва­ци­он­ную ре­гу­ля­цию по­ве­де­ния (аф­фек­тив­ная ней­ро­нау­ка), а так­же с по­ис­ком со­ци­аль­ных ме­ха­низ­мов транс­ля­ции куль­тур­но-ис­то­рич. опы­та (куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская пси­хо­ло­гия).

Раз­ви­тие К. н. сти­му­ли­ру­ет­ся ря­дом об­ще­на­уч­ных и фи­лос. про­блем, свя­зан­ных, напр., с вы­яс­не­ни­ем ро­ли ра­цио­наль­но­го мыш­ле­ния в при­ня­тии ре­ше­ний (Г. Сай­мон и Д. Ка­не­ман). Др. груп­па про­блем свя­за­на с изу­че­ни­ем при­ро­ды мен­таль­ных ре­пре­зен­та­ций ок­ру­жаю­ще­го ми­ра. По мне­нию од­но­го из ве­ду­щих пред­ста­ви­те­лей ког­ни­тив­ной лин­гвис­ти­ки – Дж. Ла­коф­фа, все зна­че­ния име­ют в сво­ей ос­но­ве те­лес­ные ощу­ще­ния. Пред­ста­ви­те­ли т. н. эко­ло­гич. под­хо­да (Дж. Гиб­сон и его по­сле­до­ва­те­ли) стре­мят­ся во­об­ще от­ка­зать­ся от по­ня­тия «мен­таль­ные ре­пре­зен­та­ции», пе­ре­ори­ен­ти­руя ис­сле­до­ва­ния по прин­ци­пу «Не спра­ши­вай, что внут­ри тво­ей го­ло­вы, а спра­ши­вай, внут­ри че­го твоя го­ло­ва». Ак­ту­аль­ной для К. н. ос­та­ёт­ся клас­сич. про­бле­ма субъ­ек­та ак­тив­но­сти, в ча­ст­но­сти, как ги­по­те­тич. внут­рен­не­го на­блю­да­те­ля, «рас­смат­ри­ваю­ще­го» мен­таль­ные ре­пре­зен­та­ции внеш­них объ­ек­тов (од­ним из ва­ри­ан­тов этой про­бле­мы яв­ля­ет­ся про­бле­ма по­ни­ма­ния ре­чи: ес­ли мы по­ни­ма­ем об­ра­щён­ную к нам речь, пе­ре­во­дя её на ги­по­те­тич. язык мыс­ли, то как мы по­ни­ма­ем этот язык мыс­ли?), а так­же про­бле­ма сво­бо­ды во­ли и от­вет­ст­вен­но­сти че­ло­ве­ка за его по­ступ­ки (в свя­зи с изу­че­ни­ем ней­ро­фи­зио­ло­гич. ме­ха­низ­мов при­ня­тия ре­ше­ний и ини­циа­ции про­из­воль­ных и не­про­из­воль­ных дей­ст­вий).

На­ря­ду с фун­дам. ис­сле­до­ва­ния­ми всё бо­лее ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ют­ся прак­тич. при­ло­же­ния К. н. Так, ког­ни­тив­ная ней­роп­си­хо­ло­гия и ней­роп­си­хи­ат­рия иг­ра­ют ве­ду­щую роль в реа­би­ли­та­ции па­ци­ен­тов с по­ра­же­ния­ми моз­га и за­бо­ле­ва­ния­ми цен­траль­ной нерв­ной сис­те­мы. За­да­чей ког­ни­тив­ной эр­го­но­ми­ки яв­ля­ет­ся оп­ти­ми­за­ция гра­фич. и ре­че­вых ин­тер­фей­сов, обес­пе­чи­ваю­щих взаи­мо­дей­ст­вие че­ло­ве­ка и ком­пь­ю­те­ра. К чис­лу воз­ни­каю­щих ког­ни­тив­ных тех­но­ло­гий от­но­сят­ся тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной ре­аль­но­сти, ин­тер­фей­сов, чув­ст­ви­тель­ных к вни­ма­нию и на­ме­ре­ни­ям поль­зо­ва­те­ля, ме­то­ды функ­цио­наль­ной ней­ро­ви­зуа­ли­за­ции, тех­но­ло­гии ди­аг­но­сти­ки эмо­ций, ан­тро­по­морф­ных аген­тов и др. Раз­ви­тие ког­ни­тив­ных тех­но­ло­гий тес­но свя­за­но с био-, на­но- и ин­фор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­гия­ми.

Лит.: Johnson-Laird P. The computer and the mind: an introduction to cognitive science. Camb., 1988; Posner M. I. Foundations of cognitive science. Camb., 1989; Мак­си­мов Л. В. Ког­ни­ти­визм как па­ра­диг­ма гу­ма­ни­тар­но-фи­ло­соф­ской мыс­ли. М., 2003; Encyclopedia of cognitive sciencе. L., 2003. Vol. 1–4; Ве­лич­ков­ский Б. М. Ког­ни­тив­ная нау­ка. Ос­но­вы пси­хо­ло­гии по­зна­ния. М., 2006. Т. 1–2; Thagard P. Philosophy of psychology and cognitive science. Amst., 2007; Ве­лич­ков­ский Б. М., Со­ловь­ев В. Д. Ком­пь­ю­те­ры, мозг и по­зна­ние. Ус­пе­хи ког­ни­тив­ных на­ук. М., 2008.

Вернуться к началу