ДЕ́ТСКАЯ РЕЧЬ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕ́ТСКАЯ РЕЧЬ, особый этап онтогенетического развития речи, речь детей дошкольного и младшего школьного (до 8–9 лет) возраста (см. Онтогенез). Первые систематич. описания Д. р. (дневниковые записи развития речи детей) появились в сер. 19 в. С 1920–30-х гг. началось интенсивное изучение развития речи в отеч. детской психологии, гл. обр. в целях обучения родному языку и развития речи в случаях патологии. Собственно лингвистич. изучение Д. р. началось в психолингвистике, рассматривающей Д. р. как речевую деятельность, которой свойственно употребление специфич. средств для речевого общения. Особенности языковых средств Д. р.: детерминизм формы языковых знаков (их обусловленность особенностями мышления ребёнка), большее число (по сравнению с речью взрослых) звукоподражаний и изобразительных слов, употребление нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное словообразование, диффузность (расширение) употребления лексем, случайности обобщения при номинации. Эти особенности определяются свойствами мышления детей, а также иным, по сравнению со взрослыми, уровнем обобщения.
Д. р. свойствен своеобразный синтаксис. На ранних этапах наиболее употребительны однословные предложения, которые вместе с жестом, мимикой и интонацией оказываются достаточными для полного выражения необходимого содержания. Двусловные предложения (следующая ступень развития синтаксиса) знаменуют появление выраженного словесно предиката, а также возникновение у ребёнка умения программировать высказывание. К 3–5 годам Д. р. практически не отличается от взрослой ни по грамматическим признакам, ни по лексическому наполнению, ни по структуре предложения. Однако полное и завершённое развитие речи происходит только при смене житейских понятий научными – в процессе обучения языку.
Психолингвистич. подход к изучению Д. р. позволил решить вопрос о гл. закономерности развития речи: о формировании грамматич. и семантич. обобщений в процессе предметной деятельности и общения, а также о формировании на этой основе языковой способности – иерархически организованной системы элементов и правил их функционального использования. Компоненты языковой способности – фонетический, лексический, грамматический, семантический – соответствуют определённым уровням языка, но не тождественны им, представляя собой результат отражения и обобщения соответствующих единиц языка и правил их функционирования. Формирование компонентов языковой способности осуществляется по универсальным признакам, независимым от специфики конкретного языка.