МЕСТОИМЕ́ННЫЕ СЛОВА́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕСТОИМЕ́ННЫЕ СЛОВА́, лексико-семантический класс знаменательных слов, принадлежащих к разл. частям речи и обладающих «местоименным» типом лексич. значения. Кроме местоимений, к М. с. относятся местоименные наречия и местоименные глаголы. Как и собственно местоимения, М. с. делятся на логико-семантич. разряды и тематич. классы, отражающие системную организацию М. с., их целостную словообразовательно-семантическую парадигму. Тематич. классы местоименных наречий объединяют темпоральные («когда?», «тогда», «когда-то», «когда-нибудь», «никогда», «всегда», «сейчас»), качественные («как?», «так», «эдак», «иначе», «как-то»), причинные («почему?», «потому», «поэтому», «почему-то», «почему-нибудь»), целевые («зачем?», «ни за чем», «зачем-то»), локативные М. с., в т. ч. со значением приближения («туда», «сюда», «куда», «куда-то»), удаления («оттуда», «откуда», «отовсюду») и нахождения («кое-где», «здесь», «там», «тут», «везде»).
Местоименные глаголы – типологически более редкий класс М. с. (ср. в тат. яз. «нит ү» ‘делать что-то’, монг. «ингэх, тэгэх» ‘делать так’, яах ‘что делать?’). Англ. глагол to do относят к M. с. при замещении им глагольной группы, с которой он связан анафорически: Chromate ion has a greater tendency to form complex ions than does sulfate ion ‘Хромат-ион имеет бóльшую тенденцию к образованию комплексных ионов, чем сульфат-ион’.
М. с. образуют особую систему субститутов (слов-заместителей), параллельную системе полнозначных знаменат. слов данного языка по категории тематич. класса. Поэтому приём замены знаменат. слова соответствующим местоимением используется как один из критериев для разбиения полнозначной лексики на крупные семантико-синтаксич. «подклассы» слов.