ГЛАГО́Л
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЛАГО́Л, одна из знаменательных частей речи, выражающая грамматическое значение действия или состояния (т. е. любого признака, реализующегося во времени) и функционирующая гл. обр. в качестве сказуемого. В системе частей речи Г. прежде всего противопоставлен существительному. По мнению некоторых лингвистов, различие Г. и существительного присуще всем языкам, хотя признаки, их различающие, могут быть в разных языках не одинаковыми. Есть языки, где знаменат. слова не различаются по свойствам. Напр., в кит. яз. одно и то же слово часто выступает в функции и Г., и существительного («таолунь» ‘обсуждать; обсуждение’; «пипин» ‘критиковать; критика’ и др.), поэтому существует мнение (не общепринятое) об отсутствии в этом языке частей речи. Такое же совмещение функций есть в англ. яз. (ср. purpose ‘намерение’ – to purpose ‘намереваться’), хотя в нём много слов с чёткими свойствами Г. или существительного.
Для Г. наиболее существенно различие действий (бежать, работать, резать, вставать), состояний (спать, стоять, болеть, быть богатым) и качеств (быть большим, быть красным). Эти различия могут влиять на объём класса Г. Есть языки, где Г. обозначает любое из названных событий (айнский, волоф, некоторые языки Дагестана). Но во многих языках, включая русский, Г. – стандартное средство обозначения действий и состояний, а качества обозначаются прилагательным. Семантич. грань между качествами и состояниями не всегда очевидна, что сказывается на различиях частей речи в разных языках: напр., рус. Г. «болеть» в япон. яз. по значению соответствует прилагательному itai, а прилагательному «богатый» – Г. tomu.
В системе грамматич. форм Г. обычно противопоставлены финитные (личные) формы, выступающие в качестве сказуемого, и нефинитные (неличные) формы – причастия, используемые как определения, деепричастия, имеющие функцию обстоятельств, инфинитивы и герундии (особые формы отглагольных существительных, напр., в англ. яз.), способные выступать как подлежащие и дополнения. В ряде языков нефинитные формы (или их часть) отсутствуют, а финитные формы могут иметь разл. функции, определяемые, в частности, порядком слов. Напр., в япон. яз. сказуемое заканчивает предложение, а постановка финитной формы в позицию перед существительным делает Г. определением к нему. В ряде языков, напр. в тюркских языках, причастия и деепричастия могут выступать и в функции сказуемого.
Во многих языках Г. обладает формоизменением (спряжением), связанным с теми или иными грамматическими категориями. Обычно система грамматич. форм и категорий Г. бывает наиболее сложной и многообразной. Для Г. не существует универсальной системы грамматич. категорий. Напр., есть языки, где нет времён (вьетнамский, айнский). Однако многие грамматич. категории тяготеют в большом числе языков к выражению именно в Г.: время, вид, наклонение, залог и др. Есть категории, свойственные разным частям речи, включая Г.: число, лицо, категории вежливости. Как правило, количество категорий для финитных форм больше, чем для нефинитных. Есть формы, специфичные для сказуемого, напр. повелит. наклонение. Как правило, Г. обладает и специфич. сочетаемостью со служебными словами: Г. сочетаются с союзами, но не с предлогами или артиклями.
Г. может классифицироваться по разл. основаниям. Среди семантических классификаций наиболее важно разграничение глаголов действия (активных) и глаголов состояния (стативных). Оно нередко связано с формальными свойствами: во многих языках стативные глаголы не имеют форм повелит. наклонения, иногда некоторых залоговых форм. По синтаксическим свойствам важно разграничение переходных (присоединяющих прямое дополнение) и непереходных (лишённых этой способности) Г.; переходны обычно лишь активные Г. Это различие важно для залога; напр., в рус. и англ. языках лишь переходные Г. могут иметь пассивные формы.