Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНГАРМОНИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 224

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Виноградов

СИНГАРМОНИ́ЗМ (от греч. σύν – вме­сте и ἁρμονία – со­зву­чие), мор­фо­но­ло­гич. яв­ле­ние, со­стоя­щее в еди­но­об­раз­ном во­ка­ли­че­ском (ино­гда и кон­со­нант­ном) оформ­ле­нии сло­ва как мор­фо­ло­гич. еди­ни­цы.

В язы­ках с С. в струк­ту­ре сло­ва вы­де­ля­ет­ся не­за­ви­си­мый (до­ми­ни­рую­щий) ком­по­нент (обыч­но ко­рень) и за­ви­си­мые ком­по­нен­ты (аф­фик­сы). По то­му, ка­кой фо­но­ло­гич. при­знак яв­ля­ет­ся ос­но­вой С., раз­ли­ча­ют­ся С. тем­бро­вый (по при­зна­ку ря­да), ла­би­аль­ный (по огуб­лён­но­сти) и ком­пакт­но­ст­ный (по подъ­ё­му, или рас­тво­ру); в со­ста­ве сло­ва воз­мож­но со­че­та­ние двух ти­пов С. Напр., в венг. яз. ablak-hoz ‘к окну’, cipész-hez ‘к са­пож­нику’, küszöb-höz ‘к порогу’; во­ка­лизм по­ка­за­те­ля ал­ла­ти­ва -hVz (фор­мы с про­стран­ст­вен­ным зна­че­ни­ем при­бли­же­ния) за­ви­сит от во­ка­лиз­ма кор­ня [пе­ред­ний – зад­ний (-hoz/-hez), ла­би­аль­ный – не­ла­би­аль­ный (-hez/-höz)]. C. при­сущ гл. обр. агг­лю­ти­на­тив­ным язы­кам, где он обес­пе­чи­ва­ет це­ло­ст­ность и от­дель­ность сло­во­фор­мы, дей­ст­вуя как «це­мен­ти­рую­щее сред­ст­во» (И. А. Бо­ду­эн де Кур­те­нэ), и в этой функ­ции С. со­от­но­сит­ся с уда­ре­ни­ем в ин­до­ев­ро­пей­ских язы­ках. Кон­крет­ный тип С. за­ви­сит от ха­рак­те­ра во­ка­лич. и про­со­дич. (см. Про­со­дия) сис­те­мы язы­ка. В ура­ло-алт. язы­ках (см. Ураль­ские язы­ки, Ал­тай­ские язы­ки) с их тем­бро­вым бо­гат­ст­вом глас­ных пред­став­лен тем­бро­вый и ла­би­аль­ный С., в ря­де ни­ге­ро-кон­го­лез­ских язы­ков (напр., в ква язы­ках), имею­щих мно­го­сту­пен­ча­тую гра­да­цию глас­ных по подъ­ё­му, – ком­пакт­но­ст­ный С., при ко­то­ром в сло­ве воз­мож­ны лишь глас­ные од­ной из двух се­рий – ши­ро­кие или уз­кие (чёт­ной сту­пе­ни – не­чёт­ной сту­пе­ни). Мно­гие син­гар­мо­нич. язы­ки об­на­ру­жи­ва­ют от­кло­не­ния от иде­аль­ной схе­мы С., что про­яв­ля­ет­ся в на­ли­чии ней­траль­ных глас­ных (час­то e, i), спо­соб­ных встре­чать­ся как в пе­ред­не­ряд­ных, так и в зад­не­ряд­ных сло­вах; С. час­то не рас­про­стра­ня­ет­ся на пре­фик­сы и на слож­ные сло­ва, в ко­то­рых ка­ж­дый ком­по­нент име­ет свой син­гар­мо­нич. ри­су­нок.

С С. ино­гда сбли­жа­ют та­кие яв­ле­ния, как ум­ла­ут в древ­них гер­ман­ских язы­ках, но он на­по­ми­на­ет С. лишь фо­не­ти­че­ски, от­ли­ча­ясь функ­цио­наль­но. По­ня­тие «С.» ши­ре, чем обыч­но ото­жде­ст­в­ляе­мое с ним по­ня­тие гар­мо­нии глас­ных, т. к. С. мо­жет вы­ра­жать­ся и в гар­мо­нии со­глас­ных (как в не­ко­то­рых ин­дей­ских язы­ках Сев. Аме­ри­ки).

Лит.: Чер­кас­ский М. А. Тюрк­ский во­ка­лизм и син­гар­мо­низм. М., 1965; Ви­но­гра­дов В. А. Ти­по­ло­гия син­гар­мо­ни­че­ских тен­ден­ций в язы­ках Аф­ри­ки и Ев­ра­зии // Про­бле­мы аф­ри­кан­ско­го язы­ко­зна­ния. М., 1972; Issues in vowel harmony. Amst., 1980.

Вернуться к началу