СЛО́ВО
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЛО́ВО, основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов и их свойств, явлений, процессов, отношений действительности. Обладает совокупностью семантич., фонетич. и грамматич. признаков, специфичных для каждого языка. В структурном отношении С. состоит из морфем [в т. ч. и из одной морфемы (напр., «тут», «вчера»)], от которых отличается самостоятельностью и свободным воспроизведением в речи. Представляет собой строит. материал для предложения (последнее может состоять из одного С.: «Поехали!»), в отличие от которого не выражает сообщения. Осн. тип С. – простые знаменательные (самостоят.) С. («дом», «хлеб» – англ. bread, «ходить», «большой» – англ. big, large и т. п.) – характеризуются структурной оформленностью (наличие собств. и единого ударения; пограничные звуковые сигналы; невозможность пауз внутри С. и их возможность между словами и др.); семантич. идиоматичностью (произвольность связи звукового комплекса с определённым значением); автономной номинативной функцией, с которой связаны воспроизводимость С. в речи, его отдельность и способность выступать в качестве минимума предложения.
Объединяя в себе лексическое значение и грамматическое значение, С. принадлежит к определённой части речи, выражает в своём составе все предопределяемые системой данного языка (см. Система языковая) грамматические значения (напр., рус. прилагательные выражают значения рода, числа, падежа) и представляет собой совокупность всех грамматических форм (напр., «читаю», «читаешь», «читает» и т. д. образуют один глагол «читать»). В С. формируются, выражаются и передаются понятия (см. Лексическое значение слова, Номинация, Внутренняя форма слова, Полисемия). Значение С. выступает как обобщённое отражение обозначаемого им объекта. В речи С. может обозначать как весь класс данных объектов («Дерево – растение»), так и отд. представителя этого класса («Что это за дерево?»).
С. в языке образуют определённые системы, основанные на семантико-грамматич. признаках (части речи), словообразоват. связях (гнёзда слов) и семантич. отношениях (лексико-семантич. группы, лексич. поля, синонимы, антонимы, омонимы и др.).
Проблема определения С. имеет 2 аспекта (анализировались А. М. Пешковским и А. И. Смирницким). Первый – это отдельность С., определение его границ в тексте, что требует отграничения С. от его части (морфемы) и от сочетания двух С., определения количества С. в речевой цепи [напр., составляет ли «(если он) был бы приглашён» одно, два или три С.].
Для определения границ С. предлагаются разные критерии. В графич. аспекте С. определятся как последовательность знаков, ограниченная пробелами. Однако такое определение неадекватно лингвистич. явлению С. ввиду условности самой орфографии; напр., в ряде языков клитики в одних случаях пишутся слитно с осн. С., в других раздельно; ср. исп. (quiero) dárselo ‘(хочу) дать ему это’, где одно орфографич. С. охватывает три реальных. В фонетич. аспекте отмечаются такие критерии, как возможность паузы до и после С., единое и единственное ударение для каждого С., сингармонизм и др. Однако фонетич. С. могут сливаться (напр., благодаря сандхи), служебные слова часто не имеют отд. ударения; с др. стороны, фонетич. С. не совпадает с границами С. в его лексико-грамматич. понимании и может объединять ряд С. (напр., франц. Je ne le lui ai jamais dit ‘Я этого ему никогда не говорил’ – грамматич. объединение 6 слов – представляет собой одно фонетич. С., объединяемое единым ударением). В структурном аспекте С. определяется как звуковая последовательность, в которую не может быть включена др. последовательность того же уровня (П. С. Кузнецов). Однако, напр., в португ. яз. служебное местоимение может помещаться между основой и окончанием буд. вр. [vos darei→dar-vos-ei ‘(я) вам дам’]. Морфологич. критерий исходит из того, что морфологич. показатель оформляет С. в целом, а не его часть или словосочетание (теория цельнооформленности слова А. И. Смирницкого); однако части сложного С. (см. Словосложение) могут получить отд. морфологич. оформление (франц. bonhomme ‘добряк’ – мн. ч. bonshommes), морфологич. формант может оформлять словосочетание (англ. ’s в the King of England’s ‘английского короля’). Согласно синтаксич. критерию, С. – либо потенциальный минимум предложения (Л. В. Щерба, Е. Д. Поливанов, Л. Блумфилд), либо миним. синтаксич. единица (И. А. Бодуэн де Куртенэ, Э. Сепир, Р. О. Якобсон). Однако этот критерий не позволяет отделить от морфем служебные С., не способные составить отд. предложения. Применяемый исключительно на синтагматич. уровне (см. Синтагматика), синтаксич. критерий ведёт к выделению не С. как таковых, но членов предложения, которые могут объединять ряд С. (ср.: «Где он? – В школе», а не «Школе»). В соответствии с семантич. критерием С. – это всё, что выражает одно определённое понятие (А. А. Реформатский, Л. Ельмслев). С. – миним. значимая единица, для которой существенным оказывается идиоматичность значения, т. е. отсутствие полного параллелизма между значением целого и значением компонентов. Однако один только семантич. критерий не позволяет отличить С. (особенно сложное) от фразеологич. или терминологич. словосочетания.
