Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЛА́СНЫЕ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 222-223

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Бондарко

ГЛА́СНЫЕ, класс зву­ков ре­чи, вы­де­ляе­мый на ос­но­ва­нии их ар­ти­ку­ля­тор­ных, аку­сти­че­ских и функ­цио­наль­ных свойств и про­ти­во­пос­тав­лен­ный со­глас­ным. Ар­ти­ку­ля­тор­ные свой­ст­ва Г. за­клю­ча­ют­ся в том, что это зву­ки, об­ра­зую­щие­ся с обя­зат. уча­сти­ем го­ло­са (шё­пот­ные Г. – ис­клю­че­ние, под­твер­ждаю­щее об­щее пра­ви­ло) и при от­сут­ст­вии к.-л. пре­гра­ды в над­гор­тан­ных по­лос­тях. Для об­ра­зо­ва­ния Г. ха­рак­тер­ны от­сут­ст­вие ло­ка­ли­зо­ван­но­го в к.-л. уча­ст­ке мус­куль­но­го на­пря­же­ния, осо­бая роль губ, язы­ка и мяг­ко­го нё­ба в об­ра­зо­ва­нии ка­че­ст­ва. С аку­стич. точ­ки зре­ния Г. – это зву­ки с го­ло­со­вым ис­точ­ни­ком воз­бу­ж­де­ния и с чёт­ко вы­ра­жен­ной фор­мант­ной струк­ту­рой. Осо­бая функ­ция Г. за­клю­ча­ет­ся в том, что они яв­ля­ют­ся вер­ши­ной сло­га, сло­го­об­ра­зую­щим эле­мен­том в со­че­та­ни­ях зву­ков ре­чи. Все эти при­зна­ки не аб­со­лют­ны: ар­ти­ку­ляц. и аку­стич. раз­ли­чия ме­ж­ду Г. и не­ко­то­ры­ми со­нан­та­ми мо­гут во­об­ще от­сут­ст­во­вать (напр., ме­ж­ду рус. [i] и [i̯] в сло­вах «у Маи» [umái] и «май» [mai̯]). Кро­ме то­го, сло­го­об­ра­зую­щим эле­мен­том мо­жет быть не толь­ко Г., но и со­глас­ный. Т. о., мож­но ут­вер­ждать, что звук ре­чи, об­ла­даю­щий пе­ре­чис­лен­ны­ми осо­бен­но­стя­ми, ско­рее все­го Г., а не со­глас­ный. Един­ст­вен­ным собств. свой­ст­вом Г. яв­ля­ет­ся его бóльшая сло­го­об­ра­зую­щая си­ла: в со­че­та­нии «со­глас­ный+глас­ный» вер­ши­ной сло­га обя­за­тель­но бу­дет Г. Вы­сту­пая в ро­ли сло­го­об­ра­зую­ще­го эле­мен­та, Г., с од­ной сто­ро­ны, «под­чи­ня­ет» се­бе со­сед­ние со­глас­ные, по­сколь­ку ар­ти­ку­ля­тор­ная реа­ли­за­ция со­глас­но­го су­ще­ст­вен­но за­ви­сит от ка­че­ст­ва Г. в сло­ге, с дру­гой – из­ме­не­ния са­мо­го Г. обес­пе­чи­ва­ют фо­не­тич. це­ло­ст­ность сло­ва как по­сле­до­ва­тель­но­сти сло­гов, один из ко­то­рых не­сёт сло­вес­ное уда­ре­ние, а дру­гие яв­ля­ют­ся без­удар­ны­ми; на­ко­нец, объ­е­ди­не­ние слов в син­таг­му (вы­ска­зы­ва­ние) про­ис­хо­дит бла­го­да­ря спец. фо­не­тич. ор­га­ни­за­ции удар­ных глас­ных. Т. о., фо­не­тич. функ­ция Г. – ор­га­ни­за­ция зву­ко­вой це­ло­ст­но­сти сло­га, сло­ва и син­таг­мы.

Ар­ти­ку­ля­ци­он­ные клас­си­фи­ка­ции Г. стро­ят­ся на ос­но­ве сле­дую­щих при­зна­ков: сте­пень подъ­ё­ма язы­ка, сте­пень про­дви­ну­то­сти язы­ка впе­рёд или на­зад, по­ло­же­ние губ (на­ли­чие или от­сут­ст­вие ла­биа­ли­за­ции), по­ло­же­ние мяг­ко­го нё­ба.

