СЛОВООБРАЗОВА́НИЕ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЛОВООБРАЗОВА́НИЕ, 1) образование новых слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов или на базе словосочетаний по существующим в языке образцам и моделям. С. – один из важнейших путей пополнения словарного состава языка (в т. ч. образования терминов), установления связей между отд. частями речи. 2) Раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.
Различают диахронное и синхронное С. Диахронное С. (см. Диахрония) изучает пути возникновения производных и сложных слов в разные периоды истории языка, их этимологич. (первоначальную) словообразоват. структуру, историч. изменения словообразоват. структуры слов (см. Опрощение, Переразложение). Синхронное С. (см. Синхрония) – присущие конкретному этапу развития языка систему словообразоват. средств языка и структуру слов, определяемую их мотивационными отношениями с др. однокорневыми словами.
Центр. понятие синхронного С. – «словообразовательная мотивация» [семантич. обусловленность значения производного или сложного (мотивированного) слова значением исходного (мотивирующего) слова (исходных слов)]. Мотивированное слово состоит из мотивирующей основы (общей с мотивирующим словом) и форманта. Напр., в слове «котик» мотивирующая основа – ко[т’]- (общая с мотивирующим словом «кот»), формант – суффикс -ик.
К важнейшим понятиям теории С. относятся также следующие.
1. Словообразовательный тип – схема построения слов той или иной части речи, для которой характерна общность части речи, к которой относятся мотивирующие слова, форманта и словообразовательного значения (обобщённое значение ряда мотивированных слов, имеющих один и тот же формант, которое отличает эти слова от мотивирующих их слов). Напр., глаголы «пойти», «побежать», «поплыть» и т. д., имеющие префикс по-, мотивированные глаголами и обозначающие начало движения, относятся к одному словообразоват. типу.
2. Способ словообразования, выделяемый в зависимости от использованных в акте С. формальных средств. К способам С. относятся: аффиксация [«дом» – «дом-ик», «платить» – «пере-платить» (см. также Аффикс)], словосложение, конверсия (переход, или транспозиция, слов из одной части речи в другую), аббревиация (образование аббревиатур) и усечение по аббревиатурному принципу («специалист» – «спец») и др. Образование новых слов (с помощью формальных средств) часто именуется также деривацией. В зарубежной лингвистике существует тенденция приравнивать С. к деривац. морфологии как учению о формальных свойствах дериватов (слов, возникших в результате деривации) и реализующих их морфологич. структурах.
3. Словообразовательная цепочка – ряд однокорневых слов, связанных отношениями последоват. мотивированности; напр., «писать»→«писатель»→«писательница».
4. Словобразовательное гнездо – совокупность словообразоват. цепочек с общим исходным словом. Напр., словообразоват. гнездо (неполное) слова «греть»: «нагреть» – «нагревать» – «нагреваться», «нагрев», «нагреватель»…; «обогреть» – «обогревать»... – «обогреватель»...
В отеч. языкознании к описанию явлений С. обращались И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатов, Н. В. Крушевский. Самостоят. объектом изучения оно стало с сер. 1940-х гг.; до этого словообразоват. материал в грамматич. описаниях либо отсутствовал, либо излагался в морфологич. разделах. Выделение С. в отд. лингвистич. дисциплину относится к кон. 1960-х гг. Основы новой теории С. в отеч. языкознании заложены работами М. М. Покровского, Л. В. Щербы, А. И. Смирницкого, Г. О. Винокура, М. Д. Степановой, В. М. Жирмунского и особенно трудами В. В. Виноградова, показавшего тесную связь С. с лексикологией, с одной стороны, и с грамматикой – с другой, и впервые выдвинувшего конструктивный тезис об особом месте С. в кругу лингвистич. дисциплин. Винокур высказал важные идеи о специфике производного слова как носителя особого типа значения – словообразовательного значения.
Становление теории С. характеризовалось сменой нескольких подходов. При морфологическом подходе акт создания деривата рассматривался в терминах комбинаторики морфем, которые квалифицировались как миним. единицы С., явления же С. рассматривались в аспекте морфологии и иногда чётко от неё не отличались.
Структурно-семантический подход был связан с постановкой вопроса о соотношении структуры и семантики производного слова. В практику словообразоват. анализа вошло понятие мотивированности производного слова и противопоставления источника мотивации и мотивированных единиц. Осуществлены первые попытки определить словообразоват. значение и объяснить его природу.
С кон. 1960-х гг. в отеч. и зарубежном языкознании сложились 3 направления в С. Сторонники синтаксического (трансформационного, порождающего) направления (Н. Хомский, Р. Лиз и др.) объясняли семантику и структуру дериватов разных типов процессуально на основе разных синтаксич. конструкций, стремились к восстановлению цепи переходов, необходимых для превращения исходных синтаксич. конструкций в соответствующий дериват (ср. «он чистит трубы» – «он трубочист»; «он приехал» – «его приезд» и т. п.). Приверженцы ономасиологического подхода (его идеи выдвинуты лингвистами Польши и Чехословакии, в т. ч. М. Докулилом) рассматривали С. с точки зрения теории номинации и осуществления номинативной деятельности говорящего; в практику словообразоват. анализа были введены понятия ономасиологич. базиса, ономасиологич. признака связки и ономасиологич. категории (см. Ономасиология). Функционально-семантический подход объединил достижения двух вышеописанных подходов; рассматривал проблемы, связанные с семантикой, функционированием и созданием производных и сложных слов в живой речи и тексте.
В отеч. языкознании разрабатываются проблемы словообразоват. гнезда и др. словообразоват. объединений (А. Н. Тихонов, П. А. Соболева, Е. Л. Гинзбург и др.), словообразоват. мотивации (И. С. Улуханов, И. А. Ширшов и др.), семантики производного слова (Е. С. Кубрякова, Улуханов, В. В. Лопатин, М. Н. Янценецкая, О. И. Блинова и др.), его участия в разговорной речи (Е. А. Земская) и номинативной деятельности говорящих (Кубрякова, Л. В. Сахарный, В. М. Никитевич, И. Г. Милославский), С. в онтогенезе детской речи (А. М. Шахнарович). Особенно актуальными в нач. 21 в. стали вопросы роли С. в организации текста, закономерностей сочетаемости морфем, применения синхронно-диахронич. метода в С., стилистич. ресурсов С. и др. Обсуждаются теоретич. вопросы С. с когнитивной точки зрения, отражение в конкретных словообразоват. явлениях особенностей рус. менталитета. Исследуются активные словообразоват. процессы, свойственные языку с кон. 20 в.
За рубежом проблемы С. активно обсуждаются [ср. работы В. Дреслера, Д. Кастовского (Австрия); Х. Брекле, Л. Липки (Германия), Э. Уильямса, Т. Репера (США) и др.] и в трактовке С. широкое распространение получила т. н. лексикалистская гипотеза, согласно которой место С. в системе языка определяется его принадлежностью лексич. компоненту, внутри которого С. существует в виде набора определённых словообразоват. правил (работы В. Мотша, М. Халле, М. Аронова, С. Скализе, Дреслера и др.).