ПРИЛАГА́ТЕЛЬНОЕ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРИЛАГА́ТЕЛЬНОЕ, одна из знаменательных частей речи; класс слов, обозначающих непроцессуальный признак (свойство) предмета, события или другого признака («глухой лес», англ. He is very clever ‘Он очень умён’, «поздняя встреча», «полная глухота») и выступающих гл. обр. в синтаксич. функции определения (атрибута) или сказуемого (предиката). Выступая как определение при имени, П. образует атрибутивную конструкцию (напр., «старый сад», «Он, застенчивый, трудно сходился с людьми»). Будучи употребляемо в качестве предиката (части предиката), оно может соединяться с именем через глагол-связку [«Этот дом (был) совсем новый (новым)», «Эта проблема (была) не нова», «Она (была, оказалась) интереснее, чем я ожидал»]. Оно также может использоваться в конструкциях с т. н. предикативным определением [совмещающим признаки атрибута и предиката; напр., «Я помню его молодым (моложе)»].
Во многих языках П. не выделяются как отд. часть речи, имеющая свои морфологич. и/или синтаксич. характеристики. В некоторых языках (напр., в перс., фин.) слова, обозначающие признак, грамматически не отличаются от существительных и образуют с ними единый класс имён; существуют языки (кит., кор. и др.), в которых слова с подобным значением грамматически не отличаются от глаголов и образуют с ними единый класс предикативов. Часто одна из форм П. способна выполнять также функцию наречия (рус. «хорошо», нем. gut). Для ряда языков вопрос о существовании П. как особой части речи является спорным.
В разных языках П. обладают разным набором грамматических категорий. Так, в языках, в которых есть категория рода (напр., в русском), П. изменяется по родам («сильный человек» – «сильная связь» – «сильное давление»). Если в к.-л. языке у П. имеются словоизменит. грамматич. категории существительных (число, падеж и др.), они носят, как и род, согласоват. характер («сильные люди, связи»; «сильного давления» – «о сильном давлении»); в ряде языков эти категории у П. могут отсутствовать [напр., в англ. яз. П. не изменяются по числам – clever boy (boys) ‘умный мальчик (умные мальчики)’].
П. может иметь свои особые грамматич. категории. Напр., в рус. яз. – категорию атрибутивности-неатрибутивности (А. А. Зализняк) [предикативности-непредикативности (В. Г. Гак)], выражающуюся в противопоставлении полных и кратких форм П. и отражающуюся в возможности их атрибутивного и предикативного употребления [«серый заяц», «седой старик» – «Ты сер, а я, приятель, сед» (И. А. Крылов)]; одушевлённости-неодушевлённости категорию (только в вин. падеже: «читаю новый роман» – «вижу нового друга»). В балтийских языках у П. имеется определённости-неопределённости категория. В нем. яз. различают т. н. сильное и слабое склонение П. Во многих языках для П. (или их части) характерно наличие степеней сравнения (напр., «старый» – «старее», «более старый» – «старейший», «самый старый»; болг. «нов» – «по-нов» – «най-нов»; лат. longus ‘длинный’ – longior ‘длиннее’ – longissimus ‘самый длинный’).
В большинстве языков, где П. тяготеют к имени и склоняются (напр., в латинском), их окончания обычно сходны с окончаниями существительных; однако в ряде языков (в рус., нем. и др.) П. обладают собств. окончаниями склонения («больш-ой дом-ø» – «больш-ого дом-а» – «больш-им дом-ом»). Сходный характер могут иметь также грамматич. отличия между П. и глаголами; напр., в япон. яз., где П., подобно глаголам, спрягаются, они всё же отличаются от глаголов особым набором форм спряжения.
По семантике П. крайне неоднородны, а их классификации очень разнообразны. Выделяют П. оценочные («хороший» – «плохой»), параметрические («широкий» – «узкий»), П. цвета, формы и т. п.; П., которые обозначают свойства вещей, воспринимаемые чувствами, физич. качества живых существ, внутр. психологич. свойства, постоянные качества и временные состояния. С семантич. точки зрения, видимо, универсальным является деление П. на качественные, представляющие свойства как воспринимаемые непосредственно («большой», «зелёный», «ароматный»), и относительные, представляющие свойства через к.-л. отношения к др. предмету («наземный», «мамин») или действию («натяжной»).
Для П. в большинстве языков характерно наличие особого набора словообразоват. средств. В большинстве языков П. легко субстантивируются («столовая», «больной»; см. Субстантивация).