ВИД
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИД (аспект) глагола, грамматич. категория глагола, характеризующая ситуацию, обозначаемую глаголом, в отношении её темпоральной структуры.
Эта структура имеет сложный состав и соответствует развитию ситуации во времени: ситуация в общем случае может состоять из подготовит. фазы действия или состояния, их начального момента, срединной фазы, финального момента (или «предела») и результирующего состояния (или «результата»). Видовые значения глагола могут быть первичными и вторичными. И те и другие выражаются спец. видовыми показателями (в разных языках разными).
Первичные значения указывают на то, какой из названных фрагментов ситуации находится в поле зрения говорящего, т. е. попадает в т. н. окно наблюдения. Наиболее изучены следующие первичные видовые значения: дуратив, или прогрессив, – в поле зрения говорящего находится только срединная фаза (напр., «Лодка плывёт к берегу»); комплетив – в поле зрения момент достижения предела («Яблоко упало»); результатив – в поле зрения результирующее состояние («Дверь открыта»). В языках мира есть также грамматич. показатели, выражающие подготовит. фазу ситуации – проспектив (напр., англ. The boat is going to turn over ‘Лодка сейчас/вот-вот перевернётся’), начальный момент – инхоатив («поплыл», «зацвёл»). Говорящий может рассматривать и ситуацию в целом, от её начального момента до момента прекращения – лимитатив («отдохнул две недели»; англ. danced for about two hours ‘(про)танцевал около двух часов’).
Не все типы глаголов могут обозначать любое из первичных значений. Напр., названия свойств и состояний (ср. «болеть», «принадлежать») обычно не сочетаются с показателями подготовит. фазы ситуации (проспектива), достижения предела (комплетива) и результатива. Наибольшие грамматические возможности в выражении значений В. имеет группа глаголов, обозначающих предельные процессы (типа «падать/упасть», «открывать/открыть»), наименьшие – группы глаголов событий и состояний. Все они называются акциональными классами.
Во многих языках мира показатели В. могут обозначать не только первичные видовые значения, но и переводить глагол из одного акционального класса в другой (часто с дополнит. изменениями его значения). В этом случае возникают вторичные видовые значения. Так, когда к глаголу, обозначающему мгновенное событие, присоединяется показатель срединной фазы (прогрессива), он может переходить в класс непредельных процессов и обозначать последовательность единичных событий (т. е. мультипликатив); напр., англ. is coughing ‘кашляет (многократно, подряд)’; ср. to cough ‘кашлянуть’ (событие, сов. вид) и ‘кашлять’ (мультипликативный процесс, несов. вид).
Показатели В. в языках мира обычно многозначны. Категория В. в конкретной глагольной системе, как правило, имеет лишь два-три показателя, которые выражают всю гамму первичных и вторичных видовых значений. Поэтому на каждый показатель приходится значит. функциональная нагрузка; это создаёт большую сложность в правилах употребления видов. В русском и др. слав. языках, где грамматически различаются всего 2 видовых значения (сов. и несов. вид), каждое из них чрезвычайно богато «частными значениями». Так, рус. несов. вид выражает и дуративность («Вот бегает дворовый мальчик»), и хабитуальность – указание на постоянные свойства, привычки и т. п. («Страус бегает быстрее лошади»), и результативность («Ты когда-нибудь бегал на длинные дистанции?»). Богат «частными значениями» и сов. вид. Механизмы совмещения частных первичных и вторичных значений – особая проблема аспектологии.