По сте­пе­ни подъ­ё­ма язы­ка Г. де­лят­ся на 3 груп­пы: Г. ниж­не­го подъ­ё­ма, при ар­ти­ку­ля­ции ко­то­рых язык за­ни­ма­ет мак­си­маль­но низ­кое по­ло­же­ние в по­лос­ти рта; Г. вы­со­ко­го подъ­ё­ма, при об­ра­зо­ва­нии ко­то­рых язык за­ни­ма­ет са­мое вы­со­кое по­ло­же­ние в по­лос­ти рта; Г. сред­не­го подъ­ё­ма, т. е. не от­но­ся­щие­ся ни к глас­ным верх­не­го, ни к глас­ным ниж­не­го подъ­ё­ма (от­но­си­тель­но чис­ла гра­да­ций по подъ­ё­му сре­ди по­след­них нет еди­но­го мне­ния).

Про­дви­же­ние язы­ка в пе­ред­нюю или зад­нюю часть по­лос­ти рта – ос­но­ва­ние для ха­рак­те­ри­сти­ки Г. по ря­ду: при об­ра­зо­ва­нии Г. пе­ред­не­го ря­да вся мас­са язы­ка про­дви­ну­та впе­рёд, при об­ра­зо­ва­нии Г. зад­не­го ря­да – на­зад; при об­ра­зо­ва­нии Г. сме­шан­но­го ря­да язык вы­тя­нут вдоль по­лос­ти рта.

Огуб­лен­ность (ла­биа­ли­за­ция), т. е. вы­тя­ги­ва­ние и ок­руг­ле­ние губ при об­ра­зо­ва­нии Г., – один из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных при­зна­ков глас­ных.

По по­ло­же­нию мяг­ко­го нё­ба Г. де­лят­ся на рто­вые (мяг­кое нё­бо под­ня­то и за­кры­ва­ет про­ход воз­ду­ха в по­лость но­са) и но­со­вые (мяг­кое нё­бо опу­ще­но, воз­дух про­хо­дит так­же и в по­лость но­са).

Ме­нее рас­про­стра­нён­ный при­знак Г. – фа­рин­га­ли­за­ция (су­же­ние сте­нок глот­ки во вре­мя про­из­не­се­ния).

Кро­ме ар­ти­ку­ля­тор­ных при­зна­ков, при опи­са­нии Г. учи­ты­ва­ют­ся и их про­со­дич. ха­рак­те­ри­сти­ки, в пер­вую оче­редь дли­тель­ность и тон, т. к. су­ще­ст­ву­ют язы­ки, где про­ти­во­пос­тав­ле­ние Г. по дли­тель­но­сти или по то­ну фо­не­ма­тич­но (см. Про­со­ди­че­ские сред­ст­ва язы­ка, Тон). Дол­гие Г. от­ли­ча­ют­ся от со­от­вет­ст­вую­щих им крат­ких не толь­ко бóль­шим вре­ме­нем зву­ча­ния, но и не­ко­то­ры­ми ар­ти­ку­ля­тор­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми (напр., англ. [i:] бо­лее за­кры­тый и пе­ред­ний, чем [ı], нем. [u] бо­лее от­кры­тый и ме­нее зад­ний, чем [u:], и т. д.). Раз­ли­чия в дли­тель­но­сти ме­ж­ду дол­ги­ми и крат­ки­ми Г. вы­ра­жа­ют­ся по-раз­но­му: они мак­си­маль­ны в слу­чае, ес­ли дол­гие и крат­кие не раз­ли­ча­ют­ся ка­че­ст­вен­но, и ми­ни­маль­ны, ес­ли ме­ж­ду дол­ги­ми и крат­ки­ми су­ще­ст­ву­ет раз­ни­ца по ря­ду, подъ­ё­му и т. д. При клас­си­фи­ка­ции Г. по то­ну учи­ты­ва­ет­ся не толь­ко час­тот­ная ха­рак­те­ри­сти­ка ко­ле­ба­ний го­ло­со­вых свя­зок, но и бо­лее слож­ные при­зна­ки, та­кие как ско­рость из­ме­не­ния час­то­ты, ре­гистр, вре­мя, за ко­то­рое про­ис­хо­дит из­ме­не­ние, и т. д. С точ­ки зре­ния од­но­род­но­сти ар­ти­ку­ля­ции Г. де­лят на мо­но­фтон­ги и ди­фтон­ги.