Второй аспект – это тождество С., его идентификация. Он включает, во-первых, вопрос о принадлежности разных грамматич. форм одному С. (напр., Ф. Ф. Фортунатов считал отдельным С. каждую его грамматич. форму) и в связи с этим определение критериев отграничения словоизменения от словообразования. Выдвигается критерий предметной (референтной) соотнесённости С. Если разл. формы С. могут указать на тот же объект (референт), то они образуют одно С. (словоизменение). Если же референтная отнесённость изменяется, данные формы принадлежат к разным С. (словообразование). Во-вторых, вопрос о принадлежности разных употреблений одного звукового комплекса одному С. и в связи с этим определение критериев отграничения полисемии и омонимии. А. А. Потебня считал отдельным С. каждое употребление С. в новом значении. Решение этой проблемы связано с учётом этимологии и степени сохранения связи между разл. лексич. значениями слова.
Сложность идентификации различных С. и установления их системы обусловлена отчасти наличием вариантов С.: орфографических (франц. chah, shah, schah ‘шах’), фонетических («ноль» и «нуль», «твóрог» и «творóг»), орфоэпических ([ч’]то и [ш]то), стилистических («тысяча» и прост. «тыща»), грамматических («зал» и «зала»), словообразовательных («туристский» и «туристический»), лексико-семантических (разные значения С.; см. Полисемия). Нередко спорным оказывается вопрос о разграничении разных С. и словообразоват. вариантов одного С. (напр., «исторический» и «историчный»).
Различаются неск. типов слов.
По способу номинации выделяются 4 типа. 1. Самостоят. (знаменат., полнозначные) неместоименные С. обладают самостоят. номинативной функцией (см. Номинация), обозначают элемент действительности непосредственно, самостоятельно и обособленно. Они могут образовывать отд. высказывание и составляют самый обширный и осн. тип С. (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные). 2. Служебные С., не обладая самостоят. номинативной функцией, а также грамматич. и фонетич. самостоятельностью, могут указывать на явления внеязыкового мира, лишь употребляясь вместе с самостоят. С. [ср. наречие «сзади» (самостоят. С.) и предлог «за» (служебное С.)]. 3. Местоименные слова обозначают объекты самостоятельно и расчленённо, но опосредованно, соотносясь либо с контекстом, либо с участниками речевого акта, либо со всей речевой ситуацией. 4. Междометия обозначают явления действительности нерасчленённо, в связи с чем не имеют грамматич. оформленности и не могут вступать в синтаксич. отношения с др. С. (ср.: «Мне больно» и «Ай-ай!»).
По фонетическому признаку различаются С. одноударные (большинство самостоят. С.), безударные (клитики) и многоударные (сложные слова: «мнóгознáчный»). По морфологическому признаку – неизменяемые С. (многие наречия) и изменяемые С. (напр., глаголы); простые («ходить»), производные («ходок») и сложные («пароход»). По мотивированности – мотивированные (значение которых предопределяется значением их частей) и немотивированные. По семантико-грамматическому признаку С. группируются в части речи (классы слов). С точки зрения структурной цельности различаются С. (словоформы) цельные (нечленимые) и членимые (аналитические). Последние состоят из знаменат. части и элементов, несущих словообразоват. или грамматич. функцию. Грамматич. элемент в аналитич. словоформах выполняет не синтаксич. функцию (образование члена предложения), а морфологическую (образование морфологич. формы С.), в связи с чем его называют, чтобы отличить от собственно служебного С., отделимой морфемой или вспомогательным С. (напр., «будет» в «Он будет врачом» – служебное С., в «Он будет читать» – вспомогательное).
Разл. типы языковых единиц связаны промежуточными явлениями и переходят друг в друга. На синтаксич. уровне С. определяется в системе понятий «С.» – «член предложения» – «словосочетание».
В семантическом отношении различаются С. однозначные и многозначные, свободные и фразеологически связанные [употребляющиеся только в составе фразеологич. единиц («опор» в «во весь опор»)], абсолютные, способные употребляться отдельно, и относительные, требующие дополнений [ср. перех. и неперех. глаголы (см. Переходности-непереходности категория), существительные «мальчик» и «сын», прилагательные «большой» и «похожий»].
С. дифференцируются по исторической перспективе (архаизмы, неологизмы), по сфере использования [термины (см. Терминология), профессионализмы, арготизмы (см. Арго), поэтизмы, диалектизмы и др.]. По словообразовательным связям выделяются однокоренные С. и С. с тождественными аффиксами, по семантической соотносительности – антонимы и синонимы, гиперонимы и гипонимы (см. Гипонимия), по сходству звучания – омонимы и паронимы.