Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕСТОИМЕ́ННЫЕ СЛОВА́

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 70

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Крылов, Е. В. Падучева

МЕСТОИМЕ́ННЫЕ СЛОВА́, лек­си­ко-се­ман­ти­че­ский класс зна­ме­на­тель­ных слов, при­над­ле­жа­щих к разл. час­тям ре­чи и об­ла­даю­щих «ме­сто­имен­ным» ти­пом лек­сич. зна­че­ния. Кро­ме ме­сто­име­ний, к М. с. от­но­сят­ся ме­сто­имен­ные на­ре­чия и ме­сто­имен­ные гла­го­лы. Как и соб­ст­вен­но ме­сто­име­ния, М. с. де­лят­ся на ло­ги­ко-се­ман­тич. раз­ря­ды и те­ма­тич. клас­сы, от­ра­жаю­щие сис­тем­ную ор­га­ни­за­цию М. с., их це­ло­ст­ную сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но-се­ман­ти­че­скую па­ра­диг­му. Те­ма­тич. клас­сы ме­сто­имен­ных на­ре­чий объ­е­ди­ня­ют тем­по­раль­ные («ко­гда?», «то­гда», «ко­гда-то», «ко­гда-ни­будь», «ни­ко­гда», «все­гда», «сей­час»), ка­че­ст­вен­ные («как?», «так», «эдак», «ина­че», «как-то»), при­чин­ные («по­че­му?», «по­то­му», «по­это­му», «по­че­му-то», «по­че­му-ни­будь»), це­ле­вые («за­чем?», «ни за чем», «за­чем-то»), ло­ка­тив­ные М. с., в т. ч. со зна­че­ни­ем при­бли­же­ния («ту­да», «сю­да», «ку­да», «ку­да-то»), уда­ле­ния («от­ту­да», «от­ку­да», «ото­всю­ду») и на­хо­ж­де­ния («кое-где», «здесь», «там», «тут», «вез­де»).

Ме­сто­имен­ные гла­го­лы – ти­по­ло­ги­че­ски бо­лее ред­кий класс М. с. (ср. в тат. яз. «нит ү» ‘де­лать что-то’, монг. «ин­гэх, тэ­гэх» ‘де­лать так’, яах ‘что делать?’). Англ. гла­гол to do от­но­сят к M. с. при за­ме­ще­нии им гла­голь­ной груп­пы, с ко­то­рой он свя­зан ана­фо­ри­че­ски: Chromate ion has a greater tendency to form complex ions than does sulfate ion ‘Хро­мат-ион име­ет бóльшую тен­ден­цию к об­ра­зо­ва­нию ком­плекс­ных ио­нов, чем суль­фат-ион’.

М. с. об­ра­зу­ют осо­бую сис­те­му суб­сти­ту­тов (слов-за­мес­ти­те­лей), па­рал­лель­ную сис­те­ме пол­но­знач­ных зна­ме­нат. слов дан­но­го язы­ка по ка­те­го­рии те­ма­тич. клас­са. По­это­му при­ём за­ме­ны зна­ме­нат. сло­ва со­от­вет­ст­вую­щим ме­сто­име­ни­ем ис­поль­зу­ет­ся как один из кри­те­ри­ев для раз­бие­ния пол­но­знач­ной лек­си­ки на круп­ные се­ман­ти­ко-син­так­сич. «под­клас­сы» слов.

Вернуться к началу