Аку­стич. ха­рак­те­ри­сти­ки Г. оп­ре­де­ля­ют­ся свой­ст­ва­ми над­гор­тан­ных по­лос­тей, иг­раю­щих роль ре­зо­на­то­ров. Ре­зо­нанс­ные час­то­ты ка­ж­дой из по­лос­тей за­ви­сят от объ­ё­ма и фор­мы по­лос­ти, т. е. от по­ло­же­ния язы­ка, губ и т. д. Эти ре­зо­нанс­ные час­то­ты при­ня­то на­зы­вать фор­ман­та­ми Г. При опи­са­нии аку­стич. свойств Г. учи­ты­ва­ют, как пра­ви­ло, свой­ст­ва пер­вых двух фор­мант (FI и FII), от­но­си­тель­но ко­то­рых из­вест­но, что их час­то­та оп­ре­де­лён­ным об­ра­зом свя­за­на с ар­ти­ку­ляц. свой­ст­ва­ми Г.: час­то­та FI за­ви­сит от подъ­ё­ма глас­но­го (чем бо­лее от­кры­тый Г., тем вы­ше час­то­та FI), a FII – от ря­да глас­но­го (чем бо­лее пе­ред­ний Г., тем вы­ше час­то­та FII); огуб­лен­ность по­ни­жа­ет час­то­ту обе­их фор­мант, на­за­ли­зо­ван­ность (см. На­за­ли­за­ция) при­во­дит к ос­лаб­ле­нию ин­тен­сив­но­сти FI и FII и к по­яв­ле­нию до­пол­нит. «фор­ман­ты на­за­ли­зо­ван­но­сти». Пред­по­ла­га­ет­ся, что для Г. с вы­со­кой час­то­той FII (т. е. для Г. пе­ред­не­го ря­да) су­ще­ст­вен­ны и ха­рак­те­ри­сти­ки бо­лее вы­со­кой фор­ман­ты, FIII. Из­ме­не­ния час­тот­ных ха­рак­те­ри­стик фор­мант во вре­ме­ни сви­де­тель­ст­ву­ют об ар­ти­ку­ля­тор­ных из­ме­не­ни­ях глас­но­го.

Аку­сти­че­ская клас­си­фи­ка­ция Г. ос­но­вы­ва­ет­ся как на соб­ст­вен­но час­тот­ных ха­рак­те­ри­сти­ках фор­мант, так и на бо­лее слож­ных при­зна­ках, опи­сы­ваю­щих рас­по­ло­же­ние фор­мант в спек­тре Г. В со­от­вет­ст­вии с тем, в ка­кой час­ти спек­тра – вы­со­кой или низ­кой – со­сре­до­то­че­на осн. энер­гия, Г. де­лят­ся на вы­со­кие и низ­кие; с точ­ки зре­ния рас­по­ло­же­ния фор­мант по от­но­ше­нию к центр. час­ти спек­тра – на ком­пакт­ные (в спек­тре ко­то­рых фор­ман­ты за­ни­ма­ют центр. часть) и диф­фуз­ные (фор­ман­ты рас­по­ло­же­ны по кра­ям спек­тра); по сте­пе­ни уда­ле­ния рас­по­ло­же­ния фор­мант от по­ло­же­ния фор­мант ней­траль­но­го глас­но­го – на на­пря­жён­ные (боль­шее рас­стоя­ние) и не­на­пря­жён­ные (мень­шее рас­стоя­ние).

Су­ще­ст­вен­ны при­зна­ки Г., ис­поль­зуе­мые при их вос­при­ятии. По­сколь­ку пря­мой свя­зи ме­ж­ду час­то­та­ми фор­мант и фо­не­тич. ин­тер­пре­та­ци­ей Г. нет, ис­сле­ду­ет­ся роль разл. аку­стич. ха­рак­те­ри­стик для фо­нем­ной иден­ти­фи­ка­ции глас­но­го. Ус­та­нов­ле­но, что из­ме­не­ние час­тот фор­мант на про­тя­же­нии Г. ис­поль­зу­ет­ся че­ло­ве­ком для опо­зна­ния не толь­ко са­мо­го Г., но и со­сед­не­го со­глас­но­го (ча­ще все­го пред­ше­ст­вую­ще­го). Су­щест­вен­ны­ми для оп­ре­де­ле­ния та­ких при­зна­ков Г., как ряд или подъ­ём, яв­ля­ют­ся не­ко­то­рые по­ро­го­вые зна­че­ния од­ной из фор­мант.

Сис­те­ма Г. в язы­ке, диа­лек­те или в груп­пе язы­ков на­зы­ва­ет­ся во­ка­лиз­мом.

Лит.: Jassem W. Podstawy fonetyki akus­ty­cz­nej. Warsz., 1973; Зин­дер Л. Р. Об­щая фо­не­ти­ка. 2-е изд. М., 1979; Щер­ба Л. В. Рус­ские глас­ные в ка­че­ст­вен­ном и ко­ли­че­ст­вен­ном от­но­ше­нии. Л., 1983; Бон­дар­ко Л. В., Вер­биц­кая ЛА., Гор­ди­на М. В. Ос­но­вы об­щей фо­не­ти­ки. 4-е изд. М.; СПб., 2004.

Вернуться к началу